Урок по теме «Относительные прилагательные»
по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской
Русский язык в 6 классе
Цели урока:
- учащиеся должны знать определение относительных прилагательных,
их значения, грамматические признаки;
- различать качественные и относительные прилагательные;
- развивать культуру речи учащихся, критическое и логическое мышление.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: на основе ИКТ, с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Приложение: презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
- Языковая разминка (слайд 1)
1). Выписать грамматические основы предложений (слайд 2)
2). Составить схему последнего предложения (слайд 3)
3). Из предложений выписать словосочетания «существительное + прилагательное» (слайд 4)
Учитель:
1)Найдите в предложениях относительные прилагательные,
определите их синтаксическую роль.
2) Из предложения (слайд 5) выпишите прилагательные и образуйте от них возможные формы сравнительной и превосходной степени (слайд 6)
? От какого прилагательного нельзя образовать степени сравнения?
- Знакомство с теоретическим материалом – с.122 учебника
Учитель: а сейчас я вам предлагаю прослушать стихотворение об относительных прилагательных (Чтение учителем стихотворения)
Мой знакомый старый дед
Знатный был языковед.
Самых разных слов немало
Дед в коробочках хранил.
Прилагательных - навалом!
Очень их старик любил.
Раз коробочки упали.
Мы ужасно растерялись,
Потому что увидали,
Как слова перемешались.
Куча слов зашевелилась,
Зафырчала, закричала:
«Я вот к месту относилось!»-
«Ну а я – к материалу!»-
«Я ко времени имело
Отношение прямое!»-
«А теперь всё вперемешку
Мы лежим между собою!»-
«К действию мы отношенье имеем!
Спрячьте в коробку нас!
Мы заболеем!»
И рыдают. Бьют на жалость!
Что мне делать оставалось?
Я коробочки поднял,
Как умел, слова собрал.
Просто выбился из сил:
Их на место относил.
Учитель: Ребята, из материала учебника, из текста стихотворения вы узнали, что относительные прилагательные характеризуют предмет по материалу, по месту, по времени, по действию. Я предлагаю вам игру «Рассыпанные слова» и, наконец-то, выполнить их просьбу – разложить по коробочкам.
(Такое задание развивает внимание, наблюдательность).
- Самостоятельные наблюдения
ИГРА «Рассыпанные слова» (слайд 7)
Самопроверка (слайд 8)
Вывод:
- качественные имена прилагательные имеют сравнительную и
превосходную степень; сочетаются со словом очень; могут иметь краткую форму;
- относительные имена прилагательные не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень (слайд 9)
Учитель: Встречая имена прилагательные, мы сразу смотрим: (слайд 10)
- Физкультминутка.
- Практическая работа (слайд 11)
- Учитель: Ребята! А сейчас я вам предлагаю посмотреть, какие блюда готовят в сказочном королевстве, а заодно и определить, какие перед нами прилагательные: качественные или относительные Игра «Узнавание в лицо» (слайд 12)
Самопроверка (слайд 13)
- Тренировочное упражнение
- Упражнение 293.
Задание: подчеркнуть относительные прилагательные как члены предложения, доказать, что они являются относительными.
- Домашнее задание
п. 52, упр. 295 или 296 (по выбору)
X. Итоги урока. Рефлексия учащихся (слайд 14)
- Я вспомнил, что…
- Я понял…
- Было интересно…
- Особенно понравилось…
- Вызвало затруднение…
- Было сложно…
- Нужно выучить…
Используемая литература:
1.Учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская Русский язык 6 класс.
2.Рик Т.Г. Русский язык: Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.: ООО «Издательство Астрель», 1999. – 96с.
3.Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс» М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 109с.
4. Дидактический материал по русскому языку для 6 класса.