Русский язык 1 класс
Тема урока: «Перенос слов»
- Организационный момент.
Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы начинаем урок русского языка.
- Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!
2. . Чистописание. На доске записаны буквы а о у и л ы.
- Прочитайте данные буквы, найдите среди них лишнюю.
- Почему она лишняя?
- Чем гласные отличаются от согласных?
- Запишите гласные буквы, соблюдая правила чистописания:1. Пиши, соблюдая наклон букв; 2. Не обводи написанное; 3. Пиши буквы на одинаковом расстоянии друг от друга.
3.Словарная работа.
Картинный диктант. Записать слова – названия предметов, изображенных на картинках, указать ударную и безударную гласные. Разделить слова вертикальной чертой на слоги.
- Как узнать, сколько в слове слогов?
4. Повторение о предложении и тексте.
Сегодня у нас в гостях герои известного мультфильма. Они просят нашей помощи. Вот так началась эта история. Однажды Барашу захотелось порадовать своих друзей новым сочинением. Ведь за окном стояла весна...
Пришла весна. Журчат ручьи. У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет. Другой звонко кричит.
- Прочитайте его сочинение. Докажите, что это текст.
- Как его можно озаглавить?
Давайте повторим всё, что мы знаем о предложении и тексте. Работа с пультами.
Ваши ответы показали, что вы достаточно хорошо усвоили тему «Предложение», а отдельные ошибки мы отработаем на следующих уроках.
- Самоопределение к деятельности.
У Бараша случилась неприятность. Он, как ни старался, никак не мог уместить слова целиком на строчке. Давайте поможем ему справиться с этой проблемой.
- Как помочь Барашу расположить слова на строчках? (Надо использовать перенос)
- Рассмотрите словарные слова в таблице: в 1 столбике мы разделили их на слоги, а во 2 столбике я разделила их для переноса.
На доске: На слоги : во-ро-на, во-ро-бей, со-ро-ка, со-ба-ка, ко-ро-ва, я-зык.
Для переноса: во-ро-на, во-ро-бей, со-ро-ка, со-ба-ка, ко-ро-ва, язык.
- Какое сходство вы заметили? (Слова для переноса тоже делят на слоги.)
- А в чем различие этих слов? (В слове язык 2 слога, но переносить его нельзя.)
- Почему? (Нельзя слог из одной гласной переносить на другую строку или оставлять на строчке.)
- Что же надо сделать, чтобы перенести слово с одной строки на другую? (Слова для переноса делят на слоги.)
- Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
- Какой секрет есть у переноса слов? (1. Нельзя слог из одной гласной переносить на другую строку или оставлять на строчке. 2. Слово из 1 слога не переносится.)
Чтение правила в учебнике с. 37.
- Физминутка.
Если слово можно перенести – поднимаем руки вверх, если нет – приседаем.
Лось, грибы, день, окно, осень, слово, слог, буква, яма.
- Упражнения для отработки навыка.
А) Работа в паре на карточке.
Найдите в тексте Бараша слова, которые нельзя переносить. Подчеркните их.
Коллективная проверка.
Б) Крош тоже хотел научиться переносить слова. Вот что у него получилось. Вы тоже, ребята, разделите эти слова для переноса, но не повторяйте ошибок Кроша.
- Рефлексия.
Задание Лосяша.
Если знаете, как перенести эти слова , поднимите зеленый сигнал.
Если не знаете – красный.
(Улица, ягода)
- Для чего надо уметь переносить слова с одной строки на другую?(Умея переносить, мы экономим место на строке, экономим лист в тетради, а, значит, экономим бумагу.)
- Оцените свою работу на уроке. Дорисуйте смайлик:
Мне всё удалось-
Я старался, но допускал ошибки-
Надо ещё потренироваться-
Прикрепите свои смайлики на доску.
-А вот как переносил слова один первоклассник в стихотворении А.Шибаева
« Как я перенес слова».
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес е-два
И получил за это « два».
Укол я перенес у-кол
И получил за это « кол».
Опять я перенес о-пять.
Теперь, наверно, будет « пять»?!
-Как вы думаете. Получит ученик за последнее слово «5»?
-Нет!
-Почему?
-Слово « опять» не переносится.
- Давайте еще раз повторим это правило для мальчика, чтобы он свою пятерку все – таки получил.
-Слог из одной гласной нельзя оставлять на строке.