План - конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные слова»
План - конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные слова»
Тема:Однокоренные слова
Цель: закрепить представление о двух признаках родственных слов, закрепить умение выделять корень слова, развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, сравнивать слова, находить среди слов однокоренные; развивать мыслительную и творческую деятельность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе; формировать языковую, коммуникативную компетентности, учить детей слушать и уважать друг друга
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные слова»»
Управление образования
Амвросиевского района
Амвросиевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
План - конспект урока
русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные слова»
Тема:Однокоренные слова
Цель: закрепить представление о двух признаках родственных слов, закрепить умение выделять корень слова, развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, сравнивать слова, находить среди слов однокоренные; развивать мыслительную и творческую деятельность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе; формировать языковую, коммуникативную компетентности, учить детей слушать и уважать друг друга
Формируемые УУД:
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в парах, группах, учебник русского языка (2 часть) для 3 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Форма проведения: урок с использованием компьютерных технологий, урок - путешествие
Ход урока
I. Организация класса
II. Эмоциональный настрой и мотивация
Упражнение - настрой
− Весна, весна на улице, весенние деньки… Весна − прекрасное время года! Давайте окунёмся в эту атмосферу и представим, что на дворе яркое солнышко. Слышны голоса птиц, воздух наполнен ароматами весенних цветов.
Пусть этот день несёт нам радость обучения, и, подобно этим цветам, раскроются наши души, даря окружающим свет и тепло. Вот с таким настроением и начнем наш урок.
Весна – время, когда хочется больше быть на воздухе, прогуливаться, это правильно, очень полезно для здоровья. Сегодня на уроке мы тоже совершим прогулку - путешествие. Приложение. Слайд № 2
− Откройте тетради и запишите дату нашей прогулки.
III. Каллиграфическая минутка. Словарная работа
Апрель. На дворе звенит капель…
− Капельки воды упали на словарные слова и смыли орфограммы.Приложение. Слайд № 3
− Какие, догадались?
− Давайте вернём их на свои места.
− Покажите карточкой нужную букву.
В..рона, вор..н, в..робей, к..рова, с..рока.
− Назовите однокоренные слова.
− Чем объединены слова? (Все слова отвечают на вопрос кто? В них орфограмма -оро-)
− Какую букву выберем для минутки каллиграфии?
− На что она похожа? (На солнышко) Весной ярче светит солнышко, и мы ему очень рады.Приложение. Слайд № 5
− Запишите буквы О заглавную и строчную каллиграфически правильно в тетрадь.
− Что можете сказать о звуке, который обозначает буква о?
Релаксация
– Ребята, закройте глазки, представьте ясное солнечное утро, солнышко брызжет своими тёплыми лучами на землю. Вдруг один из солнечных лучиков коснулся вас. Он пробежал по вашему животику – погладьте животики, потом коснулся ваших щёчек – погладьте щёчки. Потом переметнулся на ваши головки – погладьте себя по головке. И от этого вам стало тепло, спокойно и весело. Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.
− Послушайте. Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении?
Весенний воздух свеж и чист.
Вот зеленеет первый лист,
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.…
Ватага вольных воробьёв
Ворону гонит из кустов.…
Весна готовит свой парад −
Весь мир весне весёлой рад.
− О чем это стихотворение? Приложение. Слайд № 6
− Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении?
− Это любимые звуки нашей гостьи Весны. Как вы думаете, почему?
− Какой буквой обозначаются эти звуки?
−Весне будет приятно, если мы напишем букву В красиво.Приложение. Слайд № 7
− Запишите в тетрадях заглавную и строчную буквы. Что можете сказать о звуках, которые обозначает буква в?
− Услышали ли вы родственные слова в стихотворении? Назовите их.
− Прочитайте слова.Приложение. Слайд № 8
В..сна, в..снушки, в..сенняя, в..снянка
− Назовите орфограммы в словах. Подберите проверочное слово.
− Спишите слова в тетрадь. Но не забывайте о правиле письма. Сядьте ровно, возьмите правильно ручку.
IV. Объявление темы и задач урока
− Что вы можете сказать о данных словах? (Они однокоренные)
− Как вы думаете, какова тема нашего урока?Приложение. Слайд № 9
− Какие задачи мы перед собой поставим, какие знания обобщим, какое умение закрепим, чему научимся?
V. Основная часть урока. Применение знаний, умений и навыков
Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос. Повторение правил
− Расскажите правило: какие слова называются однокоренными, что такое корень слова.
− Весна – прекрасное время года, но именно в этот период существует опасность заболеть, после зимы наш организм ослаблен, нехватка витаминов, воздух весной влажный − благоприятное условие для развития вирусов.
− Что нужно делать, чтобы не заболеть?
− Источником здоровья всегда считалась родниковая вода, туда мы и отправимся сначала.
− Послушайте сказку, запомните как можно больше родственных слов.
Чужак
Однажды весной собрались у Воды родственники. Водица с Водопадом на солнышке греются. Водичка по камушкам на одной ножке скачет.Водомерка с водорослями заигралась. Водитель на гармошке играет. Даже сам Водяной пожаловал.
И все Старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужого приметила. Велела ему идти прочь в свою семью.Приложение. Слайд № 11
− Где состоялась встреча родственников? (У воды)
− Кого ждали все родственники? (Старуху Воду)
− Назовите всех родственников Старухи Воды.
Приложение. Слайд №11
− Назовите корень в словах.
− Какие родственные слова имеют два корня?
− Кто же оказался «Чужаком»? Почему?
− Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, почему же он оказался чужаком?
− Раскройте лексическое значение слова водитель? (Тот, кто водит машину)
− Правильно. Он из другой семьи, так как у этого слова совсем другое значение. Назовите признаки однокоренных (родственных) слов. Приложение. Слайд № 12
Работа по учебнику. Упражнение 269, с. 139
− Сегодня мы с ребятами
В весенний лес идём.
Кто хочет в путь?
Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём.
− Ребята, мы отправляемся в весенний лес.
Пальчиковая гимнастика.Приложение. Слайд № 13
1,2,3,4,5.
Вышли пальчики гулять.
Вот пришли в зелёный лес,
Полон это лес чудес.
Вот гнездо, а в нем сидят
Двое маленьких галчат,
Есть хотят они, кричат.
Прилетела мама к ним,
Греет их теплом своим.
Но пора лететь опять
Деткам корм добывать.
«Прогулка в весенний лес». Работа в сменных парах.Приложение. Слайд № 14
− Ребята, не правда ли, красива природа весной? «Побегаем» по тропинкам леса, разомнёмся, ведь двигательная активность важна для здоровья. Передвигаться сегодня будет второй вариант, вспомните правила работы в сменных парах. Вам предстоит подобрать однокоренные слова
к данным.
Карточка для работы в сменных парах
1. Прочитай слово, запиши однокоренное.
2. Сверься с товарищем.
3. Смени пару.
Мед −
Трава −
Роса −
Проверка результатов работы сменных пар
Деление на варианты
− Ребята, какие деревья чаще встречались в «нашем» лесу? (Берёзы)
− С середины марта можно собирать берёзовый сок.Берёзовый сок – целебный напиток. Но делать нужно это так, чтобы не навредить дереву: не надрезать молодое дерево; буравчиком проделанное отверстие обязательно залепить, чтобы дерево не погибло.
Берёзу называют полезным деревом. Весной можно полакомиться берёзовым соком, а летом набрать грибов – подберёзовиков.
− Тот, кто сделает задание быстро и правильно, будет работать дальше самостоятельно, кто ошибётся, не беда, я помогу.
Проверка правильности выполнения задания.Приложение. Слайд № 16
«Прогулка по весеннему лугу». Работа по вариантам
− Давайте представим себе, что мы попали на весенний луг. Хорошо в эту пору там. Вот появились первые весенние цветы. Назовите их (мать-и-мачеха, тюльпан, ландыш, одуванчик, нарцисс, подснежник, пролеска).
− Встаньте, дети, возьмите в руки семечко, из которого вырастет ваш цветок, посадите в землю. Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
1 этап
− Свои задания нам подготовили «тюльпан» и «пролеска». Задания выполняем на карточках №1.Приложение. Слайд № 19
1 вариант (самостоятельно) 2 вариант (с помощью учителя)
Найди однокоренные слова, выдели корень.
Пришла в лес весна. Весенний лес поёт.№1
№1
Найди лишнее слово, подчеркни его.
В родственных словах выдели корень.
Лесок, лесник, леска, лесной.
Проверка правильности выполнения задания 1 вариантом. Приложение. Слайд20
Гимнастика для глаз.Приложение. Слайд 21
2 этапПриложение. Слайд 22
1 вариант (самостоятельно) 2 вариант (самостоятельно)
Запишив два столбика слова, которые имеют
одинаковый корень.
Лисица, листья, лисёнок, листочек.
Найди лишнее слово, подчеркни его.
В родственных словах выдели корень.
Сок, соковый, сокол, соковарка.
№2
№2
Проверка правильности выполнения задания 1и 2 вариантами.Приложение. Слайд 23
3 этап (1 и 2 вариант самостоятельно)
Упражнение 261, с. 139
Работа в парах
− Из данных слов составьте устно предложение, может получиться стихотворение.Приложение. Слайд 24
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(163) "Конспект урока русского языка на тему "Однокоренные слова и форма одного и того же слова""
["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-odnokoriennyie-slova-i-forma-odnogho-i-togho-zhie-slova"
["file_id"] => string(6) "251983"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1447320575"
}
}