7 А класс Русский язык
Тема: «Пословицы и поговорки».
Задачи урока: формирование мотивации на учебную деятельность,
умение находить и различать пословицы и поговорки;
развитие коммуникативной способности учащихся,
орфографической зоркости, умение связывать предложение,
обогащать словарный запас и речь учащихся;
воспитание чувства ответственности за жизнь окружающих,
отрицательного отношения к бездушию, лицемерию;
повышение социальной активности учеников посредством
решение актуальных проблемных ситуаций; воспитание
интереса к языку.
Цель урока: формирование понимания и систематизации знаний,
соотнесение известного с новым; ознакомить с пословицами
и поговорками и умение работать с текстом.
Реквизит: выставка книг, карточки индивидуальные и раздаточные,
учебник.
Тип урока: урок – игра «Электронная почта».
Вид урока: нестандартный урок.
Методы обучения: объяснительный, частично – поисковый, словесный.
Форма работы: коллективная, групповая и индивидуальная.
Ход урока
І. Побуждение.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- А теперь поздоровайтесь с гостями! Садитесь.
- Кто дежурный в классе?
- Кого нет в классе?
2. Сообщение цели и задачи урока.
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Открыли тетради, записали число, классная работа.
Сегодня наш урок будет необычным. Урок – игра «Электронная почта»
- У вас дома есть компьютер? (Да)
- А электронная почта? (Да)
- Что такое электронная почта?
(отправляем сообщение, переписываемся с друзьями, отправляем
рисунки, фото, музыку, но для этого нужно создать свой сайт.)
А в старину люди писали письма и отправляли через почту.
И это письмо ждали 3 - 4 дня. А сейчас всё это можно сделать через электронную почту и мгновенно получаешь письмо или сообщение.
- Тогда начинаем наш урок.
Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками.
Итак, начинаем нашу игру. Сейчас каждая группа должна выбрать название для своего сайта.
1 группа – храбрый лев 2 группа – мудрая сова 3 группа – умный щенок
І тур. « Домашнее задание»
Каждая группа зачитайте своё сообщение, которое пришло на ваш сайт:
Что вам было задано на дом? (с.146 упр.330. Допишите фразеологизм)
Сломя голову – быстро зарубить на носу – запомнить
Клевать носом – дремать в час по чайной ложке – мало
Сидеть, сложа руки – бездельничать сложить голову – погибнуть
Задирать нос – зазнаться от всей души - искренно
ІІ.Осмысление
ІІ тур. « Запомни и ты»
4. Новая тема.
1. Работа с текстом.
- Ребята, на ваш сайт поступило странное сообщение: одна из трех групп должна показать театрализованное представление.
- Сегодня какая группа у нас выступает?
(наша 1 группа, но участвует все группы, так как много героев)
- Итак, начинаем наше представление. (с.154 упр.351) – выступление детей
- Дария: так давайте жить дружно, уважать друг друга и любить. С давних пор известно, что «дружба не покупается и не продается» и что дружба дороже всех богатств. Народ создал много мудрых пословиц и поговорок на эту тему. Дружба верна не лестью, а правдой и честью.
- Молодцы, ребята! Объяснение учителя.
- Пословицы и поговорки относятся к фразеологическим выражениям. Пословицы – это меткие народные изречения. Поговорки – это свернутые пословицы
2. Вопросно – ответная беседа.
- Цыплят по осени ... Жизнь дана на добрые....
- Кто не работает, тот... У страха ...
- Кашу маслом...
ІІІ тур. « Необычное сообщение»
5. Закрепление.
1. Письменная работа.
- Ребята, на ваш сайт поступило странное сообщение:
Закончите начатые пословицы.
Пушинка к пушинке – станет мягко в корзинке.
Ум – хорошо, а глупость плохо.
Лес рубят – щепки летят
Тяжело в ученье – легко в бою
2. Игра «Как белка в колесе»
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Век живи – век учись
ІІІ. Рефлексия
ІV тур. «Диалог в режиме « onlinе»
3. Самостоятельная работа с.153 упр.348
Следующее наше сообщение: Допишите пословицы.
Волков бояться – в лес не ходить. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Ум – хорошо, а глупость плохо. Поспешишь – людей насмешишь. Делу время – потехи час. Не спеши языком, а торопись делом. Тише едешь – дальше будешь. Век живи – век учись. Кто не работает тот не ест. Труд всегда дает, а лень портит.
V тур. «Агент»
4. Работа по группам
Вам надо отправить сообщение, другу используя пословицы.
(с.152 упр.345) – работа по карточкам.
1 группа – 2 пословицы.
2 группа – 2 пословицы.
3 группа – 2 пословицы.
1 группа – любишь кататься, люби и саночки возить. Яблочко от яблони далеко не падает.
2 группа – Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Лес рубят – щепки летят.
3 группа – Тяжело в ученье – легко в бою. У страха глаза велики.
5. Работа с одаренными детьми
с.154 упр.351 (в, а, в, б, б, б, а, б, а, а)
Цыплят по осени …. Друзья познаются ……
а) наряжают; а) в еде;
б) угощают; б) в беде;
в) считают; в) в счастье;
Кто не работает, тот… Суди не по словам, а ……
а) не ест; а) по труду;
б) всегда с заботою; б) по работе;
в) крепко спит; в) по делам;
Кашу маслом …. Семеро одного ……
а) заправлять опасно; а) не ждут;
б) как окрошку квасом; б) ждут;
в) не испортишь; в) подождут;
У страха …. Жизнь дана на добрые ……
а) красная рубаха; а) слова;
б) глаза велики; б) дела;
в) чуткие уши; в) поступки;
6. Работа со слабоуспевающими детьми
с.152 упр.344 (а, а, а, в)
Пушинка к пушинке – …. Лес рубят - ……
а) станет мягко в корзинке; а) щепки летят;
б) и выйдет перинка; б) деревья губят;
в) не найдёшь серединки; в) природу не любят;
Ум – хорошо – …. Тяжело в ученье - ……
а) а глупость – плохо; а) подкрепись печеньем;
б) а два лучше; б) дождись развлеченья;
в) а способностей нет; в) легко в бою;
7. Игра «Кто быстрее?»
Голодный как…(волк). Грязный как ….(свинья). Хитрый как …(лиса).
Здоров как ….(бык).
8. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем занимались на уроке?
9. Домашнее задание: с.153 упр.349
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня наш урок будет необычным. Урок – игра «Электронная почта»
- У вас дома есть компьютер? (Да)
- А электронная почта? (Да)
- Что такое электронная почта?
(отправляем сообщение, переписываемся с друзьями, отправляем
рисунки, фото, музыку, но для этого нужно создать свой сайт.)
А в старину люди писали письма и отправляли через почту.
И это письмо ждали 3 - 4 дня. А сейчас всё это можно сделать через электронную почту имгновенно получаешь письмо или сообщение.
- Тогда начинаем наш урок.
Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками.
Итак, начинаем нашу игру. Сейчас каждая группа должна выбрать название для своего сайта.
1 группа – храбрый лев 2 группа – мудрая сова 3 группа – умный щенок
І тур.« Домашнее задание»
Каждая группа зачитайте своё сообщение, которое пришло на ваш сайт:
Что вам было задано на дом? (с.146 упр.330. Допишите фразеологизм)
Сломя голову – быстро зарубить на носу – запомнить
Клевать носом – дремать в час по чайной ложке – мало
Сидеть, сложа руки – бездельничать сложить голову – погибнуть
Задирать нос – зазнаться от всей души - искренно
ІІ.Осмысление
ІІ тур.« Запомни и ты»
4. Новая тема.
1. Работа с текстом.
- Ребята, на ваш сайт поступило странное сообщение: одна из трех групп должна показать театрализованное представление.
- Сегодня какая группа у нас выступает?
(наша 1 группа, но участвует все группы, так как много героев)
Итак, начинаем наше представление. (с.154 упр.351) – выступление детей
Дария: так давайте жить дружно, уважать друг друга и любить. С давних пор известно, что «дружба не покупается и не продается» и что дружба дороже всех богатств. Народ создал много мудрых пословиц и поговорок на эту тему. Дружба верна не лестью, а правдой и честью.
Молодцы, ребята! Объяснение учителя.
Пословицы и поговорки относятся к фразеологическим выражениям. Пословицы – это меткие народные изречения. Поговорки – это свернутые пословицы
2. Вопросно – ответная беседа.
- Цыплят по осени ... Жизнь дана на добрые....
- Кто не работает, тот... У страха ...
- Кашу маслом...
ІІІ тур.« Необычное сообщение»
5. Закрепление.
1. Письменная работа.
- Ребята, на ваш сайт поступило странное сообщение:
Закончите начатые пословицы.
Пушинка к пушинке – станет мягко в корзинке.
Ум – хорошо, а глупость плохо.
Лес рубят – щепки летят
Тяжело в ученье – легко в бою
2. Игра «Как белка в колесе»
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Век живи – век учись
ІІІ. Рефлексия
ІV тур. «Диалог в режиме«onlinе»
3. Самостоятельная работа с.153 упр.348
Следующее наше сообщение:Допишите пословицы.
Волков бояться – в лес не ходить. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Ум – хорошо, а глупость плохо. Поспешишь – людей насмешишь. Делу время – потехи час. Не спеши языком, а торопись делом. Тише едешь – дальше будешь. Век живи – век учись. Кто не работает тот не ест. Труд всегда дает, а лень портит.
V тур. «Агент»
4. Работа по группам
Вам надо отправить сообщение, другу используя пословицы.
(с.152 упр.345) – работа по карточкам.
1 группа – 2 пословицы.
2 группа – 2 пословицы.
3 группа – 2 пословицы.
1 группа – любишь кататься, люби и саночки возить. Яблочко от яблони далеко не падает.
2 группа – Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Лес рубят – щепки летят.
3 группа – Тяжело в ученье – легко в бою. У страха глаза велики.
5. Работа с одаренными детьми
с.154 упр.351 (в, а, в, б, б, б, а, б, а, а)
Цыплят по осени …. Друзья познаются ……
а) наряжают; а) в еде;
б) угощают; б) в беде;
в) считают; в) в счастье;
Кто не работает, тот… Суди не по словам, а ……
а) не ест; а) по труду;
б) всегда с заботою; б) по работе;
в) крепко спит; в) по делам;
Кашу маслом …. Семеро одного ……
а) заправлять опасно; а) не ждут;
б) как окрошку квасом; б) ждут;
в) не испортишь; в) подождут;
У страха …. Жизнь дана на добрые ……
а) красная рубаха; а) слова;
б) глаза велики; б) дела;
в) чуткие уши; в) поступки;
6. Работа со слабоуспевающими детьми
с.152 упр.344 (а, а, а, в)
Пушинка к пушинке – …. Лес рубят - ……
а) станет мягко в корзинке; а) щепки летят;
б) и выйдет перинка; б) деревья губят;
в) не найдёшь серединки; в) природу не любят;
Ум – хорошо – …. Тяжело в ученье - ……
а) а глупость – плохо; а) подкрепись печеньем;
б) а два лучше; б) дождись развлеченья;
в) а способностей нет; в) легко в бою;
7. Игра «Кто быстрее?»
Голодный как…(волк). Грязный как ….(свинья). Хитрый как …(лиса).
Здоров как ….(бык).
8. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем занимались на уроке?
9. Домашнее задание:с.153 упр.349
1 группа
Любишь катат..ся, люби и саночки возит…Яблоч..ко от яблони далеко не пада..т.
2 группа
Чтобы рыбку с..есть, надо в воду лезт... Лес рубят – щепки л..тят.