Ф.И.О. студента: Мартиросян Лусине Грайровна
Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в форме множественного числа»
Класс: 3, УМК: развивающего обучения Л.В. Занкова.
Цель урока: Создать условия для развития умений учащихся определять падежные окончания существительных в форме множественного числа.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Словесный(беседа) | -Учитель приветствует детей, настраивает их на работу. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Лусине Грайровна, и сегодня я проведу у вас урок -Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? -Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. -Хотите научиться не попадать в них? -Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка. -Вы хотите к тайнам этим прикоснуться? -Вы можете к ним прикоснуться? -Зачем вам это нужно? | Здороваются -Да -Да -Да -Да -Чтобы не попадать в ловушки | Ф | Презентация (слайд № 1) | Контроль учителя |
2. Этап актуализации знаний и пробное учебное действие. | Словесный(беседа) | Поиграем в игру «Исчезающее слово» На экране слова: ледокол, вьюга, мощь, праздник, метёт, человек. - Найдите и запишите слово с… Непроизносимой согласной в корне слова (праздник) Сложное слово с соединительной гласной (ледокол) С безударной гласной в корне слова (метёт) Мягким знаком после шипящего (мощь) Разделительным мягким знаком (вьюга) - Какое слово осталось? (человек) Почему? -Какая орфограмма в слове определите? (безуд. гласная в слове, не проверяемая ударением) -Подберите однокоренные слова (человеческий, человеколюбивый) - Давайте, с этим словом восстановим рассыпанное предложение. (Разум, крылья, птице, человеку.) Птице крылья, человеку разум. -Что у нас получилось? ( пословица) - О чем эта пословица? Какой частью речи является слово ЧЕЛОВЕК? ( существительное) | Объясняют, почему так пишется: -Праздник - празден -Ледокол – лёд колет -Метёт - мёл -Мощь -Вьюга (перед е, ё, ю, я) -Человек Отвечают на вопросы -Безуд. гласная в слове, не проверяемая ударением -Человеческий, человеколюбивый -Разум, крылья, птице, человеку. -Пословица -Каждому - свое, то, что наиболее ценно и без чего невозможно жить.. -Существительное | Ф | Презентация (слайд № 2) | Контроль учителя самоконтроль |
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Словесный(беседа) | -Посмотрите на слайд и напишите, какие слова пропущены. В мире существует огромное количество __________. Чтобы назвать их, человек придумал _____________. Имя существительное- ___________, обозначает ________ и отвечает на вопросы ____? ____? Существительные бывают ________________________ рода. Существительные изменяются по ______. У них есть формы__________________ числа. Склонение – это изменение _____________ Есть ___склонения. Какие имена существительные относятся к 1 склонению? - Какие имена существительные относятся ко 2 склонению? - Какие имена существительные относятся к 3 склонению? -Вставить пропущенные окончания у имен существительных множественного числа и выдели их. Определить падеж. К директор....,о выработк....,у галстук....,из кальмар...,над коляск...,у мотыльк...,у паравоз...,перед оград...,от календар...,к выскочк....,о затяжк....,на болот.... | В мире существует огромное количество предметов. Чтобы назвать их, человек придумал существительные. Имя существительное- часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Существительные изменяются по падежам. У них есть формы единственного и множественного числа. Склонение – изменение по падежам. Есть 3 склонения. -Мужского и женского рода с окончаниями –а,-я. -Имена существительные мужского и среднего рода с окончаниями –о,-е -Имена существительные женского рода с нулевым окончанием. -А мы не знаем, как это сделать. К директор..АМ.., о выработк..АХ.., у галстук..ОВ.., из кальмар.ОВ.., над коляск.АМИ.., у мотыльк..ОВ., у паравоз.ОВ.., перед оград.АМИ.., от календар..ЕЙ., к выскочк.АМ..., о затяжк.АХ..., на болот.АХ... | Ф | Презентация (слайд № 3) | Контроль учителя |
4. Реализация построенного проекта. | Практический (выполнение задания) | -- Значит, какая тема нашего урока? -А какая задача ? | -На уроке будем учиться определять Падежные окончания имён существительных в форме множественного числа. -Научиться определять падежные окончания существительных в форме множественного числа. | Ф | Презентация (слайд № 4) | Самоконтроль |
5. Реализация построенного проекта | Словесный(беседа) | -Открываем учебник на стр 119 читаем правило -Во множественном числе существительные обозначают не один, а несколько предметов: пеналы, плакаты, птицы, облака. -В форме множественного числа именительного падежа существительные имеют окончания - я,- и (после мягких звуков - созвездия, крылья, крики, парики) и -а, -ы после твёрдых (глаза, стога, игры, кулисы). -Некоторые существительные в единственном и множественном числах изменяют оСНоВЫ (человек и люди, ребёнок и дети). | Слушают | | | |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Практический (выполнение задания) | - Я вам желаю успехов на данном этапе. У вас все получится. Приступайте к работе. Группа 1. Задание: 1)Выпиши (с большой буквы без точки в конце в употреблённой форме) из предложений существительные множественного числа. На карте я указал только материки. 2)Какое окончание должно иметь существительное в форме именительного падежа множественного числа? Mope. (а , я) Группа 2. Задание: Выпиши (с большой буквы без точки в конце в употреблённой форме) из предложений существительные множественного числа. Называй предметы правильно. 2)Какое окончание должно иметь существительное в форме именительного падежа множественного числа? Дерево.. (а , я) Почто́вый ште́мпель — применяющееся почтой устройство для получения ручным или механическим способом штемпельных оттисков, служащих для гашения знаков почтовой оплаты. (Проще - печати) - Проверим, что же у вас получилось. На слайде появились ответы. Поменяйтесь тетрадями, побудьте в роли учителей. Сверьте ответы ваших товарищей с образцами. | -Материки -Моря -Предметы -Деревья Проверяют. | Ф | Презентация (слайд № 5) | Контроль учителя |
8. Включение в систему знаний и повторений. | Практический (выполне ние задания) | -Открываем учебник на стр 118, упр 483 Запишите рассуждение Элли - героини сказки А. М. Волкова "Волшебник Изумрудного города». Определи падеж у существительных с пропущенными буквами. Обозначь имена существительные в форме мн. ч. Подошли к ним известные тебе падежные вопросы? Соответствуют ли падежу предлоги? в) Просклоняй слова волшебник и волшебники. О написании неизвестных орфограмм спроси у учителя. Выдели окончания. -Следующее задание 484 Рано утром на рассвете Умываются мышата, И котята, и утята, И жучки, и паучки. *** Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают, Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили. а) Запиши знакомые тебе строки. Кто их написал? 6) Определи, каким членом предложения являются имена существительные в форме множественного числа, какого они рода. Обозначь их падеж, выдели окончания. в) Распредели имена существительные в форме множественного числа по двум группам по их окончаниям. Измени форму числа слов яблоко, поле. В какую группу ты их запишешь? Сделай вывод, какие окончания бывают у имён существительных в форме множественного числа именительного падежа. | -Королевой(Т), в городе (П), в деревне (П) Мн. ч.: без волшебников, Для детей, чудеса (вопросы подошли, предлоги соответствуют ). -И .п. волшебник, волшебники Р .п. волшебника, волшебников Д .п. волшебнику, волшебникам В .п. волшебника, волшебников Т .п. волшебником, волшебниками П.п. о волшебнике, о волшебниках -Корней Чуковский -Подлежащее мышат[а], котят[а], жучк[и], паучк[и] (м.р., в И.п.).Рыб(ы), жаб[ы], мыш[и] (ж.р., в И.п.). --А/-Я: мышата, котята. поля. -И/-Ы: жучки, паучки, рыбки, жабы, мыши, яблоки Вывод: в форме мн.ч. И.П. У существительных бывают окончания -а,-я или -и,-ы | | | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Словесный(беседа) Приём («Три М») | - Предлагаю назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. - До свидания. | | Ф | Презентация (слайд № 6) | Самконтроль |