II. Определение темы и целей урока.
III. Работа по теме урока.
IV. Закрепление темы
V. Информация о домашнем задании
VI. Итоги урока. VII. Оценивание учащихся.
| 8 мин
3 мин
3 мин
1 мин
1 мин
6 мин.
4 мин.
3 мин.
2 мин.
1 мин.
1 мин. 1 мин. | - Ребята, внимание на лист оценивания. Ставьте себе баллы от 0 до 3-х за каждое выполненное задание. Критерии у вас на листах обозначены. - Ребята, у вас на партах лежит стихотворение Ольги Высотской «Веселая грамматика». - Читайте его вместе со мной. Оно поможет формулировать тему урока . Существительное – школа. Просыпается – глагол. С прилагательным – веселый Новый школьный день пришел. Встали мы – местоименье, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У теплой печи Повторяем Части речи!
- Вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке?
-Ребята, посмотрите на доску. Задание 1: Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму. - Прочитайте получившийся текст. - Из каких частей речи состоят данные предложения? - Что общего между всеми этими частями речи? -задание 2: -Надпишите названия частей речи над словами. Задание 3: - Попробуйте составить предложения из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как .
- Удалось ли вам это? Почему? - Вы можете сказать, как называются эти части речи? Попробуйте сами сформулировать тему урока. - Запишите тему урока «Самостоятельные и служебные части речи». - Давайте определим цель и задачи урока - Ребята, у вас на партах лежат таблички ЗХУ - вам необходимо заполнять её. Знаем: Хотим узнать: Узнали:
- Ребята, откройте учебник и прочитайте теоретический материал § 32 Прежде чем прочитать материал учебника, внимательно изучите вопросы. На которые вам надо дать ответ. - какой раздел русского языка изучает части речи? -Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? - Какие служебные части речи вам известны? Почему они так называются? - В чем отличие самостоятельных частей речи от служебных?
- А теперь развернитесь друг к другу и прочитайте стихотворение «Служить бы рад». - Какую информацию о служебных частях речи оно несет? - Найдите в тексте служебные части речи. - Какова их роль в предложении?
Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут.
- Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения – загадки. В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. - Это? (Предлог) - Ребята, если вы знали, ЧТО ТАКОЕ ПРЕДЛОГ, занесите эту информацию в таблицу ЗУХ в графу «Я это знал». Если узнал, то в графу «Узнал». Если вам хочется узнать о предлоге, то в графу «Хочу узнать».
Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. (Союз) - Ребята, если вы знали, ЧТО ТАКОЕ СОЮЗ, занесите эту информацию в таблицу ЗУХ в графу «Я это знал». Если узнал, то в графу «Узнал». Если вам хочется узнать о союзе, то в графу «Хочу узнать».
Подведение промежуточных итогов, соотнесение новых знаний с таблицей ЗХУ.
Редактирование текста. Развернитесь к товарищам и работайте в группах. (отрывки у групп разные) 1-ая группа -Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст. Солнце … небу гуляло … … тучу забежало. Глянул заинька … окно, Стало заиньке темно. Наступила темнота, … ходи … ворота: Кто … улицу попал – Заблудился … пропал.
2-ая группа - Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи. Ветер … ночи собирался; …Иван ночлег собрался; Вдоль … улице идет, Ест картошку … поет. … он поля достигает Руки … боки подпирает … … прискочкой … пан, Боком входит … балаган. Все по – прежнему стояло, … коней … … бывало; … игрушка – горбунок … его вертелся ног. - Восстановите текст, используя слова для справок. Слова для справок: К, на, по, да, вот, в, и, с, словно, но, как, не, лищь, у.
3-я группа Прочитайте данный ряд слов. Из какого стихотворения А.С.Пушкина они взяты? Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, ель, сквозь иней, зеленеет, речка, льдом, блестит. С помощью каких слов можно восстановить стихотворение. - Редактируйте тексты в листах. А ТЕПЕРЬ СВЕРЬТЕ СВОИ РАБОТЫ С ДРУГИМИ ГРУППАМИ. -РЕБЯТА, У КОГО ТЕКСТ ИЗ СКАЗКИ «Конек-горбунок»? - У кого отрывок из сказки «Краденое солнце»? - У кого стихотворение Пушкина? -ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ У ДРУГА ТЕКСТЫ ПРОЧИТАЙТЕ ИХ. - С помощью каких слов вам удалось восстановить текст? - В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему?
- Для чего служат в предложении предлоги? - Какую роль в предложении выполняют союзы?
- Можно ли обойтись без служебных частей речи? - Таким образом, мы пришли к выводу об их значимости.
Упражнение 224. Распределить данные слова на 2 группы: самостоятельные и служебные, и составить из данных слов предложения. Каждые 2 парты выполняют по 1 предложению. Упражнение 225. По образцу указать, какие части речи использованы в предложениях. Вписывают слова в готовые таблицы
Упр.226 по заданию. Ответьте на вопрос: «В чем сходство и различие самостоятельных и служебных частей речи?» Напишите мини-сочинение: «Зачем мы употребляем в речи предлоги, союзы и частицы»
Для чего используют служебные части речи? Во время подведения итогов заполняется 3 графа таблицы ЗХУ. Оценивание учащихся. - Ребята, подсчитайте баллы. Результаты на доске. Учащиеся говорят свои итоговые баллы. Спасибо за урок!!! | Ученики слушают стихотворение и читают его сами.
1. Учащиеся составляют из данных слов предложения. Из 3-х полученных предложений получается текст. Бабушка, любить, свои, внуки. Она, рассказывать, они, русские, сказки. Готовить, они, вкусный, угощение .
2. Указывают над словами названия частей речи.
3. Пробуют составить предложения из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как Учащиеся дают ответы на заданные вопросы.
Дети формулируют тему урока. Записывают в тетрадь число и тему урока.
Дети определяют цели урока. ОТВЕЧАЮТ – познакомиться с частями речи, доказать их значимость в русском языке. Ученики работают с таблицей ЗХУ
Ребята читают теорию на стр. 79 – 80.
Морфология Ответы детей Самостоятельные части речи имеют лексическое значение; имеют морфологические признаки; являются членами предложения; всегда можно задать вопрос; служебные части речи не являются членами предложения; невозможно задать вопрос; не имеют морфем; не изменяются.
Читают стихотворение , находят служебные части речи. Говорят о том, для чего нужны служебные части речи в предложении.
Предлог Заполняют таблицу ЗУХ
Союз
Заполняют таблицы ЗХУ
(Дети записывают и далее зачитывают свои тексты) Ученики письменно работают над текстами. Восстанавливают их с помощью служебных частей речи.
Вечер к ночи пробирался; На ночлег Иван собрался; Вдоль по улице идет, Ест краюшку да поет. Вот он поля достигает, Руки в боки подпирает И с прискочкой, словно пан, Боком входит в балаган. Все по-прежнему стояло, Но коней как не бывало; Лишь игрушка-горбунок У его вертелся ног.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
СРАВНИВАЮ ТЕКСТЫ ДРУГ С ДРУГОМ
(без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно)
(Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении)
(Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте)
Учащиеся работают с предложениями.
Выполняют упражнение. Делят между собой предложения. Вписывают слова в готовые таблицы Делят между собой предложения.
Записывают в дневники домашнее задание.
1.Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.2.Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.З. Частицы вносят различные оттенки значений в предложение. Во время подведения итогов заполняется 3 графа таблицы ЗХУ. Дети читают свои таблицы ЗУХ. Подсчитывают баллы. |