Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 4 классе»
Предмет: русский язык.
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: формирование знаний и умений использовать правило непроизносимых согласных в корне слова
Задачи:
Образовательные:
Закрепить умения подбирать однокоренные слова
Формировать знания о непроизносимых звуках в корне слова
Познакомить с правилом непроизносимых согласных в корне слова и алгоритмом проверки написания слов
Развивающие:
Познавательные
Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы
Коммуникативные
Развивать умение слушать и слышать других
Развивать умения задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя
Регулятивные
Развивать умения формулировать тему и цели урока совместно с учителем
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к русскому языку
Используемые методы, приемы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, работа в парах, группах
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, работа в парах и группах
Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 4 класса по русскому языку
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
1.Организация начала урока
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок,
Улыбнулись, подтянулись
Друг на друга посмотрели
и за парты тихо сели.
Ведь улыбка согревает, поднимает настроение и помогает справится с любой задачей. Здравствуйте ребята. Меня зовут Светлана Викторовна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Я хочу, чтоб сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Надеюсь вы будете активно работать на уроке. Успеха и удачи нам! Слайд2
Слайд 3
И поможет девиз нашего урока. Прочитаем его.
На доске открыт девиз урока
Перо пишет, а ум водит.
Как вы думаете, что хотела сказать я этими словами? (Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать)
(Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать)
Постановка проблемы урока
Ребята, у вас на столах лежит стихотворение, прочитайте его шепотом, теперь вслух друг другу.
Здравствуй, солнце красное.
Здравствуй, утро ясное.
В радостный прелестный день,
Заниматься нам не лень.
Слайд 4
Сравните свой текст и мой.
-Смысл потерялся?
- Что–то было непонятно?
- А может здесь и не надо ничего писать?
Ребята, мы встали перед проблемой !
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
И что писать , неясно нам…
Что же делать, как нам быть?
Как проблему – то решить?
Слайд 5
- Как же называются согласные, если они не произносятся?
- Чему мы должны учиться на уроке?
Эта тема нашего урока.
Слайд6
Сейчас вам предстоит вывести правило.
(О солнышке, об утре, о прелестном дне)
Чтение текста.
Нет.
Все понятно
Надо
Непроизносимые
Ответы 2-3 учащихся.
После появления на слайде прочитали.
Исследование
Слайд 8
И для этого проведем исследование.
Исследуем слово местность.
- Прочитаем.
Есть непроизносимый согласный?
- Подберите родственные слова.
Посмотрите на экран – я их уже записала.
-Ребята, где находится непроизносимый согласный?
- Что мы знаем об орфограмме корня?
- Какую букву вставим?
- Попробуйте сформулировать правило.
А что нам предлагает учебник. Прочитаем правило на с. 47.
Слайд
Вернемся к нашему пробному действию.
Пользуясь правилом, преодолеем опасное место в слове. (Называем слово и подбираем к нему проверочное)
Слушаем первую часть песенки (слова на карточках), выписываем слова с непроизносимыми согласными.
Проверка: слушаем вторую часть песенки и проверяем, оцениваем свою работу.
3. Иногда и так бывает: Вовсе звук не пропадает. На стыке двух согласных (СН) Его в слове нет совсем.
Кроме непроизносимых согласных в корне слова бывают сомнительные согласные, когда в слове нет буквы т, а звук [т] произносится.
Слайд 18, 19
Вкусный, гласный, интересный, Безопасный и небесный. И чудесный, и прекрасный, И ужасный, и напрасный- Этих слов не забывайте, Букву т в них не вставляйте!
Не чудесно, не прекрасно, А ужасно и опасно Букву т писать напрасно.
Чтение вместе с учителем.
Да.
Ответы учеников.
(В корне)
Все гласные и согласные в корне пишутся одинаково.
Букву т.
Чтобы правильно писать слова с непроизносимым согласным звуком в корне нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится
Не нужно вставлять, т.к. в проверочных словах нет непроизносимого согласного.
Не всегда пишется согласный
Записывают в тетрадь
Работа по закреплению
Я вам раздала карточки. Работа ем парами по карточкам по алгоритму с последующей взаимопроверкой.
прочитай
проверь
напиши
ме[сн]ость
место
местность
че[сн]ый
хру[сн]уть
ве[сн]ик
сви[сн]уть
90 лет со дня основания нашего района. Мы, жители этой местности, прочитаем текст о Шемурше. Читаем и сразу комментируем.
Вставь, где нужно, пропущенные буквы.
Ш Шемурша праз _новала свой юбилей. Перед домом культуры висит гиган_ская гирлянда. Поз_ними вечерами село сияет чудес_ным светом. Мес_ный театр готовит праз_ничный концерт. Афиши сообщают о приезде извес_ных артистов. Радос_ные дни ждали жителей района.
Групповая работа
Сейчас вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы, приведет к успеху всего класса.
У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. В своих тетрадях записать предложения с измененными словами. Кто затрудняется – попросите подсказку.
ДЕВИЗ:Вместе мыслить интересней!
Мы сотрудничаем вместе!
Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.
ненастные
поздней
яростный
радостное
чудесная
В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.
красные
безобразной
прекрасное
звездное
ужасная
Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.
небесный
здравствуй
напрасно
солнце
вестники
-4-
Сегодня самый волшебныйутренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную тихую мелодию.
чудесный
праздник
поздней
гигантские
песню
Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов с непроизносимыми согласными.
Если в праздник «Д» забыть,
Может праздника не быть.
Рефлексия
Цитата русского писателя Владимира Алексеевича Солоухина
« У человека все предназначено для самого себя: глаза –чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо». Давайте же дарить друг другу улыбки.
Потрудились вы не зря,
вам спасибо от меня.
Мои пожелания вам
Назовите согласные, которые пишутся, но при стечении согласных не произносятся.
Как называются эти согласные? (непроизносимые согласные)
Откройте учебники и прочитайте правило.
Нам надо доказать, что непроизносимый согласный звук в этих словах надо обозначать буквой. Как будем действовать? (определяем, в какой части слова находится орфограмма, подбираем проверочные слова)
Прочитайте стихотворение, записанное на карточке.
Любят в прятки поиграть «хитрые» согласные,
А мы можем поискать – на игру согласны мы.
По [ЗН] о, по [З'Н'] ий, по [ЗН] овато –
Какой звук пропал, ребята?
Как проверить? Как узнать?
Родственное подобрать!
Опоздать, опаздывать – вот теперь всё ясно!
Здесь скрывался «хитрый» [Д], Нашёл его нам гласный!
Я называю вам синоним этого слова, а вы должны угадать слово, живущее в этом доме.
Готовы? В слове, которое вы будете называть обязательно должна быть непроизносимая согласная.
Весёлый – радостный
Всадник – наездник
Здешний – местный
Знаменитый - известный
Огромный – гигантский
Печальный – грустный
Назвать проверочное слово и букву, которую надо вставить. Записать слова через запятую, устно подбирая проверочное слово.
Игра «Наоборот».
-Подбери слово с противоположным значением, чтобы в нем была непроизносимая согласная.
Маленький-…(гигантский);
веселый-…(грустный);
рано-…(поздно);
печальный-…(радостный).
Любят в прятки поиграть «хитрые» согласные,
А мы можем поискать – на игру согласны мы.
По [ЗН] о, по [З'Н'] ий, по [ЗН] овато –
Какой звук пропал, ребята?
Как проверить? Как узнать?
Родственное подобрать!
Опоздать, опаздывать – вот теперь всё ясно!
Здесь скрывался «хитрый» [Д],
Нашёл его нам гласный!
Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.
ненастные
поздней
яростный
радостное
чудесная
В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.
красные
безобразной
прекрасное
звездное
ужасная
Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.
небесный
здравствуй
напрасно
солнце
вестники
-4-
Сегодня самый волшебныйутренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную тихую мелодию.