Панорамный урок русского языка в 6 классе
Учитель: Кудиярова Жазира Ерзатовна учитель русского языка и литературы школы-лицея №11О
Тема урока: Имя существительное как самостоятельная часть речи.
Цель урока:
1. Повторить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Имя существительное как часть речи» в 5 классе.
2. Развивать мыслительные и общеучебные умения: морфологический разбор и синтаксическая роль имени существительного.
3. Продолжать развитие коммуникативных умений в процессе коллективной работы; развивать интерес к русскому языку как к предмету.
Оборудование и средства обучения:
- интерактивная доска, учебники;
- презентация, заготовки солнышек и тучек по количеству учеников. - Толковый, словообразовательный, орфографический, орфоэпический словари
- Раздаточный материал:
* словарные слова
Форма организации деятельности учащихся: коллективная.
Тип урока: использование межпредметных связей с русской и казахской литературой.
Содержание и ход панорамного урока
1. Организационный момент: взаимное приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку
.
2. «Мозговой штурм» (повторение и обобщение знаний ).
3. Контроль и самопроверка знаний 4. Информация о домашнем задании и подведение итогов урока – 3 мин.
1. Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
Формула удачи: Улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания, полученные при изучении темы «Имя существительное как часть речи». Работать будем на материале устного народного творчества русского и казахского народов.
- Что такое устное народное творчество?
Учащиеся: УНТ – это произведения, которые создаются и передаются из уст в уста народом. С давних пор живут у разных народов колыбельные песни, шутки, прибаутки, заклички, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки. Они развлекают, забавляют, успокаивают. Произведения устного народного творчества учат жизни, умению образно мыслить и говорить.
Задание классу: прочитайте и запишите в тетрадях отгадки казахских загадок (слайд 1):
1) Что в огне не горит и в воде не тонет? (Лед)
2) Шапка зернышек полна,
Утром глянул – нет зерна. (Звезды)
3) Маленький, серенький на слона похож. Кто это? (Слоненок)
3) Быстрый маленький зверек
По деревьям скок да скок
(Белка)
4) Два брюшка, четыре ушка. (Подушка) (слайд2)
2. «Мозговой штурм»
Учитель: Ребята, что можно сказать о записанных словах?
Учащиеся: Это имена существительные.
Учитель: Что называется именем существительным?
Учащиеся: Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Учитель: Как изменяются имена существительные?
Учащиеся: Имена существительные изменяются по числам и падежам.
Задание классу: запишите данные пословицы, найдите имена существительные и определите их падеж (слайд 3).
1. Живи для людей (Р.п.), поживут и люди (И.п.) для тебя.
2. Чабан (И.п.) трудолюбив – овцы (И.п.) упитаны.
3. При солнце (П.п.) тепло, при Родине (П.п.) добро.
4. Гость (И.п.) в двери (В.п.) – счастье (И.п.) в дом (В.п.). Игра “Гости”Оборудование: карточки со словарными словами, в которых пропущены определенные буквы. Эти буквы напечатаны или написаны на другой стороне карточки. 5 мин
Учитель: Назовите морфологические признаки имени существительного.
Учащиеся: Склонение, род, одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Защита постера(слайд 4).
Учитель: Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям? Какие существительные относятся к одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным? Приведите примеры.
Учащиеся: к 1 склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями –а и –я; ко 2 склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, -е; к 3 склонению относятся сущ. женского рода с нулевым окончанием. Приводят примеры.(слайд5) Дидактическая игра кто быстрее ? (слайд 6).
Учащиеся: к одушевленным относятся существительные, отвечающие на вопрос…кто? К неодушевленным имена существительные, отвечающие на вопрос что? Приведите примеры. Собственные имена существительные обозначают единственные в своем роде предметы: не только ФИО людей, названия городов, стран, гор, рек, озер, океанов, но и названия исторических событий, газет, книг, журналов, кинофильмов, спектаклей, предприятий, клички животных. Нарицательные имена существительные называют однородные предметы, которые имеют что-то общее.(слайд7)
Задание классу: найдите соответствия, связанные по смыслу – Алматы, журнал Мурзилка, кролик, домик, соловей, Москва, караван, Есиль, Волга, ученик, животные, птицы, Кызылорда, учащиеся записывают в тетрадях собственные и нарицательные существительные, (Слайд 8)
Задание классу: Выполните морфологический разбор имени существительного победу.
Если будешь грустить – победу можешь упустить. (Слайд 9) (1 ученик у доски, остальные в тетрадях на местах).
Победа – сущ., предмет.
- (Что?) победу. Н.ф. – победа.
- Пост. – нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл.; непост. – в В.п., в ед.ч.
- Упустить (что?) победу.
Самопроверка работ учащихся (оценки за урок) и информация о домашнем задании (на выбор): 1) §28, страница 141 учить правило, страница 143 упражнение 491; 2) написать сочинение-миниатюру «Зимний этюд».
Подведение итога урока: Что мы вспомнили на уроке? На основе какого материала мы на уроке работали?
Учащиеся: На уроке мы говорили об имени существительном, его признаках. На основе устного народного творчества русского и казахского народов.
Учитель: Ребята, я хочу попросить вас поделиться своими впечатлениями об уроке, оставьте на столе одно из солнышек или тучку. (Учащиеся получают возможность оценить и свою работу, и работу учителя.)
Спасибо за работу на уроке.