Просмотр содержимого документа
«Падеж имен существительных склонение существительных»
Предмет: Русский язык
Тема урока: Падеж имен существительных.
Класс: 5 «Ә»
Цель урока: Познакомить с основными признаками падежей русского языка Задачи урока:
1.Формирование представления о склонении имен существительных , знакомство с названиями падежей и падежными вопросами. Формирование первоначального умения определять падеж имен существительных.
2.Развитие умений и навыков склонений имен существительных по падежам.
3.Воспитание , трудолюбия , уважения к труду.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Формы работы на уроке : индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесный , наглядный, игровой, вопросно-ответный.
Оборудования: Таблица «Падеж имен существительных», портрет М.В.Ломоносова ,кластер.
Презентация: Падеж имен существительных
Дидактический материал: перфокарты, карточки для индивидуальной работы
учащихся.
Межпредметная связь: с казахским языком
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие . Проверка готовности учащихся к уроку.
ІІ. Психологический настрой.
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, думаю сегодняшний урок принесет нам радость . Давайте передадим этот символ знание из рук в руки с пожеланиями успехов и удачи.
2.Покажу существительное в единственным числе, дети называют их во множественном числе.
3.Что такое имя существительное ?
4.Составление кластера на тему
«Имя существительное.»
VI.Сообщение темы урока .
Запишите число,классная работа.
Падеж имен существительных. Слайд №2
VII. Обяснение нового материала .
Прочитайте текст. Слайд №3
Ко мне в гости пришел друг.
Без друга жить не интересно.
Я всегда рад за другу.
На своего друга я могу верить.
С другом мы всегда вместе .
Я часто думаю о своем друге.
- Какое слово встречается в каждом предложении?
-Какой частью речи является повторяющееся слово?
- Какого рода существительное «друг» из нашего текста?
Чтобы было легче запомнить вопросы падежей, мы будем пользоваться словами – помощниками или предлогами (хоровое чтение или чтение 2 -3 сильными учениками).
Падежи имен существительных. Слайд№ 4
Название
Слова-помощники
Вопросы
Именительный падеж
есть
Кто? Что?
Родительный падеж
нет
Кого? Чего?
Дательный падеж
дать
Кому? Чему?
Винительный падеж
вижу
Кого? Что?
Творительный падеж
горжусь
Кем? Чем?
Предложный падеж
говорю о
О ком? О чем?
Дети , почти все существительные изменяются по падежам. И.п- всегда без предлогов, П.п – всегда с предлогами, остальные падежи могуть быть с предлогами и без предлогов.
Название падежей напишем кратко.
Слайд №5 Изменение имен существительных по падежам называется
склонением .
К каким существительным задаем вопросы?
Кто? Кого? Кому? Кого? Кем? о Ком?
К каким существительным задаем вопросы?
Что? Чего? Чему? Что? Чем? О чем?
-Ребята, откройте учебники прочитайте внимательно текст
«Почему падежи так называются».
а) чтение по частям
VIII. Словарная работа .
Падежи – септіктер
склонение- септелу
знаменитый- атақты,ұлы
б) После чтение текста раздаю карточки , ученики с карточками
читают стихи про падежи.
Я – именительный падеж.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
А я – падеж родительный
Характер мой общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
Я – винительный падеж,
Кого позвать, во что играть
Готов ребятам подсказать.
А я - творительный падеж
Исполнен всяческих надежд.
Творите! Чем? Творите! С кем?
Я подскажу вам – нет проблем.
А я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чем? Я вам скажу.
IX . Тренировочные упражнения: Работа у доски.
Название падежей напишем кратко. Слайд № 6
И.п кто ? мама,бабушка, брат.
Р.п кого? мамы, бабушки,брата
Д.п кому ? маме,бабушке, брату
В.п кого? маму, бабушку,брата
Т.п кем? мамой,бабушкой,братом
П.п о ком? о маме,о бабушке, о брате
Используя эту таблицу , сейчас мы изменим , просклоняем одушевленные существительны е бабушка, брат .
-Что меняется в существительном? (окончание)
Проверь себя по слайду!
-Ребята, кто они мама, бабушка, брат как вы думаете?
-Да, они наши семья. Правильно семья для нас самое дорогое и важное.
-Теперь составьте предложения с этими существительными и напишите на доске и в тетрадях.
Я помогаю маме. Наши бабушки любят нас. Я горжусь своим братом.
X. Игра кто быстрее . Назову одущевленные встаем , неодушевленные сядем.
Упражнение 275 Спишите, вставляя вместо точек нужные оканчания. (Ученики по одному выходят к доске и пишут)
Выйти (из чего?) из магазина, подойти (к чему?) к магазину,увидеть(что?) магазин, остановиться( перед чем?) перед магазином, думать ( о чем?)
о магазине.
XI. Дидактическая игра. «Забросьте мяч в нужную корзину» по родам.
муж.р. ж.р. ср.р
XII. Подведение итогов урока.
-Давайте теперь проверим ваши знания и умение определять падежи.