Открытый урок в 5 классе по теме "Виды предложений по цели высказывания"
Открытый урок в 5 классе по теме "Виды предложений по цели высказывания"
Разработка урока по теме "Виды предложений по цели высказывания". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В конспекте представлена тема, которая рассматривается впервые, является для учащихся новой. Данная тема очень важна, так как при синтаксическом разборе указание вида предложения по цели высказывания является первой и важной характеристикой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе по теме "Виды предложений по цели высказывания"»
Конспект урока по русскому языку в 5А классе.
Тема:Виды предложений по цели высказывания.
Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.
Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.
Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.
Метапредметные:
Регулятивные:
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
1.Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.
2.Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
3.Извлекать нужную информацию.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Основные методы обучения:
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Словесный
Самоконтроль
Наглядно-вербальный
Диалогический
Эвристический
Творческий
Ход урока.
1 этап. Организационный.
Здравствуйте, присаживайтесь. Начинается урок,
Прозвенел уже звонок,
Будем тему изучать
И пятёрки получать!
Учитель: Сейчас, ребята, я передам вам стеклянный шар. А вы передавайте его друг другу. Будьте осторожны, шар очень хрупкий. (Дети под музыку передают шар друг другу)
Учитель: Как вы старались передавать этот шар?
Ученик: Бережно, внимательно, аккуратно.
Учитель: Вот и друг к другу мы тоже должны быть внимательны на сегодняшнем уроке, а также внимательны к словам, которые произносим.
2 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята! Мне передали телеграмму, с которой мы должны будем поработать на уроке. Но я никак не могу разобраться в этом тексте. Может быть, вы мне поможете?
3 этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Не в…дал ли где на свете ты царевны м…лодой
Не кручинься, Бог с тобой
И ц…рица у …кна
Села ждать его одна)
Учитель: Что представлено на слайде?
Ученик: На слайде представлены предложения.
Учитель: Докажите, что это предложения.
Ученик: Это предложения, потому что они содержат высказывания о ком-либо или о чём-либо.
Учитель: Верно. А из какого произведения эти предложения? Кто автор этой сказки?
Ученик: Эти предложения взяты из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Учитель: Давайте вставим пропущенные буквы и устно объясним их написание.
(Ученики выходят к доске и вставляют пропущенные буквы, с помощью карандаша)
Учитель: На какую орфограмму были пропущены буквы?
Ученик: Буквы были пропущены на орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова»
Учитель: Совершенно верно, теперь мне всё понятно, спасибо.
Учитель: Обратите внимание на следующее словосочетание, как вы его понимаете?
Ученик: Цель высказывания – это то, ради чего или зачем мы говорим то, или иное выражение.
Учитель: Верно. Попробуем определить цель высказывания предложений, с которыми мы работали. Употребляйте глаголы.
Ученик: Цели высказывания этих предложений:
Спросить
Попросить о чём-либо
Сообщить
Учитель: Правильно, так как вы думаете, какова тема нашего урока?
4 этап. Целеполагание.
Ученик: Тема нашего урока – Виды предложений по цели высказывания.
Учитель: Верно, запишем число и тему в тетрадь. А к чему мы должны будем стремиться, что нам нужно обязательно узнать на уроке?
Ученик: Нам нужно узнать, какие виды предложений по цели высказывания бывают.
Научиться различать эти предложения.
Научиться правильно ставить знаки препинания в конце разных по цели высказывания предложений.
5 этап. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Молодцы! Так вот мы с вами определяли цели высказывания предложений из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». А теперь попытаемся определить их вид по цели высказывания. Какие это предложения? Употребляйте прилагательные.
Ученик: 1. Вопросительное
Побудительное (определить не могут)
Повествовательное (определить не могут)
6 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Хорошо, т.к. возникли некоторые трудности, откроем параграф 15, прочитаем его и создадим опорные сигналы, касающиеся темы урока.
(создание и представление опорных сигналов)
Учитель: Какие прекрасные и познавательные получились у нас подсказки. Молодцы!
7 этап. Реализация построенного проекта
Снова вернёмся к отрывкам из сказки Пушкина. Определи виды 2 и 3 предложения по цели высказывания. И докажем, что первое – вопросительное.
Ученик: 1. Вопросительное, потому что в нём содержится вопрос.
Побудительное, потому что содержит в себе просьбу.
Повествовательное, потому что сообщает нам о чём – либо.
Учитель: Правильно. Рассмотрим образец рассуждения, представленный на слайде.
Образец рассуждения.
Я всегда перехожу дорогу по пешеходному переходу. Это предложение сообщает нам о чём-либо - значит оно повествовательное, в конце его ставим точку.
8 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Поработаем с учебником Практики упр. 202. Прочитаем первое задание.
Читаем предложения. Что между ними общего?
Ученик: Общее между этими предложениями то, что все они по цели высказывания вопросительные.
Учитель: Почему?
Ученик: Эти предложения вопросительные, потому что в них задаётся вопрос, и в конце этих предложений стоит вопросительный знак.
Учитель: Верно. Запишем одно из этих предложений вместе с полной характеристикой по цели высказывания.
(дети записывают предложения)
Физкультминутка. А сейчас я прошу вас встать со своих мест. Немного отдохнём.
Я буду читать вам предложения. Если предложение повествовательное – вы шагаете на месте. Если предложение побудительное – вы вращаете головой.
Если предложение вопросительное – вы потягиваетесь.
Суди о человеке по его труду.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Как называются вышеперечисленные предложения?
Чему учат нас с вами эти предложения?
Ответим на вопросы.
Учитель: Ответим на вопросы, заданные в упражнении 202.
Учитель: Один ученик выйдет к доске и письменно ответит на вопрос 1. Определит вид предложения по цели высказывания, докажет свою точку зрения.
(чтение получившихся ответов)
9 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель: Далее поработаем с упр. 204.
Прочитайте предложения, определите вид по цели высказывания. Одно из предложений запишите. Также запишите его характеристику по цели высказывания.
Таким образом, мы с вами дали примеры характеристик всех видов предложений по цели высказывания. Перескажем данный текст.
10 этап. Творческое задание. Работа в группах.
Учитель: Последним упражнением у нас с вами будет упр. 205. Прочитаем задание, которое предлагают нам авторы учебника. Выполним это задание устно.
Учитель: завершающим заданием у нас с вами будет создание посланий для учащихся начальной школы. Эти послания должны быть обязательно поучительного характера.
Итак, объединитесь в группы по 4 человека.
На столах у вас имеется некоторый материал, с помощью которого вы создадите послания.
Обязательно используйте разные по цели высказывания предложения.
(учащиеся работают над созданием посланий)
Посмотрим, что же у вас получилось.
(представление посланий)
Учитель: Очень интересные и поучительные получились у нас с вами послания. Обязательно передадим их в начальную школу.
11 этап. Домашнее задание.
Запишем домашнее задание.
Параграф 15 для всех.
Задание на выбор:
Упражнение 212 или написать письмо другу, в котором вы расскажете о том, как нужно вести себя в лесу, если ты заблудился.
12 этап. Рефлексия.
Что ж урок наш подходит к концу. И ещё об одном попрошу вас. У вас на столах лежат листы А4, напишите на них 3 слова или словосочетания, которые вы считаете главными в теме урока. (Пишут)
Повесьте, пожалуйста, ваши листы на доску. Итак, какие слова вы написали? (опрос нескольких учащихся)
А я посчитала главными вот какие слова: цель высказывания, повествовательное предложение.
Как видим, совпадений много, а значит, мы с вами поняли друг друга и достигли поставленных целей.