kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема урока

Самостоятельные и служебные части речи.
 тип урока

Открытие новых знаний

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи; способствовать развитию умения находить самостоятельные и служебные части речи в тексте; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; научатся находить самостоятельные и слу-

жебные части речи в тексте; называть и определять морфологические признаки частей речи (имени существительного,

имени прилагательного, имени числительного, глагола, предлога, союза); подбирать по данным вопросам имена прилагательные, имена существительные, имена числительные, глаголы; рассказывать о частях речи по таблице и схеме

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. »

Самостоятельные и служебные части речи.


Тип урока

Урок открытия новых знаний

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; совершенствовать умения называть и определять морфологические признаки частей речи; способствовать развитию умения находить самостоятельные и служебные части речи в тексте; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятиями «самостоятельные» и «служебные части речи»; научатся находить самостоятельные и слу-

жебные части речи в тексте; называть и определять морфологические признаки частей речи (имени существительного,

имени прилагательного, имени числительного, глагола, предлога, союза); подбирать по данным вопросам имена прилагательные, имена существительные, имена числительные, глаголы; рассказывать о частях речи по таблице и схеме

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I.

Мотивация учебной деятельности

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ваши улыбки – пожелание удачной работы на уроке

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Принимать
и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний.




Сообщение темы урока. Определение целей урока


-Рассмотрите слова на слайде.

- Составьте пословицу из слов.

- Слова каких частей речи использованы?

- Запишите получившуюся пословицу.

- Проверьте написанное.



- Предлагаю вспомнить всё, что мы с вами знаем о частях речи. Для этого м вы будете работать в группах.

- На какие группы мы можем разделить все части речи.

- Определите тему урока.

- Поставьте учебную задачу.

• Мы узнаем…


( В чём существенное отличие самостоятельных частей речи от служебных)




Правда, тонет, в, горит, не, воде, не, и, огне, не, в.



Правда в воде не тонет и в огне не горит.



1 группа Имя существительное

2 группа Имя прилагательное

3 группа Имя числительное

4 группа Глагол

5 группа Местоимение

6 группа Предлоги

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную

цель и задачу. Дополнять, уточнять выс-






III.

Построение проекта выхода из затруднения.

Работа

по учебнику

(упражнение 111)



Наблюдение над языковым материалом.




V.

Реализация построенного проекта.

- Как вы думаете какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным?

- Проверьте, откройте учебник на странице 67



– Прочитайте. Назовите сказку. («Сказка о рыбаке

и рыбке» А. С. Пушкина.)


– Спишите. Укажите над каждым выделенным словом, какой частью речи оно является.


– Найдите и подчеркните служебные слова. Скажите, какую роль они выполняют в предложении?





- Как вы думаете в чём отличие между самостоятельными и служебными частями речи?


- У самостоятельных частей речи есть значение, можно поставить вопрос. являются членами предложения.


- Служебные части речи не отвечают на вопросы, не имеют самостоятельного значения, не являются членами предложения.

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Отвечают на вопросы и делают выводы.

У самостоятельных частей речи есть лексическое значение, оно зафиксировано в словаре, у служебных нет.

Самостоятельные частей речи преимущественно изменяются (у наречий и слов категории состояния это степени сравнения); служебные части речи не изменяются.

Самостоятельные части речи выполняют функции членов предложения; служебные части речи не могут быть членами предложения – они служат для их связи, для уточнения значений, а также для связи частей сложного предложения.

Списывают отрывок из сказки А. С. Пушкина. Указывают части речи. Объясняют значение устаревших слов.

Объясняют значение устаревших слов.

Ветхий – старый.

Землянка – жильё, вырытое в земле.


Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою

позицию. Планировать свое

действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять контроль

по результату





VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


Работа

по учебнику

(упражне-

ние 112)


– Прочитайте загадку. Какие слова пропущены?

(Союзы и предлоги.)


– Какую роль выполняют предлоги в русском языке?


– Какую роль выполняют союзы?


– Спишите, вставляя подходящие по смыслу предлоги и союзы. Запишите отгадку к загадке


Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Списывают загадку, вставляя пропущенные предлоги и союзы.


Стоит дуб,

На дубу двенадцать гнёзд,

В каждом гнезде

По четыре синицы.

У каждой синицы

По четырнадцать яиц:

Семь беленьких и семь чёрненьких.



Согласовывать усилия по решению учебной задачи

VII. Включение в систему знаний и повторение.
















XI. Самостоятельная работа


Работа в тет-

ради (зада-

ние 104).


Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Вспомните по таблице «Самостоятельные части речи», что обозначают изученные части речи и на

какие вопросы отвечают. Приведите свои примеры данных частей речи.

– На какие еще вопросы могут отвечать имена существительные?

– На какие еще вопросы могут отвечать имена прилагательные?

– На какие еще вопросы могут отвечать глаголы?


Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции

Составляют схему «Части речи».


Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собе-

седника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач


– Прочитайте задание. Соедините линией названия частей речи и их определения.

– Подберите слова указанных частей речи. Запишите их, над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.

Задание 104.

Имя существительное – обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имя прилагательное – обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Глагол – обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делают? что будут делать?

Местоимение – указывает на предмет, но не называет его.

Имя числительное – обозначает количество или порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?





VII. Рефлексия

-Сегодня я прочитала шуточную задачу Г.Остера. Меня заинтересовали следующие слова:

хамсик, сурых, шмыряет.


- Можно ли понять что значат эти слова?

- А можем ли определить часть речи?


– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что узнали на уроке, чему новому учились?



– Как можно разграничить самостоятельные и служебные части речи?





– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Изобразите свое настроение в улыбке солнышка, которое мне хотелось бы вам подарить за хорошую работу.


Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.



Получают изображение солнышка и дорисовывают улыбку: радостную или грустную. Учитель может судить о настроении учеников и в свою очередь дарит детям свое солнышко с улыбкой

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


Домашнее

задание

– Выполнить задание упражнение 114 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

Автор: Глебова Елена Викторовна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122769

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по русскому языку на тему:"Самостоятельные и служебные части речи" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "195933"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427983545"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка самостоятельные и служебные части речи."
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokarusskoghoiazykasamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "297223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456155735"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок русского языка "Служебные части речи""
    ["seo_title"] => string(50) "urok-russkogho-iazyka-sluzhiebnyie-chasti-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "278659"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453121003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства