kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Однокоренные слова

Цель: закрепить представление о двух признаках родственных слов, закрепить умение выделять корень слова, развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова,  сравнивать слова, находить среди слов однокоренные; развивать мыслительную и творческую деятельность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе; формировать языковую, коммуникативную компетентности, учить детей слушать и уважать друг друга

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные слова»»

Управление образования

Амвросиевского района

Амвросиевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2

Амвросиевского района

Донецкой Народной Республики





План - конспект урока

русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные слова»



Тема: Однокоренные слова

Цель: закрепить представление о двух признаках родственных слов, закрепить умение выделять корень слова, развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, сравнивать слова, находить среди слов однокоренные; развивать мыслительную и творческую деятельность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, способствовать сохранению и укреплению здоровья; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе; формировать языковую, коммуникативную компетентности, учить детей слушать и уважать друг друга

Формируемые УУД:

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в парах, группах, учебник русского языка (2 часть) для 3 класса, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

Форма проведения: урок с использованием компьютерных технологий, урок - путешествие


Ход урока

I. Организация класса

II. Эмоциональный настрой и мотивация

  • Упражнение - настрой

− Весна, весна на улице, весенние деньки… Весна − прекрасное время года! Давайте окунёмся в эту атмосферу и представим, что на дворе яркое солнышко. Слышны голоса птиц, воздух наполнен ароматами весенних цветов.

Пусть этот день несёт нам радость обучения, и, подобно этим цветам, раскроются наши души, даря окружающим свет и тепло. Вот с таким настроением и начнем наш урок.

Весна – время, когда хочется больше быть на воздухе, прогуливаться, это правильно, очень полезно для здоровья. Сегодня на уроке мы тоже совершим прогулку - путешествие. Приложение. Слайд № 2

− Откройте тетради и запишите дату нашей прогулки.

III. Каллиграфическая минутка. Словарная работа

Апрель. На дворе звенит капель…

− Капельки воды упали на словарные слова и смыли орфограммы. Приложение. Слайд № 3

− Какие, догадались?

− Давайте вернём их на свои места.

− Покажите карточкой нужную букву.

В..рона, вор..н, в..робей, к..рова, с..рока.

− Назовите однокоренные слова.

− Чем объединены слова? (Все слова отвечают на вопрос кто? В них орфограмма -оро-)

− Какую букву выберем для минутки каллиграфии?

− На что она похожа? (На солнышко) Весной ярче светит солнышко, и мы ему очень рады. Приложение. Слайд № 5

− Запишите буквы О заглавную и строчную каллиграфически правильно в тетрадь.

− Что можете сказать о звуке, который обозначает буква о?

  • Релаксация

Ребята, закройте глазки, представьте ясное солнечное утро, солнышко брызжет своими тёплыми лучами на землю. Вдруг один из солнечных лучиков коснулся вас. Он пробежал по вашему животику – погладьте животики, потом коснулся ваших щёчек – погладьте щёчки. Потом переметнулся на ваши головки – погладьте себя по головке. И от этого вам стало тепло, спокойно и весело. Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

− Послушайте. Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении?

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист,

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.…

Ватага вольных воробьёв

Ворону гонит из кустов.…

Весна готовит свой парад −

Весь мир весне весёлой рад.

− О чем это стихотворение? Приложение. Слайд № 6

− Какие звуки чаще всего встречаются в стихотворении?

− Это любимые звуки нашей гостьи Весны. Как вы думаете, почему?

− Какой буквой обозначаются эти звуки?

−Весне будет приятно, если мы напишем букву В красиво. Приложение. Слайд № 7

− Запишите в тетрадях заглавную и строчную буквы. Что можете сказать о звуках, которые обозначает буква в?

− Услышали ли вы родственные слова в стихотворении? Назовите их.

− Прочитайте слова. Приложение. Слайд № 8

В..сна, в..снушки, в..сенняя, в..снянка

− Назовите орфограммы в словах. Подберите проверочное слово.

− Спишите слова в тетрадь. Но не забывайте о правиле письма. Сядьте ровно, возьмите правильно ручку.

IV. Объявление темы и задач урока

− Что вы можете сказать о данных словах? (Они однокоренные)

− Как вы думаете, какова тема нашего урока? Приложение. Слайд № 9

− Какие задачи мы перед собой поставим, какие знания обобщим, какое умение закрепим, чему научимся?

V. Основная часть урока. Применение знаний, умений и навыков

  • Актуализация опорных знаний

  • Фронтальный опрос. Повторение правил

− Расскажите правило: какие слова называются однокоренными, что такое корень слова.

Весна – прекрасное время года, но именно в этот период существует опасность заболеть, после зимы наш организм ослаблен, нехватка витаминов, воздух весной влажный − благоприятное условие для развития вирусов.

− Что нужно делать, чтобы не заболеть?

− Источником здоровья всегда считалась родниковая вода, туда мы и отправимся сначала.

  • Чтение сказки «Чужак». Дидактическая игра. Приложение. Слайд № 10

− Послушайте сказку, запомните как можно больше родственных слов.

Чужак

Однажды весной собрались у Воды родственники. Водица с Водопадом на солнышке греются. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Водомерка с водорослями заигралась. Водитель на гармошке играет. Даже сам Водяной пожаловал.

И все Старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужого приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Приложение. Слайд № 11

− Где состоялась встреча родственников? (У воды)

− Кого ждали все родственники? (Старуху Воду)

− Назовите всех родственников Старухи Воды.

Приложение. Слайд №11

− Назовите корень в словах.

− Какие родственные слова имеют два корня?

− Кто же оказался «Чужаком»? Почему?

− Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, почему же он оказался чужаком?

− Раскройте лексическое значение слова водитель? (Тот, кто водит машину)

− Правильно. Он из другой семьи, так как у этого слова совсем другое значение. Назовите признаки однокоренных (родственных) слов. Приложение. Слайд № 12

  • Работа по учебнику. Упражнение 269, с. 139

− Сегодня мы с ребятами

В весенний лес идём.

Кто хочет в путь?

Пожалуйста,

Мы всех с собой возьмём.

− Ребята, мы отправляемся в весенний лес.

  • Пальчиковая гимнастика. Приложение. Слайд № 13

1,2,3,4,5.

Вышли пальчики гулять.

Вот пришли в зелёный лес,

Полон это лес чудес.

Вот гнездо, а в нем сидят

Двое маленьких галчат,

Есть хотят они, кричат.

Прилетела мама к ним,

Греет их теплом своим.

Но пора лететь опять

Деткам корм добывать.

  • «Прогулка в весенний лес». Работа в сменных парах. Приложение. Слайд № 14

− Ребята, не правда ли, красива природа весной? «Побегаем» по тропинкам леса, разомнёмся, ведь двигательная активность важна для здоровья. Передвигаться сегодня будет второй вариант, вспомните правила работы в сменных парах. Вам предстоит подобрать однокоренные слова

к данным.

Карточка для работы в сменных парах

1. Прочитай слово, запиши однокоренное.

2. Сверься с товарищем.

3. Смени пару.

Мед −

Трава −

Роса −







  • Проверка результатов работы сменных пар

  • Деление на варианты

− Ребята, какие деревья чаще встречались в «нашем» лесу? (Берёзы)

− С середины марта можно собирать берёзовый сок. Берёзовый сок – целебный напиток. Но делать нужно это так, чтобы не навредить дереву: не надрезать молодое дерево; буравчиком проделанное отверстие обязательно залепить, чтобы дерево не погибло.

− Прочитайте текст.

− Выпишите однокоренные слова. Приложение. Слайд № 15

Берёзу называют полезным деревом. Весной можно полакомиться берёзовым соком, а летом набрать грибов – подберёзовиков.

− Тот, кто сделает задание быстро и правильно, будет работать дальше самостоятельно, кто ошибётся, не беда, я помогу.

  • Проверка правильности выполнения задания. Приложение. Слайд № 16

  • «Прогулка по весеннему лугу». Работа по вариантам

− Давайте представим себе, что мы попали на весенний луг. Хорошо в эту пору там. Вот появились первые весенние цветы. Назовите их (мать-и-мачеха, тюльпан, ландыш, одуванчик, нарцисс, подснежник, пролеска).

  • Психогимнастическое упражнение «ЦВЕТОК». Приложение. Слайды № 17,18

− Вырастим свой цветок, украсим нашу планету.

Встаньте, дети, возьмите в руки семечко, из которого вырастет ваш цветок, посадите в землю. Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

1 этап

− Свои задания нам подготовили «тюльпан» и «пролеска». Задания выполняем на карточках №1. Приложение. Слайд № 19

1 вариант (самостоятельно) 2 вариант (с помощью учителя)

Найди однокоренные слова, выдели корень.

Пришла в лес весна. Весенний лес поёт. №1

1

Найди лишнее слово, подчеркни его.

В родственных словах выдели корень.

Лесок, лесник, леска, лесной.







  • Проверка правильности выполнения задания 1 вариантом. Приложение. Слайд20

  • Гимнастика для глаз. Приложение. Слайд 21

2 этап Приложение. Слайд 22

1 вариант (самостоятельно) 2 вариант (самостоятельно)

Запиши в два столбика слова, которые имеют

одинаковый корень.

Лисица, листья, лисёнок, листочек.



Найди лишнее слово, подчеркни его.

В родственных словах выдели корень.

Сок, соковый, сокол, соковарка.

2

2

  • Проверка правильности выполнения задания 1и 2 вариантами. Приложение. Слайд 23

3 этап (1 и 2 вариант самостоятельно)

  • Упражнение 261, с. 139

  • Работа в парах

− Из данных слов составьте устно предложение, может получиться стихотворение. Приложение. Слайд 24

Весенние, весна, на, весна, улице, деньки.

  • Письмо по памяти

− Запомните эти строчки, запишите.

− Назовите однокоренные (родственные) слова. Выделите корень.

  • «Прогулка в весенний сад». Дидактическая игра «Вырасти дерево». Приложение. Слайд 25

− Весна − пора, когда можно высаживать деревья. Деревья – легкие планеты, они обогащают воздух кислородом. Мы в весеннем саду.

− Давайте с вами сами «посадим» дерево из однокоренных слов, с корнем САД.

− Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово.

− Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (сад)

− Работник, занимающийся уходом за садом. (садовник)

− Специалист, разводящий сад. (садовод)

− Место, на котором посажены растения, а также сами посаженные растения. (посадка)

− Выкопав растение, посадить его в другое место. (пересадить)

− Цветок, растущий в саду. (садовый)

− Молодые растения, выращенные специально для пересадки в другое место. (рассада)

− Какое из однокоренных слов отличается от других? В чем отличие? Приложение. Слайд 26

  • Работа в группах

− Объединитесь в «домашние» группы. Каждой группе предстоит «вырастить» свое дерево.

  • Выбор в группах командира, спикера, секретаря, докладчика, секунданта.

Корни: -цвет-, -берез-, -гриб-, -дожд-

Карточка для работы в группах

-гриб-











  • Презентация работы групп

− «Выращенные» деревья прикрепим на доску, посмотрите, какой прекрасный сад получился.

− Вот и подошла к концу наша «прогулка». Возвращаемся домой. Понравилась вам прогулка?

VI. Рефлексия. Итог урока

  • Игра «Верно ли, что…»

− Если «верно» – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой.

  • Слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть?

  • Корень – общая часть родственных слов?

  • Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?

  • Рефлексия настроения. Приложение. Слайд 27

– Самым интересным на уроке было…

– Меня удивило…

– Моё настроение…

VII. Домашнее задание. Приложение. Слайд 28

1. Выполнить упражнение 262 на с. 140.

2. «Вырастить» своё словарное дерево, выбрав любой корень.

3. Составить сказку о весне, используя однокоренные слова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План - конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные слова»

Автор: Скидан Татьяна Юрьевна

Дата: 13.03.2017

Номер свидетельства: 399883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "313194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440969"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока русского языка  на тему "Однокоренные слова и форма одного и того же слова""
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-odnokoriennyie-slova-i-forma-odnogho-i-togho-zhie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "251983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447320575"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства