kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме Сказуемое, выраженное именем существительным

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 6 классе с казахским языком обучения. Урок нового знания. Целью урока является познакомить учащихся с предложениями, в которых сказуемое выражено именем существительным. Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать языковой материал, обогащать словарный запас учащихся. Также на этом уроке развивается диалогическая речь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме Сказуемое, выраженное именем существительным»

Класс: 6 «Б»

Учитель: Гимаева Жадра Маратовна

Предмет: русский язык

Тема урока: Сказуемое, выраженное именем существительным.

Цель: познакомить учащихся с предложениями, в которых сказуемое выражено именем существительным.

Задачи: I. Образовательные. Познакомить с особенностями предложения, в котором сказуемое выражено именем существительным. Формировать умение находить сказуемое в таких предложениях. Учить самостоятельному составлению предложений, в которых сказуемое выражено существительное. Закреплять умение активно использовать в речи лингвистические термины

II. Развивающие. Развивать мышление, память, умение сравнивать. Обогащать словарный состав речи.

III. Воспитательные. Воспитывать любовь к прекрасному, доброту. Воспитывать интерес к предмету, организованность, чувства товарищества и взаимопомощи..

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: объяснительно - иллюстративный, слово учителя, анализ языкового материала, творческая работа.

Оборудование: Интерактивная доска, карточки.


Ход урока

1.Орг.момент. Приветствие. 5-7 мин

-Сегодня ночью розы мне приснились. Я между ними гуляла не спеша. Наверное, это к счастью, вдруг увидеть, живые розы, словно гроздья из цветного хрусталя. Как же приятно на душе. Так и хочется сказать вам: доброе, здравствуйте! И услышать от вас теплое: здравствуйте!

Ребята, скажите, каким одним словом, можно объединить и музыку, которая вас встречала и те, картинки, которые вы увидели на слайдах и розу, что у меня в руках? Каким словом? Есть версии? Давайте вместе произнесем это слово- КРАСОТА. Какое волшебное и чарующее слово. Какие у вас возникают ассоциации? Ребята. Поговорим о красоте. Ребята, какой у нас сейчас урок? О какой красоте можно говорить на уроках русского языка? А что вы делаете на уроках русского языка? (Пишем).Давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

- Наши руки сжались тесно

- Что такое интересно?

- В руки мы бинокль возьмем.

- А потом их развернем.

- Раз, два, три, четыре, пять

- Будем с легкостью писать!

- Открываем тетради, записываем дату, первое февраля, классная работа.

- Ребята, а давайте подберем однокоренные слова к слову красота. (красоваться, красивый, красиво). Разберем по составу.

- А что значит, для вас красота?(Красота бывает внешней и внутренней. Великий писатель А.П. Чехов говорил: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Поэтому мы должны стараться быть честными, порядочными, добрыми, искренними, воспитанными учениками.

2. Блиц опрос. «РОМАШКА» 4 мин

- Какой раздел грамматики изучает словосочетание и предложение? (синтаксис)

- Грамматически оформленная единица речи, которая выражает законченную мысль, называется… (предложение)

- Назовите типы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные, побудительные)

- Что такое имя существительное?

- Сколько падежей в русском языке?

- Что такое фонетика?

- Назовите второстепенные члены предложения. (дополнение, определение, обстоятельство).

- Что такое сказуемое?

- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

- Молодцы, ребята. Мы повторили пройденный материал. Мы готовы продолжать урок.

3. Мотивационный этап. Орфографическая разминка.

Перед вами слова с пропущенными орфограммами. Ваша задача вставить пропущенные буквы и объяснить их написание (Устно) 2-3мин.

Задание выводится на экран (слайд )

Сла…кий

Интерес?ный

Н..беса

Тр…пинка

Ар..мат

Кол…ектив

Свеж…й

Искрит(?)ся

Св…тлеть

- Учащиеся объясняют орфограммы и вставляют пропущенные буквы. (С места по одному)

- Слова расположены именно в таком порядке неслучайно, догадайтесь почему? (по 1 буквам слов получится слово СИНТАКСИС). Если ребята не отвечают, задаем наводящий вопрос: Посмотрите на 1-ую букву каждого слова. Почему это слово нас интересует? Какое отношение оно имеет к нашему уроку? (ответы учащихся).

Теперь нам предстоит вспомнить то, что уже известно о синтаксисе, а знаем мы уже много, и эти знания нам сегодня ещё пригодятся.

-Назовите первую пару слов. Какая орфограмма их объединяет?

-Какие ещё слова можно соединить?

-Какая орфограмма в словосочетании встречает учеников?

- Назовите последнюю пару слов. Какие буквы записали на месте точек?

Деление на группы 7мин

На карточках написаны предложения, где жирным шрифтом выделены члены предложения.

1. Сегодня целый день идёт снег. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

2. Мы с сестрой ждём гостей. СКАЗУЕМОЕ

3. Я с нетерпением жду вторника. ДОПОЛНЕНИЕ

4. Ты идёшь в школу этой дорогой? ПОДЛЕЖАЩЕЕ

5. Сходи за мелом. ДОПОЛНЕНИЕ

6. Тебе всё понятно? ДОПОЛНЕНИЕ

7. Рудный — город на реке Тобол. ПОДЛЕЖАЩЕЕ

8. Марина приготовила все уроки. СКАЗУЕМОЕ

9. Анвар, вы сдали тетради? СКАЗУЕМОЕ

10. Айнур напишет письмо брату. СКАЗУЕМОЕ

11. Раиса знакомится с городом. ПОДЛЕЖАЩЕЕ

12. Аслан поможет тебе, когда вернётся. ПОДЛЕЖАЩЕЕ

Ученики читают, определяют, каким членом предложения является это выделенное слово.

Учащиеся делятся на 3 группы:

подлежащее, сказуемое, второстепенный член предложения.

1.В каком предложении вы не могли найти сказуемое? Почему?

4.Новая тема.7мин

Ученики читают предложение: Рудный — город на реке Тобол.

Ученики сначала затрудняются найти в предложений сказуемое, так как в предложений нет глагола.

Формулирование теми и цели урока.

Тема нашего урока: Сказуемое, выраженное именем существительным. Прочитайте внимательно тему.

-Какие знания нам пригодятся для успешного изучения сегодняшней темы? (О подлежащем и сказуемом, эти сведения мы повторили в начале урока).

- Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока.

Цель урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Научить самостоятельно составлять предложения, в которых сказуемое выражено существительным.

Создание нового знания. Анализ предложений:

На доске написаны предложения:

1.Разноцветные листья тихо падают на холодную землю!

2.Осень - предвестница зимы.

3.Зима - самая холодная пора в году.

-Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить ?

-По какому признаку?

Можно объединить второе и третье предложения.

- Найдите в предложениях подлежащее, т.е. предмет речи.

В первом предложении подлежащее листья, во втором — осень.

- Найдите в предложениях сказуемое. На какой вопрос оно отвечает?

В первом предложении сказуемое падают( что делают?), во втором — ( предвестница. в третьем- пора. Что такое?)

Проблемная ситуация.

-Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям. Почему в первом предложении тире между подлежащим и сказуемым не стоит? Высказывания и предположения учащихся. Определите, какой частью речи являются подлежащее и сказуемое , в каком падеже стоят главные члены, сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым

Если они сами не смогут сделать вывод, то предлагается следующая работа:

-Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении.

В первом предложении подлежащее осень и сказуемое зима выражены именами существительными.

— В каком падеже стоят эти имена существительные?

Эти имена существительные стоят в именительном падеже.

— Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.

Во втором предложении подлежащее  и сказуемое кустарник выражены именами существительными в именительном падеже.

— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если оба главных члена выражены….. , которые стоят в ….. падеже.

Появляется опора:

Почему в первом предложении тире между главными членами не нужны?

Таким образом, тире ставится не всегда между подлежащим и сказуемым

Работа с учебником.Прочитайте новый материал в учебнике с 168. Сравните его с нашим выводом. ( Если есть слово ЭТО, то нужно ставить тире)

5. Закрепление. Тренировочные упражнения.

Работа по учебнику.

1.Упражнение 362. Стр 169 5мин.

2.Просмотр видео. Хороший поступок. Воспитательная беседа. 3 мин

3. Лингвистическая игра «Корректор».

- По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались строчки в предложении. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”. Коллективная работа (слайд или на доске):

Красивым быть, не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою человек,
Какая внешность может с ней сравниться!

Омар Хайям

- Составьте предложение, чтобы в нем было тире.

Красота- это доброта души2.

4. Синтаксический разбор предложения.

Просклонять по падежам - красота. Фонетический разбор- душа. 5мин


5.Деление на группы. Конфеты.

Работа с микротекстом 5мин: из текста выписать предложение, в котором нужно поставить тире. Карточки с ключами. Оцените свою работу.

Текст 1

Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!

Текст 2

Неж…вая природа среда жизни р…стений, ж…вотных, ч…ловека. Существует четыре с…зона осень, зима, в…сна, лето. Каждое время года красота. Природу надо беречь.

Текст 3

Х…р…ший п…ступок это такое доброе дело, которое приносит окружающим счастье. Добрые дела можно совершать как для человека, так и для окружающей живой природы.  Защита слабого, сколоченная своими руками к…рмушка для птиц, помощь незнакомому человеку, попавшему в беду...Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты это твои действия.


6. Творческое задание. Написать эссе на тему «Что такое красота?» 2 мин

Домашнее задание. 3мин

Дифференцированная работа:

А: подобрать 5-6 пословиц или предложений из научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. в И.п.

Б: написать мини-сочинение на тему «Спешите делать добро», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму.

В: Стр 169 упражнение 363.

7. Итог урока.

Окончен урок и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились

Желаю, чтоб знания вам пригодились.

Рефлексия.У каждой группы рефлексия. Человечки.

- Отметьте красной точкой- выстрелом на мишени степень своей самостоятельности при выполнении Д/З





красной точкой- выстрелом на мишени степень своей самостоятельности при выполнении Д/З






















Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!


Неж…вая природа среда жизни р…стений, ж…вотных, ч…ловека. Существует четыре с…зона осень, зима, в…сна, лето. Каждое время года красота. Природу надо беречь.


Х…р…ший п…ступок это такое доброе дело, которое приносит окружающим счастье. Добрые дела можно совершать как для человека, так и для окружающей живой природы.  Защита слабого, сколоченная своими руками к…рмушка для птиц, помощь незнакомому человеку, попавшему в беду...Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты это твои действия.


Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!


Неж…вая природа среда жизни р…стений, ж…вотных, ч…ловека. Существует четыре с…зона осень, зима, в…сна, лето. Каждое время года красота. Природу надо беречь.


Х…р…ший п…ступок это такое доброе дело, которое приносит окружающим счастье. Добрые дела можно совершать как для человека, так и для окружающей живой природы.  Защита слабого, сколоченная своими руками к…рмушка для птиц, помощь незнакомому человеку, попавшему в беду...Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты это твои действия.


Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!


Неж…вая природа среда жизни р…стений, ж…вотных, ч…ловека. Существует четыре с…зона осень, зима, в…сна, лето. Каждое время года красота. Природу надо беречь.


Х…р…ший п…ступок это такое доброе дело, которое приносит окружающим счастье. Добрые дела можно совершать как для человека, так и для окружающей живой природы.  Защита слабого, сколоченная своими руками к…рмушка для птиц, помощь незнакомому человеку, попавшему в беду...Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты это твои действия.


Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!


Неж…вая природа среда жизни р…стений, ж…вотных, ч…ловека. Существует четыре с…зона осень, зима, в…сна, лето. Каждое время года красота. Природу надо беречь.


Х…р…ший п…ступок это такое доброе дело, которое приносит окружающим счастье. Добрые дела можно совершать как для человека, так и для окружающей живой природы.  Защита слабого, сколоченная своими руками к…рмушка для птиц, помощь незнакомому человеку, попавшему в беду...Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты это твои действия.


Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!


Неж…вая природа среда жизни р…стений, ж…вотных, ч…ловека. Существует четыре с…зона осень, зима, в…сна, лето. Каждое время года красота. Природу надо беречь.


1. Сегодня целый день идёт снег.



2. Мы с сестрой ждём гостей.




3. Я с нетерпением жду вторника.




4. Ты идёшь в школу этой дорогой?




5. Сходи за мелом.




6. Тебе всё понятно?




7. Рудный — город на реке Тобол.




8. Марина приготовила все уроки.




9. Анвар, вы сдали тетради?




10. Айнур напишет письмо брату.




11. Раиса знакомится с городом.




12. Аслан поможет тебе, когда вернётся.

































 Сказуемое — это главный член предложения, обозначающий действие, 
состояние или признак подлежащего и отвечающий на вопросы  
что делает предмет?   что с ним происходит?   каков предмет?  
что он такое?   кто он таков?   
        Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным,  
именем существительным, сочетанием слов:  

1.Воробей (что делает ?) прыгает по дорожке.

2.Попугай (что с ним происходит?) болеет.

3. Вечер (какой?) тихий. Птицы (кто такие?)- наши лучшие друзья.

4. Я очень (что люблю делать?) люблю путешествовать.

 

 Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в  
именительном падеже, то между ними ставится тире: 

Книга-источник знаний. Знание- высшее богатство.
        Тире сохраняется, если сказуемое присоединяется к подлежащему  
словами это, вот, значит, это значит, это есть:  
           Книга — это источник знаний.  
            Романтизм — вот первое слово, огласившее пушкинский период. 
Тире не ставится, если перед сказуемым есть отрицательная  
частица не:  

  Ленивые руки не родня умной голове.  
Тире также не ставится, если сказуемое присоединяется  
сравнительными союзами как, словно, будто, точно, всё равно что и др.:  

                    Нефть как черная кровь земли.  
                  Реактивный самолёт словно молния.    



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме Сказуемое, выраженное именем существительным

Автор: Гимаева Жадра Маратовна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 287002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Совершенствование   преподавания русского языка посредством введения  уроков проблемного  диалога "
    ["seo_title"] => string(108) "soviershienstvovaniie-priepodavaniia-russkogho-iazyka-posriedstvom-vviedieniia-urokov-probliemnogho-dialogha"
    ["file_id"] => string(6) "153423"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421003126"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "« Простые предложения» открытый урок"
    ["seo_title"] => string(40) "prostyie_priedlozhieniia_otkrytyi_urok_1"
    ["file_id"] => string(6) "438012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510246558"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Открытый урок по русскому языку. 5 класс Имя прилагательное как часть речи"
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyiurokporusskomuiazyku5klassimiaprilaghatielnoiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "291779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455187228"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Открытый урок на тему "Словосочетания ""
    ["seo_title"] => string(36) "otkrytyiuroknatiemuslovosochietaniia"
    ["file_id"] => string(6) "318202"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460538741"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Открытый урок на тему "Словосочетание ""
    ["seo_title"] => string(36) "otkrytyiuroknatiemuslovosochietaniie"
    ["file_id"] => string(6) "318204"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460538873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства