Урок русского языка в 3 классе на тему "Виды предложений по цели высказывания и интонации"
Урок русского языка в 3 классе на тему "Виды предложений по цели высказывания и интонации"
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе. На уроке дети обобщают полученные знания по теме, развивают умение самостоятельно находить в тексте предложения, составлять самостоятельно по картинкам. Во время урока прослеживается межпредметная связь с уроками окружающего мира и литературного чтения. Ведется работа над выразительностью чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему "Виды предложений по цели высказывания и интонации" »
Отдел образования Амвросиевской государственной администрации
Амвросиевский районный методический кабинет
Амвросиевская общеобразовательная школа І-ІІІст.№4
Амвросиевского районного сонета
Донецкой области
Открытый урок русского языка в 3-Б классе
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Учитель начальных классов:
Голосиенко Е.А.
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь, мышление, творческие способности учеников; воспитывать взаимоуважение, толерантность.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний
Оборудование: карточки, осенние листья, картинки.
Ход урока:
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
2. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ
- Сядьте все, ребята, ровно. Сверьте свою осанку с таблицей.
- Возьмите в руки ручку, откройте тетради, проверьте, правильно ли она лежит.
- Запишите число, классная работа.
- Проведем каллиграфическую минутку.
А) Каллиграфическая минутка Пп пр ре ед дл ло ож же ен ни ие
Соберите слово из буквосочетаний.
Что получилось? (Предложение).
-Придумайте предложение с этим словом.
-Звуко-буквенный анализ слова «предложение».
- Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
на, созрел, урожай, полях;
как, быстро, пролетело, лето;
небу, тучи, по;
наступает, красавица, весна;
- Что такое предложение?
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать над предложениями.
- А что именно о предложении мы с вами будем изучать, вы узнаете, если разместите в правильном порядке карточки со словами:
-Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Мы сегодня должны вспомнить:
- Какими бывают предложения по цели высказывания.
- Какими бывают предложения по интонации.
Мы сегодня должны научиться:
Находить в тексте предложения разных видов.
Самостоятельно составлять такие предложения.
4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
-Скажите еще раз, что мы называем предложением?
-Какие знаки препинания мы ставим в конце предложений?
-От чего зависит постановка знака в конце предложения? (от интонации и от цели).
- Давайте прочитаем предложения и обратим внимание на то, какие они здесь разные. Одни сообщают что – то, другие – спрашивают, в третьих содержится просьба.
- Черепаха, унеси меня домой!
- А где ты живешь?
- Я живу в муравейнике.
- Давайте найдем предложение, в котором содержится вопрос.
- Найдите предложение, в котором содержится просьба.
- Прочитайте предложение, в котором о чём-то рассказывают.
Как видим, предложения различаются по цели высказывания.
-Как вы понимаете сочетание «цель высказывания»?
-Как это можно сказать по-другому? (зачем я сказал, с какой целью)
-Какие цели ставят перед собой люди общаясь?
Хочу что-то сообщить
Хочу что-то спросить
Хочу призвать кого-то совершить действие
По цели высказывания традиционно выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.
5.Работа над упр.84
-Давайте прочитаем текст.
-Что это мы прочитали?
--Есть ли в тексте обращение?
-Как мы выделяем обращение в тексте?
-Найдите в тексте повествовательное предложение. Давайте его запишем.
- Какое основное назначение повествовательных предложений?
Основное назначение повествовательных предложений: сообщение об определённых явлениях действительности, передача информации собеседнику.
- Приведите свои примеры повествовательных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?
- Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
-Найдите в тексте вопросительное преложение. Давайте его запишем.
- Какое основное назначение вопросительных предложений?
Вопросительные предложения служат для выражения вопроса.
- Приведите свои примеры вопросительных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце вопросительных предложений?
-Найдите в тексте побудительное предложение. Давайте его запишем.
-Как мы выделим обращение?
- Какое основное назначение побудительных предложений?
Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.
- Приведите свои примеры побудительных предложений. …..
- Какие знаки препинания ставятся в конце побудительных предложений?
Сделайте вывод: правило с.48
- Какие же бывают предложения по цели высказывания?
Физкультминутка
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут быть эмоционально окрашены, т.е. выражать отношение говорящего к сообщению или передавать его переживания. Такие предложения называются восклицательными.
- Приведите свои примеры восклицательных предложений. …..
Если предложение не имеет особой эмоциональной окраски, то такое предложение невосклицательное.
- Приведите свои примеры невосклицательных предложений. …..
6.Определение типа предложений по интонации и цели высказывания
-Подумайте и скажите, зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения?
(они передают наши чувства)
-Правильно, человек радуется и огорчается, о чем-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.
-Найдите повествовательные предложения.
-Найдите вопросительные предложения.
-Найдите побудительные предложения.
-Найдите восклицательные предложения.
Любите ли вы играть? Такой вопрос кажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, машинками. Как здорово быть ребенком! Детство, не кончайся!
7.Самостоятельная работа
-Запишите предложения и укажите, какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель.
Ты был летом на море?
Мойте руки перед едой.
Сколько грибов в лесу!
7. ИТОГ
- Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.