Цели: познакомить учащихся с печатными и письменными, заглавными и строчными буквами Хх; обозначение звуков [х'], [х] буквой х; чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквой; развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами; развитие связной речи и чтение текстов «Хвост», воспитание потребности познавать мир.
Методы обучения: деятельностный метод обучения
создание проблемной ситуации;
поисковый;
наглядно-иллюстративный;
словесный
Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня у нас вновь на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей.
- Скажите, в какой стране мы живём?( В Казахстане). Казахстан славится своим гостеприимством, и мы с вами должны подтвердить своим поведением эту традицию. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу.
Девиз: Учись доброму, худое на ум не придет.
Просигналить цветом. (кто готов начать урок, помогать мне и своим друзьям, у кого хорошее настроение)
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
2.Актуализация опорных знаний. Постановка темы и учебных целей.
- К какому уроку приготовились? Зачем надо учиться читать?
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать,
Должен научиться.
- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?
Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»
Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись:
(ха - ха - ха!)
Сочинять он стал стихи -
Мы смеялись:
(хи - хи - хи!)
- С каких звуков начинались досказанные слова?
Правильно, ребята! С буквы Х.
Тема:
- Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.
- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:
Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)
Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)
Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
Итак: Что мы сделали?
Назвали тему, поставили задачи?
-Это урок повторения или открытие новых знаний? (урок новых знаний)
Что или кто поможет нам в этом? (ранее полученные знания)
- Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по грамоте "Буквы Хх"»
Тема: Буквы Хх.
Цели: познакомить учащихся с печатными и письменными, заглавными и строчными буквами Хх; обозначение звуков [х'], [х] буквой х; чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквой; развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействияспособствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами; развитие связной речи и чтение текстов «Хвост», воспитание потребности познавать мир.
Методы обучения: деятельностный метод обучения
создание проблемной ситуации;
поисковый;
наглядно-иллюстративный;
словесный
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня у нас вновь на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей.
- Скажите, в какой стране мы живём?( В Казахстане). Казахстан славится своим гостеприимством, и мы с вами должны подтвердить своим поведением эту традицию. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу.
Девиз: Учись доброму, худое на ум не придет.
Просигналить цветом. (кто готов начать урок, помогать мне и своим друзьям, у кого хорошее настроение)
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Актуализация опорных знаний. Постановка темы и учебных целей.
- К какому уроку приготовились? Зачем надо учиться читать?
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать,
Должен научиться.
- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?
Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»
Хрюша сел на петуха. Мы смеялись: (ха - ха - ха!)
Сочинять он стал стихи - Мы смеялись: (хи - хи - хи!)
- С каких звуков начинались досказанные слова?
Правильно, ребята! С буквы Х.
Тема:
- Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.
- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:
Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)
Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)
Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
Итак: Что мы сделали?
Назвали тему, поставили задачи?
-Это урок повторения или открытие новых знаний? (урок новых знаний)
Что или кто поможет нам в этом? (ранее полученные знания)
- Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем?
Вспомним, чему учились на пошлых уроках.
Поиграем в игру «Доскажи словечко»
Наша речь состоит из … звуков
Звуки бывают… гласные и согласные
При произнесении гласного звука… он тянется, поется
При произнесении согласного звука… он встречает преграды в виде зубов, языка, губ, неба и др.
Согласные бывают… звонкие и глухие, твердые и мягкие
- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике.
«Ха» - большой (заглавной).
- Зачем нужна заглавная буква?
ВЫВОД.
Имена собственные и начало предложений пишутся с большой
буквы, а остальные слова – с маленькой.
Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку.
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернем,
На четыре – развернем.
Буква спряталась внутри,
Кто догадлив – назови!
- На что похожа буква Ха?
на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик.
- На что похожа буква?
«Х» на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь – режешь,
Хочешь – шьешь,
Хочешь сам себя стрижешь.
Ха – забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
- Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха? После какой буквы она стоит? (Ф)
Вырыл дом подземный ловко,
Натаскал пшена в кладовку.
Вечно в сумке за щекой
Носит зернышки с собой.
Кто же он?- наверняка
Вы узнали…(хомяка)
Физминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5 –
Хочет хомка сильным стать.
Первичное закрепление
Чтение слогов с новой буквой.
- Посмотрите на задачи урока.
Первую задачу мы выполнили.
- Вторую цель достигли.
- Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать.
- Почитаем слоги в учебнике.
Чтение текста: Хвост
Работа по содержанию текста:
- Кому захотелось иметь хвост?
- У кого муха просила хвост?
- Почему дятел не отдал мухе свой хвост?
-А кто-нибудь из других зверей отдал бы ей свой хвост? Почему?
Игра «Эхо».
- Я читаю, вы повторяете. Следите внимательно.
Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками.
- Отгадайте загадки:
Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место. Хлеб
Ха – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, используя рисунки, мы поговорим о пути хлеба от поля до твоего стола.
- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:
ХЛЕБ – растение ( снопик пшеницы)
ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)
ХЛЕБ - любая пища человека ( продовольствие.)
Родственные слова.
- Ласково назовём ... (хлебушек)
- Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)
- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)
- Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)
- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат)
- Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.)
Релаксация. Отдых под музыку.
- Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон…?
Рассказ учителя по иллюстрациям:
а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют;
б) зерно сеют на поле;
в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей;
г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат.
д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.
е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и…другие мучные продукты питания.
Вывод:
- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.
Как мы должны относиться к хлебу?
Объясните, о чем говорит нам эта пословица:
Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори!
Относитесь бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб.
Рефлексия
- Какие задачи ставили?
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
Оцените свою работу по критериям.
Я знаю… букву Х и её звуки х, х*
Я умею… слышать и отличать новые звуки от других.
Я умею…читать слоги, слова и предложения с буквой х.