Тема урока: «Падежи имён существительных». УМК: «Начальная школа 21 века» 3 класс Тип урока: систематизация и обобщения знаний и умений. Цель: обобщить знания о системе падежей русского языка, закрепить умения и навыки, повторить падежи имен существительных. Формируемые УУД: Личностные результаты: формируют мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивают жизненные ситуации. Предметные результаты: закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа имен существительных в предложении, отрабатывают навык определения падежа имен существительных с помощью предлогов, по вопросу и роли в предложении.Метапредметные результаты: делают выводы в результате совместной деятельности класса, развивают навыки грамотного письма, развивают мышление и память (познавательные); планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оказывают взаимную помощь (регулятивные); умеют слушать и понимать речь других, излагают свое мнение и аргументируют его, работают в паре, участвуют в коллективном обсуждении (коммуникативные).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Падежи имён существительных».»
Тема урока: «Падежи имён существительных».
УМК: «Начальная школа 21 века» 3 класс
Тип урока: систематизация и обобщения знаний и умений.
Цель: обобщить знания о системе падежей русского языка, закрепить умения и навыки, повторить падежи имен существительных.
Формируемые УУД:
Личностные результаты: формируют мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивают жизненные ситуации.
Предметные результаты: закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа имен существительных в предложении, отрабатывают навык определения падежа имен существительных с помощью предлогов, по вопросу и роли в предложении.
Метапредметные результаты: делают выводы в результате совместной деятельности класса, развивают навыки грамотного письма, развивают мышление и память (познавательные); планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оказывают взаимную помощь (регулятивные); умеют слушать и понимать речь других, излагают свое мнение и аргументируют его, работают в паре, участвуют в коллективном обсуждении (коммуникативные).
Ход урока
Самоопределение к деятельности
Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора! Учимся старательно, Слушаем внимательно! Думаем, запоминаем, Дружно руки поднимаем!
-С каким настроением вы пришли на урок?
-У вас на столе лежат солнышко и тучка. Выберите, какая из карточек отражает ваше настроение. (Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучкой).
- Позволит ли наше настроение преодолеть все трудности? (Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить).
- Ребята, мы сегодня отправимся с вами в страну знаний. Страна эта волшебная, и не каждый может туда попасть. Незнайкам и невеждам там не место. Дверь в эту волшебную страну поможет открыть нам ключик. От вас зависит, насколько удачным будет сегодня наше путешествие. Отправляемся в путь!
Актуализация
- Внимательно послушайте «грамматические» загадки, найдите на них ответ.
1) В китайском – их нет, английском языке их – 2, в марийском - 9, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. (Падежи)
2)Что вы знаете о падежах имён существительных? (имена существительные изменяются по падежам, у каждого падежа есть свои вопросы, вспомогательные слова, предлоги; все падежи, кроме именительного – косвенные)
Постановка целей и задач урока
- Какую тему мы изучили? (Падежи имен существительных) – Как вы думаете, чем же мы будем заниматься? (Закреплять, повторять, отрабатывать)
Артемон:
Что такое падежи?
Ты об этом расскажи,
О вопросах и названиях…
Приложи старание.
Кто? Что? - это именительный,
Школа, парта, ученица.
Кого? Чего? – родительный,
Нет сверчка, стола, синицы.
Кому? Чему? – дательный,
Дать солнышку, собаке,
Радоваться детям и цветам,
Кем? Чем? – творительный,
Гордиться тайной, ростом, знаками.
О ком сложить стих?
Песенку о чем? – предложный.
Сценка: Выбегает Буратино. Задорно. (Под музыку «Бу-ра-ти-но»)
Буратино: Всем! Всем! Всем! Дорогие друзья, я нашел дверцу, которая ведет в страну знаний!
Мальвина (и Артемон): Буратино, ты куда пропал? Что случилось?
Буратино: Мальвина, Артемон, я нашел заветную дверцу, которая ведет в страну знаний. Но что же нам делать, чем открыть волшебную дверцу?
Артемон: Надо отыскать золотой ключик.
Буратино: Ой, а я уже что–то нашел. Записка. Мне? «Если вы пройдете мои испытания, тогда золотой ключик будет ваш!» Карабас Барабас.
- На доске записаны слова: Подъехать (дом), найти (книга), выйти (школа), дорожить (дружба), подарить (мама), избежать (беда).
- Ребята, сформулируйте задание. (Составить и записать словосочетания с данными словами и подходящими по смыслу, предлогами. Определить падеж имён существительных).
Мальвина: Ребята, помогите, пожалуйста, Буратино! Как определить падеж имен существительных? (Вспомнить алгоритм определения падежей; памятка на партах).
1) найти главное слово в предложении (если это слово в предложении), к которому относится имя существительное, 2) задать падежный вопрос от этого слова к имени существительному,3) по падежному вопросу (если есть, и по предлогу) определить падеж. Для проверки подобрать вспомогательное слово.
- Ребята, запишите словосочетания в тетрадь, ставя слова в нужную форму, определите их падеж. Буратино к доске (объяснение, самооценка).
(Буратино у доски).Подъехать к дому (кому? чему? Д.п.), найти книгу (кого? что? В.п.), выйти из школы (кого? чего? Р.п), дорожить дружбой (кем? чем? Т.п), подарить сестре (кому? чему? Д.п), избежать беды (кого?чего? Р.п)
- Буратино, оцени свою работу.
- Ребята, какой вывод мы можем сделать в результате выполненного задания?(Является ли обязательным условием наличие предлога у всех падежей?)
(Имена существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога, а в предложном падеже только с предлогом. В остальных падежах имена существительные могут употребляться и с предлогами, и без предлогов.)
4. Определение падежных форм имен существительных.
Мальвина: Ключик мы получим. Но нам недостаточно наших знаний, чтобы открыть эту заветную дверь. Я знаю одного доброго волшебника. Его имя – Учитель! Он нам поможет.
Фронтальная работа (по цепочке, устно)
-Прочитайте отрывок из сказки «Золотой ключик».
-Кто является автором этой сказки? (Алексей Толстой) (слайд)
- Определите падежи форм всех имен существительных. (отрывок на слайде)
После завтрака (Р.п)Мальвина (И.п) решила воспитывать Буратино (В.п). Она принесла перо (В.п) и чернила(В.п) и начала учить его писать.Буратино(И.п) увидел в чернильнице (Т.п) муху (В.п), сунул туда нос (В.п)и посадил на бумагу (В.п) кляксу (В.п). Мальвина (И.п)рассердилась и отвела его в тёмный чулан (В.п).
(Устная словарная работа над словами: перо, чернила, чернильница, чулан - из словаря Ожегова)
Перо - стальная вогнутая пластинка с расщепленным концом для писания чернилами, тушью.
Чернила - красящая жидкость для писания.
Чернильница - небольшой сосуд для чернил.
Клякса - чернильное пятно на бумаге.
Чулан - помещение в доме, служащее кладовой.
Дифференцированная работа. Работа с учебником (Работа у доски, письменно).
1группа (класс) – (в учебнике стр. 28 у.3) (письменно). Шел я как-то по лесу (Д.п). Иду и слышу: застучал где-то впереди меня дятел (И.п). Вижу, дятел пристроился на дереве (П.п). Уселся на ствол, зацепился на кору острыми коготками, опёрся на жесткий хвостик и колотит по стволу дерева крепким клювом. Раздолбит дятел дерево, найдет под корой вредителя и съест. Так он лечит больные деревья.
- Ребята, мы возьмем с вами первые три предложения с целью экономии времени.
2 группа – (самостоятельное индивидуальное задание на карточках, самооценка, отметка учителя). Прочитай, определи падеж слова «ум». После выполнения работы проверьте правильность выполнения задания, развернув карточку. Оцените свою работу (если нет ошибок - нарисуйте солнышко, если есть – облако).
1) С умом задумано, да без ума сделано.
2) Сила уму уступает.
3) Что на уме, то на языке.
4) Ум да разум надоумят сразу.
- Ребята, кто выполняли задания на карточке, оцените себя. Поднимите руки те, кто считает, что он справился с работой. (Остальные не огорчайтесь, в следующий раз у вас все получится.)
- А теперь пришло время немного отдохнуть.
Физкультминутка (проводит Артемон)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Работа в парах. (На слайде и на подписанных карточках)
- Та пара, которая выполнит задание, берется за руки и поднимает их.
…Над водой показалась страшная змеиная голова. Но это была старая добрая черепаха Тортила. В лапе у нее был золотой ключик. «Я дарю тебе этот золотой ключик», - сказала она Буратино.- «Его обронил в пруд Карабас Барабас. Этим ключиком открывается волшебная дверца». Буратино взял ключик, вылез на берег и побежал домой к папе Карло.
…Буратино сунул в замочную скважину золотой ключик, заиграла музыка, дверь открылась. Золотым ключиком он завёл часы. Занавес поднялся. Буратино сказал: «Мы напишем пьесу о наших приключениях и о золотом ключике…»
- Ребята, давайте проверим правильность выполнения задания. (результаты на слайде)
Анализ и обобщение полученных результатов
- Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам, изменить форму слова)
-Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевленных и неодушевленных существительных)
- В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?(именительный)
Рефлексия. Итоги урока
- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока? Докажите это
- Что было трудным на уроке? - Что было особенно интересным?
-Где в жизни нам могут пригодиться падежи? (Для чего они нам нужны?) (Только в нужном падеже имена существительные могут войти в состав предложения, чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях.)
- Я читаю утверждения. Кто согласен – поднимайте руку.
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
- Вы довольны уроком?
- Отметки за урок.
- Мы затронули с вами часть сказки А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», а продолжим знакомство с ее героями на уроках внеклассного чтения. Возьмите книгу в библиотеке.
Домашнее задание: (творческое) Выписать из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» 3 любых предложения и определить в них падежи всех имен существительных. Выполнить в тетради.
Артемон:
Запомни правило простое:
Без падежей мы никуда.
Не будешь в языке героем,
Отличником не станешь никогда.
Они нам в речи помогают,
Слова их слушают всегда.
И все, конечно, их названья знают,
Скажите хором: «Верно?» - «Да».
- Ребята, вот и открыли мы с вами дверцу в волшебную страну знаний! Вы помогли Буратино справиться со всеми трудностями и испытаниями.