Открытый урок по теме " Сложноподчиненное предложение"
Открытый урок по теме " Сложноподчиненное предложение"
Этот урок- закрепления знаний учащихся о СПП, где ученики показывают свои знанияи умения при работе со сложными предложениями различных видов.Работа в группах. Каждая группа получает свои задания: фронтальный опрос, разгадывания кроссвордов, игра " Домино", работа с текстами. Эта работа развивает творческие способности учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Класс разбит на микрогруппы. На столах заранее раскладываются карточки с заданием.
Ход урока.
Организационный момент.
Учащиеся делятся на пять групп, каждая группа садится за свои столы, где лежат заранее приготовленные задания.
Актуализация.
Проверка домашнего задания ( фронтальный опрос).
- Что такое сложноподчиненное предложение?
- Назовите виды придаточных предложений по значению.
- Расскажите о придаточном определительном предложении. Приведите примеры.
- Какие придаточные предложения называются изъяснительными? Приведите примеры.
- Что вы знаете о придаточном обстоятельственном предложении?
- Какие придаточные предложения присоединяются к главным только с помощью союзных слов?
За каждый ответ группа получает карточку: красную, синюю, зеленую.
Словарная работа.
Формирование основных понятий, способов действия.
Слово учителя.
На уроках литературы у вас часто вызывает затруднение задание, требующее составить словесный портрет или характеристику литературного героя.
Выполняя первое задание, разгадывание кроссворда, вы вспомните не только уже знакомые слова, которые можно использовать при описании человека, но и узнаете новые, тем самым пополните свой словарный запас.
Когда вы разгадаете кроссворд (у каждой группы разный), вы узнаете ключевое слово. Это слово вы запишите в тетрадь, а один ученик из каждой группы на доске.
По словарю определите его лексическое значение и тоже запишите в тетрадь.
Можете приступать к работе с кроссвордом.
Разгадывание кроссворда ( приложение 1)
Определить ключевое слово, зашифрованное в кроссворде.
1 группа. Подобрать слова с приставкой БЕС- по его лексическому значению ( самолюбивый).
2 группа. По лексическому значению отгадайте слова с приставкой БЕЗ-
( чуткая).
3 группа. Подберите антонимы к словам ( наивная).
4 группа. Определить слово по его лексическому значению
( доброжелательный)
5 группа. Подберите синонимы к словам ( независимый).
Определите лексическое значение ключевого слова по словарю и запишите в тетрадь.
Подобрать синоним, составить словосочетание ( устно), записать слово в словарик.
Группа, которая раньше всех выполнила задание, получает карточку.
По мере выполнения задания на доске записываются пять слов. Представитель каждой группы зачитывает лексическое значение своего слова.
Задание классу- подберите устно к каждому слову синоним.
Игра « Домино» ( приложение2 )
Слово учителя.
Дальше нас ждет занимательная игра « Домино». У вас в конверте лежат карточки, на которых записаны слова. Среди них наши новые слова. Складывая карточки по принципу « домино», вы получите предложение с одним из новых слов. А можете составить предложение и схему.
Представитель группы на доске составляет предложение и схему.
Задание для групп.
- определить вид придаточного предложения ( записать предложение в тетрадь).
Применение. Формирование основных навыков и умений.
Работа с текстом ( приложение 3)
Слово учителя.
Следующее задание немного сложнее, но тоже очень интересное. Чтобы его выполнить, нужно вспомнить, что такое текст.
Ваша задача: из отдельных предложений составить текст, записать его в тетрадь, найти СПП, определить вид придаточных, составить схемы.
Учащиеся, составив текст, записывают его в тетрадь. Один представитель группы составляет схему СПП на доске.
Одновременно дается индивидуальное задание для одного представителя группы ( вставить пропущенные буквы и знаки препинания).
Задание.
Расставить предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.
Записать текст в тетрадь.
Кто из литературных героев соответствует этой характеристике?
Найти СПП и составить схему.
Предложение прочитать.
Определить вид придаточного предложения.
Прочитать схему.
Вопрос классу:
- Какого литературного героя вы узнали?
- Что за произведение, и кто его автор?
( М.Ю. Лермонтов « Герой нашего времени». Характеристики Грушницкого, Веры, княжны Мери, Вернера, Печорина).
Составление памятки « Если вы хотите понравиться людям…»
( приложение 4).
Слово учителя.
Мы с вами недавно читали замечательную книгу писателя, психолога Д. Карнеги. Кто помнит о чем эта книга? ( Советы, как понравиться людям). Сегодня на уроке мы составим памятку из пяти СПП, используя подчинительные союзы, союзные слова и советы Д. Карнеги. В помощь каждой группе дается один совет и схема предложения, которые вы видите на интерактивной доске. Полученное предложение- совет запишите в тетрадь.
Итак, у каждой группы есть по одному СПП- совету как понравится людям. На интерактивной доске записаны схемы предложений в том порядке, в каком нужно поставить предложения, чтобы получилась памятка.
Задание.
Чаще улыбайтесь; ( Если…),{ то…}.
Искренне интересуйтесь жизнью других людей; { … тем}, ( чем…).
Умейте выслушать до конца говорящего с вами; { … того}, ( с кем…).
Говорите об интересующем вашего собеседника; {… о том}, ( что…).
Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. ( Когда…), {…}.
Этап информации о домашнем задании.
Письменно составить характеристику своего друга, используя СПП.
Подведение итогов урока.
Этап рефлексии.
Кроссворд (приложение 1)
1 группа. Определить слово по его лексическому значению.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Непонятливый, несообразительный
Тот, кто не знает страха
Лишенный смысла
Нуждающийся в помощи
Отсутствие культуры
Лишенный приюта
Ни с чем не сравнимый
Слабый, не имеющий сил
Не имеющий позвоночника
Не имеющий совести
Не имеющий определенной цели
2 группа. По лексическому значению отгадать слова с приставкой БЕЗ-
1
2
3
4
5
10
Не имеющий границ
Не участвующий ни в чем
Не знающий завета
Скрытный
Человек, лишенный способностей
Молчаливая девушка
3 группа. Подберите антонимы к словам.
1
2
3
4
5
6
7
Бодрствующий
Безвольный
Слабый
Целенаправленный
Глупый
Бездарность
Легкий
4 группа. Определить слово по его лексическому значению.
10
11
5
6
2
3
9
4
8
1
7
д
о
б
р
о
Крайне суровый
Храбрый, отважный
Отличающийся физической силой
Высокомерный
Правдивый, прямой
Обладающий твердой волей
Склонный к лени
Склонный к лести
Сообразительный
Приятный на вид
Бесстыдный, нахальный
5 группа. Подберите синонимы.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Неуч, недоучка
Нищий
Лодырь, лентяй
Смелый
Неискренний
Покладистый
Крайне жестокий
Симпатичная
Мудрый
Полный сил
Высокомерный
«Домино» (приложение 2)
1 группа (самолюбив)
(Несмотря на то что…), {…}.
предельно
самолюбив
слабый
и
,
он
заурядный
человек
то что
герой
и самоуверен
Несмотря на
Несмотря на то что герой слабый и заурядный человек, он предельно самолюбив и самоуверен. (придаточные уступки)
2 группа. (чуткая)
{…}, (которая…).
любящая
женщина
совершенно
,
мелкими
слабостями.
,
которая
со всеми
моими
Эта
чуткая
меня
поняла
Эта чуткая любящая женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями. (придаточное определительное)
3 группа (наивная)
{…}, (где…).
душе
окружение,
чистая
и
наивная
душа
где
эгоистические интересы
масками.
Её
и
страсти
прикрыты
различными
помещена
в
несвойственное
этой
Её чистая наивная душа помещена в несвойственное этой душе окружение, где эгоистические интересы и страсти прикрыты различными масками.
(придаточное определительное)
4 группа. (доброжелателен)
(Если…), {…}.
счастливым
себя
отзывчив
,
Если
человек
и
украшает
он
делает
доброжелателен
сколько
жизнь
других.
Если человек доброжелателен, отзывчив, он делает счастливым и украшает жизнь других. (придаточное условное)
5 группа. (независимый)
{…}, (что…).
его ум
мог
характер
,
свободную
волю
торжествовать
победу.
и
независимый
Что,
имея
Герой
полагал,
Герой полагал, что, имея свободную волю и независимый характер, его ум мог торжествовать победу. (придаточное изъяснительное)
Работа с текстом. (приложение 3)
1 группа.
Он один из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы. Производить эффект- их наслаждение. Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собой. Его цель- сделаться героем романа. (Грушницкий)
В прохладной тени свода, на каменной скамье сидела женщина, в соломенной шляпе, окутанной черной шалью, опустив голову на грудь. Она посмотрела на меня своими глубокими и спокойными глазами, в которых выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек. Услышав звук ее милого голоска, по моим жилам пробежал давно забытый трепет. Ее лицо выражало глубокое отчаянье. Она больна, очень, хотя в этом и не признается.
2 предложение. {…}, (в которых…) - придаточное определительное.
Ее легкая, но благородная походка имела в себе что- то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору. Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло неизъяснимым ароматом. У нее такие бархатные глаза. Нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках.
2 предложение. (Когда…), {…} - придаточное обст. времени.
Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно. Он мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него короче другой, как у Байрона. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. Молодежь прозвала его Мефистофелем, потому что у него был злой язык. Но в нем есть внутренняя душевная красота, и он ценит ее в других.
Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение. Белокурые волосы, вьющиеся от природы, живописью обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором можно заметить следы морщин. У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза. Они не смеялись, когда он смеялся! Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен.
2 предложение. {…}, (на котором…) - придаточное определительное.
4 предложение. {…}, (когда…) - придаточное времени.
Если вы хотите понравиться людям, то чаще улыбайтесь. Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди. Умейте выслушать до конца того, с кем говорите. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. Когда обращаетесь к собеседнику, называйте его по имени.