Метод творческого развития (творческое задание, беседа)
Репродуктивный (краткие сообщения обучающихся)
Дискуссионный (обсуждение темы)
Тип урока – комбинированный.
Оборудование урока:
Презентация к уроку
Записи на доске
Раздаточный материал
Литература:
Т.М. Воителева, Е.С Антонова. Москва, «Академия», 2013
Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Москва, 2014
Ход урока:
Организационный момент: запись в журнале, включение медиакомплекса.
Дрензелева О.В. Вступительное слово о функциональных стилях.
В современном русском литературном языке разграничивают следующие стили речи: разговорный (язык, который мы используем при живом, устном общении), официально-деловой (язык документов), художественный(стиль художественной литературы), научный(язык докладов, рефератов, где часто используют термины), публицистический(язык средств массовой информации).
Каждому из указанных стилей присущ особый, специфический набор слов, поэтому в лексике заметнее всего проявляются различия между ними.
Беседа с группой о влиянии значения языковых особенностей функциональных стилей на общую речевую культуру.
Учитель приводит примеры из жизни общества разных эпох.
Повторение и углубление раннее изученного материала.
Презентация обучающегося.
Фронтальный опрос-беседа
- Какие стили речи отражены в презентации?
- Каковы их языковые особенности?
6. Повторение раннее изученного материала на уроках Культуры речи(М. Ломоносов. Теория 3х стилей).
7. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ.
Анализ фрагмента презентации языковых особенностей разговорного стиля.
Вопросы к группе:
- Какую окраску имеют слова в данном фрагменте? (разговорное бытовое содержание)
- Какая лексика используется в разговорном стиле?
1. Конкретная лексика.
2. Слова с экспрессивно - эмоциональной окраской.
3. Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
4. Междометия.
5. Закон «экономия речевых средств»
6. Не исключено употребление просторечных слов, профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов, т.е. своеобразных элементов снижающих стиль.
Лексика разговорного стиля делится на 2 большие группы:
Фразеологические обороты в разговорной речи отличаются от книжных и нейтральных не значением, а особой выразительностью.
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ.
Работа у доски (словарный диктант)
Лингвистика - наука, изучающая языки.
Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний..
Морфемика. Морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка[
Плеоназм - наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение,
Тафтология - риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов.
Задание группе:
Составьте предложения в научном стиле.
В научной речи выделяю 3 пласта слов:
1) Слова стилистически нейтральны (общеупотребительные).
2) Слова общенаучные.
3) Узкоспециальная лексика.
4) Местоимения первого лица не используются.
9. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ.
Анализ текста: фрагмент статьи Д.С.Лихачева "Еще о доброте"
Беседа с группой:
- К какому стилю относится данный текст?
- Какие языковые особенности данного стиля вы можете назвать?
В публицистическом стиле используется лексика, обозначающая понятия морали, этики, культуры, слова из области психологии, которые обозначают внутреннее состояние человека, его переживания.
В публицистическом стиле широко используется разговорная лексика, обращения, фразеологизмы, образные средства.
10. ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
Анализ текста: фрагмент договора купли-продажи.
Беседа с группой:
- Определите стиль?
- В какой сфере он употребляется?
1) Употребляются устойчивые обороты деловой речи.
2) Специальная терминология.
3) Повторение одних и тех же слов.
Хотя язык используется в нескольких формах (письменный и устный), но в деловой речи не допускается использование разговорных («директриса»), диалектных, просторечных («книжки») и фразеологических оборотов.
11. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ.
Анализ фрагмента из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки».
Беседа с группой:
- К какому стилю принадлежит текст?
- Кто автор текста и его название?
Повторение темы прошлого урока: «Тема. Идея. Проблема текста»
Прежде чем обратить внимание на языковые особенности текста, вспомним несколько определений по теории литературы.
МЕТАФОРА – переносное значение на основе сходства.
СРАВНЕНИЕ – сопоставление.
ГРАДАЦИЯ – расположение слов, каждое из которых усиливает значение.
Беседа с группой.
Как вы думаете, почему именно художественный стиль завершает наше знакомство с языковыми особенностями?
Художественный стиль включает в себя языковые особенности всех стилей, т.к. предназначен для создания художественного, поэтического, эмоционально – эстетического воздействия. Все языковые особенности, включаемые в художественное произведение меняют свою первичную функцию, подчиняясь задачам данного художественного стиля.
12. Проверка знаний.
Отработка умений и навыков. Выполнение задания и комментарий учителя.
Раздаточный материал.
Прочитайте и определите языковые особенности представленных стилей. Мотивируйте свою точку зрения.
13. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Выбрать текст не более 180 слов любого стиля речи. Определить тему, идею, проблему, языковые особенности стиля.