Урок русского языка в 5 классе
Тип урока: урок открытия новых знаний на базе имеющихся.
Тема урока: «Правописание –тся и –ться в глаголах»
Цели и задачи урока урока:
Деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
Образовательные: познакомиться с правописанием глаголов, оканчиваю щихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Личностные: формировать интерес к учению, способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистичес кой и творческой деятельности.
Метапредметные: закреплять навыки ведения здорового образа жизни,
Коммуникативная: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные УУД: уметь правильно писать изучаемую орфограм му, задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правиль ного написания изучаемой орфограммы.
I. Этап мотивации
Цель этапа: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Создание атмосферы сотрудничества. Эмоциальное вхождение в урок.
Здравствуйте, ребята! Я говорю вам «здравствуйте», это значит, что я вам всем желаю здоровья. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем всем успеха. Я предлагаю вам поверить в свои силы.
Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я — хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!
2.Актуализация знаний.
Цель этапа: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия; развить орфографичес кую зоркость; проверить усвоение теоретического материала по теме «Глагол».
Глагол - это… Глаголы изменяются по (временам) В наст. И будущ. вр. глаголы изменяются по лицам и числам. В прош времени именяется по родам в ед.ч и числам. Глагол имеет нач. форму Инфинитив- это… Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы… Инфинитив имеет на конце… (записать в тетрадь число, классная работа)
Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели корни и окончания. (Поставить плюс, минус.)
Идешь, бежишь, шагает, ходим, мчимся, берегу, учусь, любишь, испеку, радуюсь. (взаимопроверка: соседи)
Идти, бежать, шагать, ходить, мчаться, беречь, учиться, любить, испечь, радоваться. 10- 9-8 –«5»; 7-6 –«4»; 5-4 –«3»; 3 и … «2»
Повесить на доску баллы
2. Формирование проблемы
Цель этапа: Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения
Ученик мчит..ся в школу. (слайд 1)
Он будет хорошо учит..ся.
Мама его обрадует..ся.
Из прилежного ученика получит..ся хороший человек!
Как произносятся эти глаголы? (слайд 2)
-Вызвало ли у вас это задание проблему? Какую?
-Можете вы её сейчас сразу решить? Почему?
Проблема: где поставить Ь, а где нет.
Нам не хватает знаний.
3. Формирование (определение) темы урока
-Какой темой объединены предложения?
Правописание -тся и -ться в глаголах.
- Запись темы урока
4.Определение цели урока.
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.
-Какие цели мы сегодня поставим перед собой?
-познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;
- научиться задавать вопросы к таким глаголам
- уметь правильно писать изучаемую орфограмму,
4.Что мы будем делать на уроке.
Составление предложений:
Я хочу..
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я могу..
Проговаривание последовательности действий.
Итак: сегодня на уроке мы должны научиться определять написание тся, ться у возвратных глаголов.
-Какую орфографическую задачу мы должны решить?
-Какую цель должны достичь к концу урока?
5 Открытие детьми новых знаний.
Цель: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять
-Понаблюдаем за словами и попробуем сформулировать выводы ваших наблюдений. (слайд 3)
Почему?(слайд 3)
разгорается – разгораться
разливается – разливаться расстилается – расстилаться
Мне нездоровится
Вывод:
Если глагол в неопределённой форме, то у глагола пишется -ТЬСЯ, если в 3 лице , то пишется -ТСЯ.
Работа с учебником
Пар.110 с.106.
Что-то новое узнали?
Правильно мы сделали вывод?
6. Построение проекта выхода из затруднения.
Давайте составим алгоритм нашего нового правила.
- От чего зависит написание -тся, -ться ( От того , есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)
Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?
- Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.
- Помните! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глагол его вноси.
-Правильно, дети. Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будет и в глаголе. (слайд 4)
Алгоритм правописания –тся и –ться. (слайд
Неопределенная форма Форма 3-го лица единствен. числа
(что делать?) (что делает?)
Учиться Учится
Трудиться Трудится
Перед вами алгоритм правописания –ться и -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.
- Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Пар.110 Стр. 106
-От чего же зависит написание -тся, -ться
-Проговорим алгоритм и запомним.
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе!
4. Учиться отличать от существительных (Слайд 18)
(Не путать написание глаголов на тся, ться с существительными)
7. Первичное закрепление
Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Упр. 632 с комментарием.
8. Физкультминутка
Цель: Снятие утомления на уроке. Здоровьесбережение
Спал цветок и вдруг проснулся. (Туловище вправо, влево) Больше спать не захотел (Туловище вперед, назад). Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться). Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться).
Сели: зарядка для глаз. (слайд 7)
9.Самостоятельная работа с самопроверкой
Распределительный диктант (слайд 12)
Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопро верку учащимися своих решений по эталону;
Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Включит…ся, валит…ся, вложит…ся, влюблят…ся, возвысит…ся, веселит…ся, провозглашат…ся, воцарят…ся, вплетат…ся, вручат…ся, всколыхнут…ся, он хвалит…ся, боит…ся, нравит…ся, вернут…ся, соревнует…ся, выявляет…ся.
Тся: воцаряется, хвалится, боится, нравится, соревнуется, выявляется.
Ться: включиться, валиться, вложиться, влюбляться, возвыситься, веселиться, провозглашаться, вплетаться, вручаться, всколыхнуться, вернуться. (слайд 13)
Вывод самооценка (слайд 13)
17 –16 - 15 б. – «5»
14 –13 - 12 б. –»4»
11-10-9-8 б. – «3»
7-6-5-4 б. – «2»
3 -2 -1 б. – «1»
Включение в систему знаний и повторение. Устная работа.
Цель: Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Распредели, где имя сущ., а где глагол (при помощи сигн. цветов) (слайд 14)
Устно: работа с пословицами. Определить, что нужно писать: -тся или -ться? Какая пословица понравилась и почему? (слайд 15)
Задание в рамках ЕГЭ (письменно) (слайд 16)
В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
Испугаеш…ся, поднимает…ся
Сбереч…, угадывает…ся
Надо трудит…ся, заслушаеш…ся +
Подстереч…, слышит…ся
(кто написал правильно – красный цвет)
Творческая работа. Работа с иллюстрациями(слайд 16 -20)
Счастливо живется.
Думается и мечтается о хорошем.
Составить 2 предложения, используя глаголы с –тся или –ться.
Солнце поднимается над горизонтом.
Солнце отражается в реке.
Смеркается.
Итог урока. Рефлексия
Цель этапа: Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
- Какая была тема урока? Какая цель урока? Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел ? Получил необходимые знания?
Рефлексия по образцу:
Я сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил…..
За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?
Самооценка, словесная оценка,
основанная на собственных достижениях во время урока.
Словесная оценка результатов работы за урок с комментированием, выставление отметок в журнал.
Домашнее задание.
Отметки учителя.
Слово учителя: Все работали хорошо. Молодцы! Вы не только выучили орфограмму «Написание -тся, -ться в глаголах», но и показали, какие вы активные, способные, дружные и добрые. Я довольна вами! Спасибо за работу.
Приложения:
Приложение №1
Я способен!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я — хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
Приложение №2
Оцени
10- 9 -8б. –«5»;
7-6 б. –«4»;
5-4 б. – «3»;
3 и … «2»
Приложение №3
Физкультминутка
Всем нам нужно Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться
Приложение №4
Что показалось вам сегодня трудным?
Что в изученном сегодня для вас самое главное?
Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
Какие новые мысли, чувства у вас появились?
Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
Были ли моменты недовольства собой?
Какую пользу вы извлекли из этого урока?
Заметили ли вы свои успехи?
Алгоритм самооценки
1.Какова была цель задания? 2.Удалось получить результаты (решить, ответить)? 3.Правильно или с ошибками? 4.Самостоятельно или с чей-то помощью? 5.Какую себе поставишь отметку? 6.Почему? 7. Каков был уровень задания?