Открытый урок русского языка по развитию речи в 7 классе.
Практическая работа на основе текста Д. Карнеги «Цена улыбки».
Тип урока: интегрированный (обобщение и систематизация знаний и умений), комбинированный
Методы обучения: словесно-практические, наглядные, творческие, индивидуально-коллективные.
Организация самостоятельной деятельности: работа с текстом, анализ текста, работа со словарной статьёй, комплексный лингвистический анализ слова «улыбка», мини-проект с рисованием открытки.
обучение связной речи /т. ч. теоретической.
Развивающие:Развитие навыков анализа и составления текста.
Воспитательные:воспитание чувств коллективизма, сплочённости, участия, сострадания.
словарь терминов.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Время |
Организационный момент. | Добрый день, ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть. Давайте познакомимся и подарим друг другу хорошее настроение. | | 1м |
Физкультминутка «Привет, сосед!» | Пожалуйста, улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. А вам свои улыбки дарят сегодня и солнышко, и наши замечательные гости. Улыбнёмся и им! СЛАЙД№3 -- Какие вы песни или стихи знаете об улыбке? - Прослушаем нарезки песен про «Улыбку» и для того, чтобы нам веселее, лучше работалось. Нарезка песен об улыбке. | Учащиеся поворачиваются к своему соседу по парте и, глядя друг другу в глаза, произносят следующие слова: «Привет, сосед! Улыбнись в ответ» | 2м |
Слово учителя. Вхождение в тему. | - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? - Почему? Тема нашего урока «Цена улыбки» СЛАЙД № 1 | - Об улыбке. | 2м |
Работа со словарной статьёй. Словари В.И. Даля и С.И. Ожегова | - Что такое улыбка? - Почему и чему человек улыбается? СЛАЙД № 4 УЛЫБКА - / по Ожегову / - мимика лица, губ, глаз, показывающая расположение к смеху, выражающая привет, удовольствие, насмешку и т. д. УЛЫБАТЬСЯ /по В.И. Далю/- ухмыляться, осклабляться, усмехаться УЛЫБА , УЛЫБАНЬЕ- /устаревшее / СЛАЙД№5 | - Это эмоции человека. Сообщения «дежурных по словарям». | 4м |
Работа с текстом. Целеполагание. | Учитель читает текст.СЛАЙД№6 Вопросы: - Какую цель вы себе поставите, прослушав текст и всё, что говорилось об улыбке. СЛАЙД № 2 | Мы должны проанализировать текст и повести комплексный лингвистический анализ слова «улыбка» | 5м |
Беседа по тексту: | - Какое впечатление произвёл на вас текст? - Какие слова вы бы взяли эпиграфом ко всему тексту? - Какое слово ключевое в предложении? СЛАЙД№7 | Улыбка | 5м |
Запись предложения. | Напишем предложение в тетради. СЛАЙД№8 | Улыбка длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. | 2м |
Работа в группах | Группа Задание: - К слову «улыбка» подберите однокоренные слова. | Улыбанье Улыбка Улыбнуться Улыбочка Улыба улыбчивое | 5-7м |
2. Группа Задание: -- Найдите слова, в которых произошло историческое чередование согласных | Обогащает / Не богат/ богаче/богатство/не обедняет/ бедняка щ//г//ч Одолжить – долг /ж//г/ Порождает - родиться /жд//д/ | |
| 3.Группа Задание: - Найдите слова с безударными гласными в корне; обозначьте орфограмму, подбирая слова для проверки | Дает - дать Обогащает – богатство Не обедняет – бедный Порождает – род Выпросить – спросят Одолжить – долг | |
Выступление всех групп. | | Оценивание групп. Самооценка. | 2м |
Работа по развитию речи. | Задание по развитию речи: Попробуйте дописать текст, составьте только 1 предложение.СЛАЙД№9 | Подари сам лишний раз улыбку, и тебе ответят тем же. | 3м |
Итоги: | Что мы повторили? | - словарную статью - способы словообразования - исторические чередования - безударные гласные в корне - однокоренные слова | 2м |
Рефлексия | Карточки с пожеланиями СЛАЙД № 12,13 или | Рисование на заранее подготовленных карточках . / ¼ альбомного листа /. Учащиеся рисуют в одном углу карточки улыбку, а в другом – сердечко, подписывают ее / либо одно из предложений текста, либо какое - то пожелание. Получается открытка, которую рекомендую учащимся подарить уставшей после рабочего дня маме / учимся делать приятное маме просто так, не по праздникам. / | 3м |
| Синквейн | 1 Улыбка 2 Дарится, обогащает 3 Весёлая, грустная, лучезарная 4 От улыбки станет всем светлей! 5 Улыбайтесь! | 3м |
Домашнее задание: | 1. Написать мини-сочинение «Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся навсегда». 2. Списать текст и придумать элемент сочинения. 3. Списать текст, вставить пропущенные орфограммы СЛАЙД № 14 | | 3м |