Оборудование: картинка повара, пакетики с сыпучими продуктами, банка с вареньем, обернутая цветной бумагой, разрезные картинки различных плодов, ягод и фруктов и целые изображения, мяч, кастрюльки – карточки с изображением различных продуктов.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
(На наборное полотно выставляется картинка Повара.)
- Ребята, кто это? (Повар) Это Повар из нашей столовой. Он сегодня пришел к нам в гости. Хочет поиграть с нами, а также рассказать много интересного! И сейчас он предлагает нам поиграть в игру «Щи – талочка», благодаря которой мы узнаем, как он готовит для нас самые вкусные щи!
2. Пальчиковая гимнастика: «Щи - талочка»
Чищу овощи для щей,
Сколько нужно овощей?
Три картошки,
Две морковки,
Лука полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз!
Два!
Три!
Огонь зажжен,
Кочерыжка,
Выйди вон!
Хлопаем в ладоши. Разводим руки в стороны.
Загибаем три пальца на левой руке.
Загибаем два пальца на левой руке.
Загибаем три пальца на правой руке.
Загибаем один палец на правой руке.
Загибаем один палец на правой руке.
Ладошками отодвигаем капусту в сторону.
Выставляем большие пальцы.
Выставляем указательные пальцы.
Выставляем средние пальцы.
Хлопаем в ладоши.
Правой рукой показываем в центр.
Правой рукой показываем на дверь.
- Понравилось играть с Поваром?
3. Ознакомление с темой занятия:
- Повар хочет рассказать нам о том, какие бывают супы, каши, другие кушанья. И принес вот такие пакетики с сыпучими продуктами.
(На каждом столе по одному полиэтиленовому мешочку размером примерно 10x10 см. В них находятся разные сыпучие продукты (вермишель, кофейные зерна, пшено, гречка, манная, кукурузная крупы, горох, рис.)). Затем логопед говорит детям:
- Назовите свои продукты.
- Какую Повар кашу может сварить из вашего продукта? (Гречневую кашу, пшенную кашу, манную, кукурузную и т.п.)
- Какой суп может сварить? (Вермишелевый суп, гороховый, рисовый и т. п.)
- Какой напиток может приготовить? (Кофейный напиток.)
(Логопед помогает детям при затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором.)
- Теперь давайте отдадим продукты Повару, чтобы он приготовил нам обед.
Дети встают и отдают «Повару» пакетики с сыпучими продуктами и говорят:
- Приготовь мне, пожалуйста, гречневую кашу.
- Приготовь мне, пожалуйста, вермишелевый суп.
- Приготовь мне, пожалуйста, кофейный напиток и т.д.
4. Игра «Банка с вареньем»:
Логопед достает из-под стола банку с вареньем. Она обернута цветной бумагой. Обращается к детям: «Ребята, Повар нам принес банку с вареньем, чтобы чай пить. А какое оно, он не сказал. Давайте попробуем догадаться!»
(На каждом столе разрезные картинки с изображением различных фруктов, ягод и плодов, а дети собирают. После логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением целых изображений, а дети образовывают от их названий относительные прилагательные. Логопед начинает:
- А если это варенье из вишни? Я думаю это вишневое варенье.
- А если оно из яблок? (Я думаю это яблочное варенье.)
- А вдруг оно из клюквы? (Я считаю это клюквенное варенье.)
- А если оно из клубники? (Я считаю это клубничное варенье.) (Абрикосовое, сливовое, т.п.)
Сложные слова логопед и дети проговаривают хором.
Логопед: - У всех разное мнение. Вот чай будем пить и узнаем, каким вареньем нас угостил Повар.
5. Динамическая пауза: Игра с мячом «Ответь одним словом!»
- Повар приготовил нам еще угощения, а какие, вы мне сейчас скажите. Тому, кому я брошу мяч, должен ответить одним словом на мои несколько слов:
«Напиток из клюквы» - клюквенный;
«Пирог с яблоками» - яблочный;
«Запеканка из творога» - творожная;
«Котлеты из курицы» - куриные;
«Бульон из мяса» - мясной;
«Дранники из картофеля» - картофельные.
«Варенье из вишни» - вишневое.
«Суп из вермишели» - вермишелевый.
«Пирожки с морковкой» - морковные.
- Какая сложная у повара работа, как много он нам приготовил!
После того, как дети сели на свои места, логопед проводит дыхательную гимнастику.
6. Дыхательная гимнастика:
- Как много угощений приготовил для нас Повар, но оно все такое горячее. Давайте остудим. Подуем, чтобы остыло. (Руки в форме «чашечки».)
7. Работа с индивидуальным наглядным материалом:
- Ребята, Повар сегодня балует нас! Посмотрите, на ваших столах лежат кастрюльки. Переверните их изображением вверх и расскажите, какой суп сварил сегодня Повар (мясной, молочный, фасолевый, гороховый и т. п.).
(На столах у детей заранее разложены вырезанные из картона кастрюльки. На каждой из них наклеена картинка с изображением какого-либо продукта: мяса, курицы, рыбы, крупы, грибов, фруктов, овощей, молока и др.)
Каждый ребенок составляет предложение, ориентируясь на свою карточку. Логопед следит за правильностью составления предложений с относительными прилагательными:
- Мне Повар сварил мясной суп.
- Мне Повар сварил куриный суп.
- Мне Повар сварил рыбныйсуп.
- Мне Повар сварил фасолевый суп. И т.д.
8. Подводится итог занятия, оценивается деятельность.
- Ребята, Повара нужно поблагадарить за вкусные блюда!
Ответы детей: - Спасибо! Благодарю! Все было вкусно! Большое спасибо! Приходи к нам в гости еще!
- До свидания Повар! Приходи к нам в гости еще!
Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
(Похвала детей)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по развития грамматических представлений и связной речи "Относительные прилагательные (Какой по материалу?)" »
Группа: старшая Дата:
Конспект подгруппового занятия по формированию грамматических представлений и связной речи.
Тема:«Относительные прилагательные (Какой по материалу?)»
Цели:
учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения;
совершенствовать навыки словообразования;
активизировать знания детей по темам: «Продукты», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды»;
развивать логическое мышление, внимание, благодаря собиранию разрезных картинок с изображением различных плодов, ягод и фруктов;
развивать связную речь, через выполнение заданий на образование относительных прилагательных и включение их в предложения;
Оборудование: картинка повара, пакетики с сыпучими продуктами, банка с вареньем, обернутая цветной бумагой, разрезные картинки различных плодов, ягод и фруктов и целые изображения, мяч, кастрюльки – карточки с изображением различных продуктов.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
(На наборное полотно выставляется картинка Повара.)
- Ребята, кто это? (Повар) Это Повар из нашей столовой. Он сегодня пришел к нам в гости. Хочет поиграть с нами, а также рассказать много интересного! И сейчас он предлагает нам поиграть в игру «Щи – талочка», благодаря которой мы узнаем, как он готовит для нас самые вкусные щи!
2. Пальчиковая гимнастика: «Щи - талочка»
Чищу овощи для щей,
Сколько нужно овощей?
Три картошки,
Две морковки,
Лука полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз!
Два!
Три!
Огонь зажжен,
Кочерыжка,
Выйди вон!
Хлопаем в ладоши.
Разводим руки в стороны.
Загибаем три пальца на левой руке.
Загибаем два пальца на левой руке.
Загибаем три пальца на правой руке.
Загибаем один палец на правой руке.
Загибаем один палец на правой руке.
Ладошками отодвигаем капусту в сторону.
Выставляем большие пальцы.
Выставляем указательные пальцы.
Выставляем средние пальцы.
Хлопаем в ладоши.
Правой рукой показываем в центр.
Правой рукой показываем на дверь.
- Понравилось играть с Поваром?
3. Ознакомление с темой занятия:
- Повар хочет рассказать нам о том, какие бывают супы, каши, другие кушанья. И принес вот такие пакетики с сыпучими продуктами.
(На каждом столе по одному полиэтиленовому мешочку размером примерно 10x10 см. В них находятся разные сыпучие продукты (вермишель, кофейные зерна, пшено, гречка, манная, кукурузная крупы, горох, рис.)). Затем логопед говорит детям:
- Назовите свои продукты.
- Какую Повар кашу может сварить из вашего продукта? (Гречневую кашу, пшенную кашу, манную, кукурузную и т.п.)
- Какой суп может сварить? (Вермишелевый суп, гороховый, рисовый и т. п.)
- Какой напиток может приготовить? (Кофейный напиток.)
(Логопед помогает детям при затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором.)
- Теперь давайте отдадим продукты Повару, чтобы он приготовил нам обед.
Дети встают и отдают «Повару» пакетики с сыпучими продуктами и говорят:
- Приготовь мне, пожалуйста, гречневую кашу.
- Приготовь мне, пожалуйста, вермишелевый суп.
- Приготовь мне, пожалуйста, кофейный напиток и т.д.
4. Игра «Банка с вареньем»:
Логопед достает из-под стола банку с вареньем. Она обернута цветной бумагой. Обращается к детям: «Ребята, Повар нам принес банку с вареньем, чтобы чай пить. А какое оно, он не сказал. Давайте попробуем догадаться!»
(На каждом столе разрезные картинки с изображением различных фруктов, ягод и плодов, а дети собирают. После логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением целых изображений, а дети образовывают от их названий относительные прилагательные. Логопед начинает:
- А если это варенье из вишни? Я думаю это вишневое варенье.
- А если оно из яблок? (Я думаю это яблочное варенье.)
- А вдруг оно из клюквы? (Я считаю это клюквенное варенье.)
- А если оно из клубники? (Я считаю это клубничное варенье.) (Абрикосовое, сливовое, т.п.)
Сложные слова логопед и дети проговаривают хором.
Логопед: - У всех разное мнение. Вот чай будем пить и узнаем, каким вареньем нас угостил Повар.
5. Динамическая пауза: Игра с мячом «Ответь одним словом!»
- Повар приготовил нам еще угощения, а какие, вы мне сейчас скажите. Тому, кому я брошу мяч, должен ответить одним словом на мои несколько слов:
«Напиток из клюквы» - клюквенный;
«Пирог с яблоками» - яблочный;
«Запеканка из творога» - творожная;
«Котлеты из курицы» - куриные;
«Бульон из мяса» - мясной;
«Дранники из картофеля» - картофельные.
«Варенье из вишни» - вишневое.
«Суп из вермишели» - вермишелевый.
«Пирожки с морковкой» - морковные.
- Какая сложная у повара работа, как много он нам приготовил!
После того, как дети сели на свои места, логопед проводит дыхательную гимнастику.
6. Дыхательная гимнастика:
- Как много угощений приготовил для нас Повар, но оно все такое горячее. Давайте остудим. Подуем, чтобы остыло. (Руки в форме «чашечки».)
7. Работа с индивидуальным наглядным материалом:
- Ребята, Повар сегодня балует нас! Посмотрите, на ваших столах лежат кастрюльки. Переверните их изображением вверх и расскажите, какой суп сварил сегодня Повар (мясной, молочный, фасолевый, гороховый и т. п.).
(На столах у детей заранее разложены вырезанные из картона кастрюльки. На каждой из них наклеена картинка с изображением какого-либо продукта: мяса, курицы, рыбы, крупы, грибов, фруктов, овощей, молока и др.)
Каждый ребенок составляет предложение, ориентируясь на свою карточку. Логопед следит за правильностью составления предложений с относительными прилагательными:
- Мне Повар сварил мясной суп.
- Мне Повар сварил куриный суп.
- Мне Повар сварил рыбныйсуп.
- Мне Повар сварил фасолевый суп. И т.д.
8. Подводится итог занятия, оценивается деятельность.
- Ребята, Повара нужно поблагадарить за вкусные блюда!
Ответы детей: - Спасибо! Благодарю! Все было вкусно! Большое спасибо! Приходи к нам в гости еще!