Масленица в 2015 году- русские народные обычаи и традиции.
Общая цель:
Формирование знаний, умений и навыков по видам связи в словосочетании. Формирование знаний о примыкании, выписать словосочетания, систематизировать о народных традициях и обычаях, уметь отвечать на вопросы, сделать выводы.
Ожидаемые результаты:
Научатся определять вид связи - примыкание
Умеют самостоятельно приводить примеры, умеют составить из данных слов словосочетания, умеют отвечать на вопросы, умеют сделать выводы.
Тип урока:
Комбинированный
Задания:
диалог (вопросы низкого и высокого порядка),работа с текстом, групповая работа(составление постера ), индивидуальная работа. (работа с карточками),в форме игры "Кто быстрее?".
Организационный момент: 1-2 мин. учёт посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих).
Наш урок посвящен удивительному празднику Масленице, которую традиционно празднует в конце зимы. Ребята,22 февраля в нашем поселке, на арбате, отпраздновали Масленицу.
Мотивация: I.Психологический настрой. Я предлагаю начать сегодняшний урок с творческой разминки. Напишите поздравления друг другу на заготовленных бумажных блинах, подарите друг другу частичку солнца, тепла!
Настраиваются на урок.
Учащиеся напишут друг другу слова пожелания на бумажных блинах.
Презентация (10 мин)
Проверка знаний и умений. Вспоминают, что проходили на прошлом уроке. «Ты –мне, я- тебе»
Что изучает синтаксис?
Что такое словосочетание? Из каких частей состоит словосочетание?
Назовите способы подчинительной связи.
Что такое согласование?
Что такое управление?
Введение нового матриала с помощью построения ассоциативного ряда ( на ИД)
Работа с одаренными детьми.
Слайд. «Виды связи в словосочетании»
Работа с учебником.( сравнивают свои ответы с учебником)
Ребята отвечают на контрольные вопросы
(вербальное)
Ученики отвечают и тем самым переходит класс к изучению новой темы.
Задание дается заранее подготовить презентацию по теме и защищают.
Самостоятельная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Панорамный урок по русской речи в 7а классе »
Утегалиева Гульсара Сериковна
Панорамный урок по русской речи в 7а классе
Неделя
День
Урок 3 урок по расписанию
Тема урока:
Лексическая тема:
Виды связи в словосочетании. Примыкание.
Масленица в 2015 году- русские народные обычаи и традиции.
Общая цель:
Формирование знаний, умений и навыков по видам связи в словосочетании. Формирование знаний о примыкании, выписать словосочетания, систематизировать о народных традициях и обычаях, уметь отвечать на вопросы, сделать выводы.
Ожидаемые результаты:
Научатся определять вид связи - примыкание
Умеют самостоятельно приводить примеры, умеют составить из данных слов словосочетания, умеют отвечать на вопросы, умеют сделать выводы.
Тип урока:
Комбинированный
Задания:
диалог (вопросы низкого и высокого порядка),работа с текстом, групповая работа(составление постера ), индивидуальная работа. (работа с карточками),в форме игры "Кто быстрее?".
Организационный момент: 1-2 мин. учёт посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих).
Наш урок посвящен удивительному празднику Масленице, которую традиционно празднует в конце зимы. Ребята,22 февраля в нашем поселке, на арбате, отпраздновали Масленицу.
Мотивация: I .Психологический настрой. Я предлагаю начать сегодняшний урок с творческой разминки. Напишите поздравления друг другу на заготовленных бумажных блинах, подарите друг другу частичку солнца, тепла!
Настраиваются на урок.
Учащиеся напишут друг другу слова пожелания на бумажных блинах.
Презентация (10 мин)
Проверка знаний и умений. Вспоминают, что проходили на прошлом уроке. «Ты –мне , я- тебе»
Что изучает синтаксис?
Что такое словосочетание? Из каких частей состоит словосочетание?
Назовите способы подчинительной связи.
Что такое согласование?
Что такое управление?
Введение нового матриала с помощью построения ассоциативного ряда ( на ИД)
Работа с одаренными детьми.
Слайд. «Виды связи в словосочетании»
Работа с учебником.( сравнивают свои ответы с учебником)
Ребята отвечают на контрольные вопросы
(вербальное)
Ученики отвечают и тем самым переходит класс к изучению новой темы.
Задание дается заранее подготовить презентацию по теме и защищают.
Самостоятельная работа.
Основная часть (25 мин)
Деление на 3 группы по вкусовым предпочтениям.
Работа с текстом"Масленица в 2015 году- народные обычаи и традиции".
Задания на каждой группе: выписать словосочетания по способу согласования и управления.
1-группа .Масленица в 2015 году - народные обычаи и традиции.
2-группа.Блины - символ масленицы
3-группа.Масленичная неделя
Прочитать текст Составить постеры. Защита.
Работа по карточкам : определить способы связи. Найдите главное и зависимое слово: первые лучи, помогать маме, выступать на арене,
При закреплении проводила в форме игры "Кто быстрее?": охранять природу, подарить сестре,
ясная погода, быстро плавать, тёмный лес, прислушиваться к совету, лесные тропы, говорить громко, играть на домбре, крупное озеро, идти трудно.
Слайд.
Тестовые задания 6 вопросов.5 мин.
1.Укажите словосочетание, образованное по способу примыкания:
А) встретить друга В) читать громко С) уехал из дома Д) раскрыть ладони Е) идти к огню
2.Управление:
А) золотое кольцо В) золотые часы С)золотой характер Д) золотые серьги Е) написать сочинение
3.Согласование:
А) Золотая медаль В) управляет автомобилем С) учить стихи
Д) светит ярко Е)взглянул на него
4.Примыкание:
А) чистая вода В) нагреть сильно
С) теплая шуба Д)прилечь у печи
Е) зимнее утро
5. Управление:
А) смотреть в окно В) красная книга С) говорить гормко Д) раннее утро Е) голубое небо
6. Согласование:
А) теплая погода В) сыграть громко С)встретить друга Д) гулять в парке Е) бежать быстро
Делятся на 3 группы в соответствии с выбранными конфетами.
Составляют флипчарты защищают, отвечают на вопросы. Работа в группе – чтение(5-7 мин), 5 мин- обсуждение в группе.
Оценивают флипчарты групп друг друга смайликами.
Работают индивидуально.
Слабоуспевающие ученики работают по
карточкам.
(cуммативное оценивание»
Для определения виды связи дети поднимают сигнальные карточки: зелёный- согласование; красный-управление; жёлтый- примыкание.
( светофор)
Взаимопроверка: проверяют друг друга, затем по ключу-на ИД критерии оценок
( взаимооценивание)
Подведение итогов (5 мин)
Рефлексия урока
"Дерево достижений"
Понравился вам урок и чем?
Что вы узнали? Что ты почувствовал
в конце урока?
Домашнее задание: написать эссе о традициях и обычаях нашего народа.
Прикрепляют на доску к дереву достижений стикеры.
Изменения по уроку
Чтобы ликвидировать ошибки, которые были допущены на этом уроке, я постараюсь сначала продумать вид оценивания, критерии оценок составить вместе с детьми. Рассчитывать время и объем заданий, чтобы провести все запланированные виды работы.
3-группа.
Задание: Выписать словосочетания по способам согласования и управления.
Масленичная неделя
В народе у каждого дня Масленицы есть свое название и свои традиции.Понедельник - «встреча Масленицы». (В 2015 году - 16 февраля )В этот день начинали печь блины, причем первый блин не ели, а отдавали нишим или выставляли на окно. В понедельник делали чучело Масленицы, надевали на него старую одежду и с пением возили по селу, затем ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях и на заледенелых рогожках. Считалось, чем дальше катятся салазки, чем громче смех и шум, тем урожайнее будет год.
Вторник Масленицы - «заигрыш». (В 2015 году - 17 февраля )В старину этот день посвящали молодоженам, тогда же начинались массовые гулянья - строились балаганы, карусели, ледяные горы, устраивались катания на санях.
Среда Масленицы - «лакомка». (В 2015 году - 18 февраля )На «лакомку»» хозяйки приглашали в дом гостей: соседей, родных, друзей и накрывали стол. Готовили блины, пироги, медовые пряники, сбитни и орехи в меду.В среду соревновались в силе и ловкости, проводили кулачные бои, конные бега.
Четверг Масленицы -«разгуляй». (В 2015 году - 19 февраля )В четверг, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на санях «по солнышку», то есть по часовой стрелке вокруг деревни. А еще строили снежные городки. Мужчины боролись за свои крепости, а женщины и дети были зрителями.
Пятница Масленицы -«тещины вечерки». (В 2015 году –20февраля )Название не случайно, в этот день зятья приглашали в дом своих тещ и угощали их блинами.
Суббота -«золовкины посиделки». (В 2015 году - 21 февраля )В этот день молодые невестки приглашали к себе в дом золовок (сестер мужа) и обязательно дарили им какой-нибудь подарок. Прощеное воскресенье. (В 2015 году - 22 февраля )Воскресенье - последний день Масленицы, называют его «прощеное воскресенье» или «целовальник». В этот день провожали зиму и встречали весну. Сжигали на костре чучело зимы и веселились. Финальной забавой этого веселого дня были прыжки молодежи через костер.
2-группа.
Задание: Выписать словосочетания по способам согласования и управления.
Блины - символ масленицы
Считается, что предтечей современного блина был овсяный кисель, который кто-то решил подогреть на огне. Позже блины стали печь не только из овсяной муки, но и пшеничные, ржаные, гречневые, гречнево-пшеничные. В традиционной русской кухне были популярны блины с луковым припеком, с мясом, с рыбой, с грибами, с яйцами, с медом, с гречкой, с картошкой, с творогом и, конечно, со сметаной и лесными ягодами. К блинам подавали сливочное масло, черную и красную икру, малосоленую рыбу, рубленую сельдь. По мнению историков, слово «блин» - это искаженное «млин», берущее начало от слова «молоть», и означает «перемолотый». Одним словом, мучное изделие.
До крещения Руси блины являлись жертвенным хлебом - даром Перуну и другим языческим богам. Блины пеклись на Руси в течение всего года, а с XIX века стали основным угощением во время масленичной недели, почти полностью вытеснив на это время знаменитые русские медовые и ореховые пряники. Привычка или историческая память славян оказалась настолько сильна, что даже после христианизации блинопечение пришлось «узаконить» как народную традицию. Интересно, что исстари блины нужно было есть только руками. Если блин проткнуть вилкой или тем паче разрезать ножом - жди беды. И по сей день принято блины сворачивать конвертиками, скручивать в трубочки, даже рвать на кусочки, но только руками.
Приготовление блинов всегда было и остается священным таинством. На первой блинной опаре гадали, ее рецепт хранили в тайне, а замешивать тесто выходили к колодцу, творя заклинания, обращенные к месяцу. По православной традиции первые блины отдавали нищим, странникам, богомольцам.
1-группа.
Задание: Выписать словосочетания по способам согласования и управления.
Масленица в 2015 году - народные обычаи и традиции
Масленица 2015 начинается 16 февраля и продолжается до 22 февраля.Масленичная неделя - это действительно народный и веселый праздник встречи весны. Перед долгим Великим постом всю неделю люди прощаются с холодной зимой и зовут теплое весеннее солнышко, выпекая традиционные блины, устраивая народные гуляния и приглашая друг друга в гости.Праздник Масленицы - это 7 дней радости и изобилия! Поэтому и любят этот праздник в народе, поэтому и зовут Масленицу ласково: «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная Масленица», «веселая», «перепелочка», «объедуха», «ясочка». И нет такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица! Ведь потом долгих семь недель, до самой Пасхи, нельзя будет веселиться, плясать да смеяться, очищаясь от грехов мирских.
Раньше в народе говорили, что тот, кто не веселится на Масленицу "будет жить в горькой беде и жизнь худо кончит". И действительно, как можно пройти мимо этого праздника жизни - с шумными забавами, веселыми и массовыми гуляньями. Масленица - это наш исконно русский национальный карнавал! Чучело Масленицы изготавливали в первый день разгульной недели и таскали с собой повсюду, даже катали на тройках, а в последний день «провожали» или «хоронили», разрывая в мелкие клочья за сельской околицей и выбрасывая их в воду либо сжигая на городской площади. В некоторых губерниях солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям, призывая землю расщедриться на богатый урожай.
Дети перед Масленицей делали себе расписные глиняные или деревянные свистульки в виде всевозможных птиц. Из многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во время этого праздника, можно назвать основные. Во-первых, на Масленицу уже нельзя есть мясную пишу. Мясоед (период, отделяющий зимний, Рождественский пост от весеннего. Великого) подходит к концу, и воскресенье накануне Масленицы оказывается последним днем, когда разрешается есть мясо. Вот почему этот день получил в русском народе название «мясное заговенье». На Масленицу же можно есть молочные продукты и рыбу. Однако основным блюдом на Масленицу являются, как известно, блины, которые пекут каждый день с понедельника, но особенно много - с четверга по воскресенье. Это время называется широкой Масленицей.
Второе правило, о котором не стоит забывать, заключается в том, что еда на Масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнет хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников на Масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят в гости и приглашают гостей к себе.