~~План-конспект урока по русскому языку
Класс: 2
Учитель: Сладкова Татьяна Сергеевна
Программа развивающего обучения Л.В.Занкова
Урок составлен по материалу УМК: Полякова А.В. Русский язык 2класс часть №1, издательство «Просвещение» 2013г.
Тема урока: «Обобщение знаний об ударных и безударных слогах»
Тип урока: обобщающий урок
Форма урока: урок - путешествие
Цели урока:
- повторить полученные знания об ударении;
- упражняться в определении слогов ударных и безударных, постановка ударения в словах;
- работать над правильным произношением слов;
- развивать умение классифицировать;
- развивать и совершенствовать речь;
- воспитывать любовь к родному языку, дружеские отношения.
Оборудование: запись на доске, карточки с названием станций, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.
Использованная литература: С.А. Исаева «Физкультурные минутки в начальной школе» М. «Айрис Пресс» 2006г., А.Т. Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку» М. «Просвещение» 1995г.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I Мотивация
3 мин
II Сообщение темы и цели
2 мин
III Чистописание
2 мин
IV Словарная работа
5мин
V Работа по теме
25 мин
Физкультминутка
1мин
VI Подведение итогов. Рефлексия
1 мин
VII Домашнее задание
1 мин
- Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В страну Грамоты попадем.
- Кто из вас считает себя грамотным человек?
- Кто знает, что такое грамотность?
- Прочитаем в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова.
-Почему русский народ считает, что «грамоте учиться – всегда пригодиться»?
- Мы отправляемся в путешествие в огромную страну – страну Грамоты. Этой страны нет на карте, но она существует для всех учеников, которые учатся и изучают все ее уголки.
- Послушайте стихотворение, а затем ответите на вопрос: почему одно и тоже слово звучит по-разному?
Мне слово «Чудно»
Изменить не трудно;
Поставил ударение на «о»-
Исчезло «чудно»,
Родилось «чудно».
Я. Козловский
- Совершая путешествие, мы поговорим об ударении в словах, будем определять ударные слоги, повторим изученные правила по этой теме.
- В любой работе, в путешествии всегда помогает дружба, плечо друга. Я думаю, что вы тоже будете помогать друг другу.
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я-
Это мы».
А между тем
Получилась буква М.
- Напишите заглавную и строчную буквы М, м.
-Какой вид транспорта начинается с этой буквы?
-Написание какой безударной гласной нужно запомнить в слове МАШИНА?
- Какая еще орфограмма есть в слове?
- Запишите пословицу: «Машина любит ласку, чистоту и смазку»
- Объясните пословицу.
- Найдите главные члены предложения.
1.Станция «Историческая»
Ударение пришло вместе с запятой в 15 веке от задунайских славян. Уже в древних рукописях появился знак ударения. Знак похож на молоточек, который требует произносить ударный слог сильнее.
-Устно. На доске запись.
Смело мы нырнули в воду. С крыш все листья вдруг смело.
- Какие слова написаны одинаково? Почему они звучат по-разному?
2. Станция «Угадайка».
-Отгадайте загадку и запишите.
Неуклюжий, косолапый,
Он в берлоге лижет лапу,
Знаем - нас не проведешь-
Этот зверь, конечно,…
Эта рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко.
Ей не скажешь: «Ну-ка, брысь!»
Этот зверь, конечно,…
У бедняжки нет берлоги,
От врагов спасают ноги,
Он привык к зиме белеть,
Догадались? Он -…
Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
- Поставьте ударение.
- Какое слово «лишнее» и почему?
Звуковой анализ слова.
-Определите количество букв и звуков.
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину.
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
ТРР! Стоп! Разворот!
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: «У-у!»
3. Станция «Думайка»
- Ударение подобно биению сердца. Но мы вспоминаем о нем пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения. Поставьте правильно ударение. На доске.
Красивее, звонит, начал, магазин, щавель.
4. Станция «Словознайка»
- На доске написаны части слова:
…реза, …гурец, …сина, …ловей, …рона, …тух, …бака.
- Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начала откусили
И в норку быстро утащили.
-Запишите словарные слова.
-На какие группы можно разделить слова?
5. Станция «Сочинялка»
-Составьте и запишите 2 предложения с этими словами.
Проверка.
-Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Что узнали нового?
- Зачем нужно ударение?
Если вам понравилось на уроке, улыбнитесь друг другу.
1 вариант
Запишите 7 слов названия птиц.
2 вариант
Запишите 7 слов названия
диких животных.
Поставьте ударение. Выслушиваются ответы учащихся.
Слово изменило значение от ударения.
Учащиеся записывают буквы М, м.
- Машина.
- Безударная гласная «А»
- ШИ пиши с буквы И.
Ответы учащихся.
Выслушиваются ответы .
Медведь
Лиса
Заяц
Коньки
Взаимопроверка.
- Коньки. Это неодушевленное слово.
6б., 5зв., ь знак не обозначает звука
Упражнение выполняется сидя. Спина прижата к спинке стула. С помощью рук дети изображают транспорт, на котором едут.
Учащиеся расставляют ударение.
Учащиеся записывают слова.
- Слова можно разделить на группы:
Одушевленные и неодушевленные.
Растения и животные.
Ударение падает на 2 слог и на 3 слог.
Самостоятельная творческая работа. Самопроверка.
-Правильно произносить слова, уметь находить ударные и безударные гласные.