План-конспект урока по русскому языку для 4-го класса по теме "Общие понятие о наречии".
Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи:
1. Освоение знаний о наречии как о части речи, об отличительных особенностях зтой части речи.
2. Формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Общее понятие о наречии" »
План- конспект урока по теме « Общее понятие о наречии» ( 4 класс) по учебнику В.П. Канакиной
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи:
Освоение знаний о наречии как о части речи, об отличительных особенностях зтой части речи.
Формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
I.Организационный момент
-Недавно мы познакомились с фразеологизмами. Попробуйте составить пожелание своим товарищам перед работой на уроке, употребив подходящие фразеологические обороты.( Например, считать ворон, сесть в калошу, засучив рукава, спустя рукава, не вешать нос).
II.Актуализация знаний.
На доске записаны слова с пропущенными буквами:
Х…р…шо, вес…л…, быстр…., скор…, ок…л…
-Что объединяет эти слова? Вспомните ,какие вы ещё знаете слова, оканчивающиеся на букву о ?
Особенности этих слов будут предметом нашего иучения на уроке. Мы встречались с этими словами и раньше.Кто помнит, как они называются?
На доске тема урока « Наречие»
III.Проблемное объяснение нового материала.
На доске текст упражнения 109:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны Льёт печально свет она.
-Какие слова употреблены в стихотворении в переносном смысле?
Сравните выделенные слова.Что они обозначают: признак предмета или признак действия?
- На какой вопрос отвечает каждое выделенное слово? С какой частью речи связано? Каким членом предложения является? Выпишите подчёркнутые словосочетания.Стрелкой укажите связь слов в них.
- На какой вопрос отвечает слово печально? -Что обозначает? Каким членом является в предложении? Какую часть речи поясняет в предложении?
Учитель: Наречие – старое слово, оно было уже в древнерусском языке. И если мы обратимся к этимологии, то выделим корень « реч».Слово « речь» в древнерусском языке имело несколько значений, одним из которых было название части речи- глагол. Само слово наречие указывает на его близость к глаголу.
IV. Первичное закрепление во внешней речи.
-Начнём составлять памятку для характеристики этой части речи.
Выполнение упражнения 110 ( устно).
-Изменится ли наречие звонко( тонко), если мы глагол журчит будем изменять по числам, по временам?
-Какой вывод можем сделать? ( Глагол- неизменяемая часть речи)
-Выяснение роли наречий в речи на какие вопросы они отвечают.
V.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
-Мы изучили многие части речи и говоря о каждой, выясняли,какова же их роль. Попробуем определить роль наречий в языке.Для этого проведём лингвистический эксперимент на материале упражнения № 111.
-Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.
-Какой можем сделать вывод? Какую роль выполняют наречия в предложении?
-На какой вопрос отвечают наречия? Поставьте этот вопрос от глагола, с которым наречие связано по смыслу.
Выпишите наречия, ставя перед ними вопросы, на которые они отвечают.
Где? Впереди, как? Медленно и т.д.
Сделаем вывод: на какой вопрос могут отвечать наречия? Каким членом предложения будут являться?
Отвечает на вопросы как? Где? Куда? Откуда? Когда?
В предложении является обстоятельством.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Мы с вами говорим, что наречия делают нашу речь более точной, выразительной. Попробуем заменить фразеологические обороты наречиями.
Работа в парах
Идти черепашьим шагом- ( медленно)
Кот наплакал – ( медленно)
Как по маслу – ( хорошо)
Встать чуть свет – ( рано)
Рукой подать – ( близко)
Яблоку негде упасть – ( тесно)
VII.Итог урока.
- С какой частью. Речи мы познакомились на уроке? В ходе наших исследований мы пытались исследовать и понять особенности наречия. Как же мы теперь можем охарактеризовать эту часть речи?
Послушайте стихотворение юной поэтессы Эли Куклиной и скажите, какие слова привлекли внимание юной поэтессы.
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово « высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: « Кругом белым- бело!»-
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек. Если скажешь слово ты « темно»-
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь « ароматно» ты-
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажещь ты « красиво»- Пред тобою сразу вся Россия.
VIII. Рефлексия.
_ Какую цель перед собой мы ставили?
- Достигли ли мы поставленной цели?
-Кто у нас на уроке работал « не покладая рук»?
Над чем ещё надо поработать?
IX. Домашнее задание:
-Дома вы продолжите свои исследования, познакомитесь с новыми наречиями и вопросами на которые они отвечают и помогут вам выполнять упражнение 112 опорные схемы.