Урок-зачет по теме
«Сложноподчиненное предложение»
Цель: повторить и обобщить изученное о сложноподчиненном предложении.
Задачи: 1.повторить сведения о СПП, закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
2.развивать логическое и образные мышление, коммуникативную деятельность учащихся.
3.воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания, ответственности.
Оборудование:
1.тетрадь для опорных конспектов.
2.рабочая тетрадь.
3.компьютер, мультимедийный проектор, экран.
1.Организационный этап:
1.Подготовка учащихся к работе на уроке.
2.Взаимное приветствие учителя и учащихся
Постановка целей и задач урока.
-Ребята, мы закончили изучение сложноподчинных предложений. На сегодняшнем уроке мы должны повторить изученное об этом виде сложных предложений. Нам предстоит выпольнит некоторые задания для того, чтобы повторить строение сложноподчиненных предложений,виды придаточных,постановку знаков препинания, правописание союзов.
2.Повторение теоретического материала.
Устный опрос
-Что такое сложноподчиненное предложение?
-Чем сложноподчиненные предложения отличаются от сложносочиненных
предложений?
-Как отличить главное предложение от придаточного?
-Какие виды придаточных вы знаете?
-Как определится вид придаточного?
-Чем союзы отличаются от союзных слов?
3.Графический диктант
Представить следующие предложения графически и определить вид придаточного ( знаки препинания не расставлены). Предложения проектируются на экран.
1.Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
2.Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
3.Что волки жадны всякий знает.
4.Книга-это мой друг, что приносит горя.
4.Работа в парах.
Карточка 1
Задание 1. Замените уточняющие обстоятельства места придаточными
места.Рядом,под темнеющими деревьями,пробежала белка .
Задание 2 . Замените придаточные части образа действия придаточными
частями следствия .Было так тихо,что издалека слышался треск
лопающейся от мороза земли.
Карточка 2
Задание 1. Замените условие,выраженное сочетанием существительного с
предлогом,придаточной частью с союзом если.
При желании ты сможешь учиться лучше.
Задание 2. Перестройте предложения,заменив прямую речь придаточными
изъяснительными.
Ч.Айтматов говорил в одном из своих интервью: «У меня
было трудное,полусиротское детство...»
Карточка 3
Задание 1. Замените условие,выраженное сочетанием существитель –
ного с предлогом,придаточной частью с союзом если.
При отлючении горячей воды нужно проверить, закрыты
ли краны.
Задание 2. Перестройте предложения,заменив прямую речь придаточными
изъяснительными.
Учитель сказал ученикам: «После уроков ждите меня во дворе школы».
5.Тест (проецируется на экран).
1.Определите тип придаточного предложения.
Комнаты домика,в котором жили старики,были маленькие.
а)придаточное предложение образа действия
в)придаточное предложение уступительное
с)придаточное предложение сравнительное
д)придаточное предложение места
е)придаточное определительное
2.Определите тип придаточного предложения.
Если корма нет,олень поднимает голову
а)придаточное предложение образа действия
в)придаточное предложение условия
с)придаточное предложение сравнительное
д)придаточное предложение места
е)придаточное предложение изъяснительное
3.Определите тип придаточного предложения.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься,не сердись!
а)места в)времени с)причины д)цели е) условное
4.Определите тип придаточного предложения.
Я старался казаться вес ёлым6чтобы не подать подозрения .
а)придаточное предложение образа действия
в)придаточное предложение условия
с)придаточное предложегие сравнительное
д)придаточное предложение цели.
е)придаточное предложение изъяснитеьное
5.Найдите схему данного предложения .
Везде,где не было мостовой,вдруг зазеленела трава .
а )[ ] , ( ) в) [ ,( ), ] с) ( ), )[ ]
д) )[ ] ,[ ] ,( ) е) ( , )[ ] ,)
6.Определите тип придаточного предложения .
Более ста лет прошло с тех пор,как была открыта железная дорога.
а)придаточное предложение образа действия
в)придаточное предложение условия
с)придаточное предложение времени
д)придаточное предложение изъяснительное
е)придаточное предложение сравнительное
7.Укажите количество пропущенных знаков препинания в
предложении.
Оказывая благодеяния берегись чтобы тот кому оказываешь благодеяние предательски не воздал тебе злом за благо.
а) 6 в) 3 с) 2 д) 4
8.Определите место придаточного по отношению к главному
предложению.
Шестилетний ребёнок, если у него хорошо развиты речь и воображение , может придумать и рассказать занимательный сюжет.
а)[ ] ,( ),[ ] в) ( ) ,[ ] с) [ ],( )
д) )[ ,( ),] е) [ ] , )[ ] ,( )
6.Числовой дикант. Учитель зачитывает задания, учащиеся производят
арифметические действия.
1.Где любовь да совет,там и горя нет. К количеству знаков препинания
прибавьте цифру 1.
2.От количества звуков в слове ель отнимите номер склонения существительного речь.
3.Количесство-н-в слове вязанный умножьте на 3 и отнимите 2.
4.От количества падежей в русском языке отнимите количество
самостоятельных частей речи .
В итоге ученики получают дату 2010.
7.Подведение итогов урока.
8.Оценивание.