б) Знакомство с междометиями. В русском языке много таких слов, с помощью которых можно передать свои чувства, отношение к происходящему, выразить свои эмоции. Эти слова называются «междометия». С латинского это название переводится как «брошенное между». (варианты междометий записаны на таблице)
Ах – восхищение, радость Ух – недовольство, удивление Ох, Ну – огорчение Ай, Ой – грусть, страх Ух, Ой – удивление Фу, фи – злоба, недовольство Эх – ликование, радость
Именно эти слова помогают выражать нам наши чувства, эмоции. 1 2 3 2 1 4 Работа в учебнике. Упр. 103 – развивается умение находить слова, выражающие чувства, но не называющие их, и определять характер чувства, а также интонировать предложения, в которых есть такие слова. в) Составление предложений по схемам. -Составьте предложения по схемам - Чего не хватает в предложениях? Фу, _____ _____ _____! (Ах,) ______ _____ _____ ______! (Ох,) ______ _____ __________! (Ой,) ______ _____ _____! -Какие слова помогли вам правильно составить предложения? -Какое чувство выражает каждое предложение? -Какие знаки препинания ставятся в предложениях после междометий? Вывод. С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче. Физкультминутка - А сейчас послушайте стихотворение и вставьте подходящее междометие: Мне, -сказало междометие, - Интересно жить на свете, Выражаю поощренье, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Те, кого охватит страх, Произносят слово …! (Ах) У кого тяжелый вздох, Произносят слово … ! (Ох) Кто встречается с бедой, Произносит слово … ! (Ой) Кто отстанет от друзей, Произносит слово … ! (Эй) У кого захватит дух, Произносит слово … ! (Ух) Интересно жить на свете, Если знаешь…. (междометия) Междометия в произведениях известных писателей -Многие писатели в своих произведениях используют междометия, чтобы сделать свои стихи, сказки и рассказы эмоционально ярче и красочнее. -Послушайте отрывки из известных вам произведений. а) «-Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: - Ой, умру от смеха! Сыски!» (В.Драгунский «Заколдованная буква») -Узнали из какого произведения? -Найдите новое слово. -Какое чувство оно выражает? (боль от смеха) б) «-Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь. Ах, как приятно тучке по небу лететь!» (А.Милн «Винни – Пух и все-все-все») -Есть новое слово? Какое чувство оно выражает? (радость, восторг) в) «-Фу, как не стыдно язык показывать! – загремел голос из громкоговорителя» (Н.Носов «Незнайка на луне») -Назовите новое слово. Что оно выражает? (недовольство) VII. Работа в парах. -А сейчас вы попробуете себя в роли писателей. Вы должны вставить подходящие междометия и записать (каждой паре розданы карточки с предложениями, в которые они должны вставить подходящие междометия и записать) Задание: Вставить подходящие междометия и записать -А сейчас каждая группа попробует себя в роли писателей. Вы должны вставить подходящие междометия и записать (каждой группе розданы карточки с предложениями, в которые они должны вставить подходящие междометия и записать) Задание: Вставить подходящие междометия и записать 1. Щиплет уши, щиплет нос. …, на улице мороз! 2. …, и трудная эта работа из болота тащить бегемота. 3. В пятнышках спинка. …, как неловко. И покраснела божья коровка. 4. …, бескрылый человек, у тебя две ножки, Хоть и ростом ты велик, едят тебя мошки. Варианты стихов появляются на слайдах. Каждая группа зачитывает свои варианты. VIII. Восстановление деформированного текста. (Групповая работа. Дифференцированный подход ) (На каждой парте лежат карточки) Задание: Выбери и составь только те предложения, в которых есть междометия Как, ах, снежком, лес, зимний, в, красив, уборе Пушистым, ветки, покрылись, инеем На, кружева, снежинок, из, осинках Здорово, как, эх, на, прокатиться, с, на, лыжах, горки Проверка работ Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось составить предложения? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) Выводы по уроку: Поздравляю вас! Сегодня на уроке вы сделали маленькое открытие. Напомните какое? О чем мы говорили? 1. В русском языке есть слова, к которым нельзя задать вопрос – междометия. 2. В речи они употребляются для того, чтобы речь была ярче, богаче и эмоциональнее. 3. После междометий ставится восклицательный знак или запятая.) Сделайте вывод: – Для чего нужны в речи особые слова ай, ой, ах, ох, ух и др.? (Чтобы выразить чувства.) – Произнесите молодцы с разной интонацией, используя эти особые слова. 4 4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? Упр. 104 |