Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка»
Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Цели:: создание организационных и содержательных условий для формирования грамматического понятия «имя существительное»создание организационных и содержательных условий для формирования представления о понятиях «одушевленные» и «неодушевлённые имена существительные».
Задачи: 1) Обучающие: - формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; - ввести в познавательную деятельность и активный словарь учащихся терминов: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; - учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; - классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные через практическую деятельность.
2) Развивать внимание, мышление, устную связную речь, орфографическую зоркость через технологии сотрудничества, проблемного обучения;
3) Воспитывать стойкий интерес к предмету, формировать потребности писать грамотно через игровую технологию.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение».ЭОР Презентация, мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданием ХОД УРОКА
1.Мотивационно-организационный.
Мотивирует на урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
– А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица:
“Грамоте учиться - всегда пригодиться” (написано на доске).
– Как вы понимаете смысл этой пословицы
Высказывают свое мнение. Примерные ответы:
- Грамота не бывает лишней и обязательно пригодится в жизни. - Неграмотный будто слепой.
– Неумение неграмотного человека читать приравнивается к отсутствию зрения у слепого.
– Учение как основа знаний — процесс трудный и долгий, но результат приносит человеку много пользы.
Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Личностные: самоопределение
2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (фиксирование затруднений в пробном учебном действии)
Создает проблемную ситуацию.
Минутка чистописания. Разминка для рук.
Перед нами здесь замок. Кто его открыть бы смог? Потянули (тянем, не размыкая пальцев)
Покрутили (крутим ладошки туда-сюда, не размыкая пальцев) Постучали (стучим ладонями друг о друга) И открыли! (пальцы размыкаются)
- Сегодня на минутке чистописания мы пропишем такое длинное слово
с щ ств т л н
- А теперь назовем, какие здесь есть буквы?
-Какие звуки они обозначают?
- Назовите их
- Дайте характеристику твёрдым звукам
- Вставьте пропущенные буквы (гласные)
- Какое слово получилось?Запишите это слово
- Поставьте ударение, разделите слово для переноса.
- Мне пришло письмо, но в нём расплылись слова, помогите его прочитать (на доске написано письмо):
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Я часть речи.
Я отвечаю на вопросы кто? и что?
Я могу обозначать явление природы, людей животных, события, чувства, предметы.
Один ученик отвечает у доски, остальные выполняют задание в тетради, сверяют с доской.
- су│ще│стви│тель│ное
Читают письмо.
- Мы пока не знаем.
Познавательные: операция мышления, классификация групп.
Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном
Коммуникативные: умение общаться и прислушиваться к мнению других
3.Совместное открытие новых знаний (построение и реализация проекта выхода из затруднения)
Помогает открывать новые знания.
- А чтобы прочитать эти слова, нам сначала нужно выполнить задания. У вас на партах лежат воздушные шарики, на них написано, какое задание необходимо выполнить.
Карточка №1.
Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы ЧТО?
Ударили сильные холода. Вот снегири летят к кормушкам.
Карточка №2.
Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос КТО?
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник, штанга – штангист, шахматы – шахматист.
Карточка №3.
Подчеркнуть ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ и поставить к ним вопросы.
(что?)Снег (что делал?)таял на солнышке.
(что сделали?)Побежали (что?)ручьи.
(кто?)Дети (что делали?)пускали лодочки.
Карточка№4.
Подчеркни ПОДЛЕЖАЩЕЕ и поставить вопросы. Поставь ударение над словами.
(кто?)Петя закинул сеть.(что?) Сетьушла на дно. Ушла и (кто?)рыба.
Карточка№5.
Откройте конвертик, и разложите картинки на группы, что у вас получилось?
Что: роза, солнце, игрушка, дерево.
Кто: птица, дельфин, дети, животные.
Давайте оценим нашу работу, как мы справились. Возьмите листы самооценки и заполните 1 колонку.
─ Давайте вспомним из уроков окружающего мира, что относится к живой природе?
─Какое противоречие мы заметили?
-Оказывается, наши предки живым считали только то, что ходит, бегает, плавает или летает. Эти предметы считались ОДУШЕВЛЁННЫМИ И ОТВЕЧАЛИ НА ВОПРОС КТО?, а растения не двигаются, они стоят на месте и поэтому их считают НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ И В РУССКОМ ЯЗЫКЕ они отвечают на вопрос ЧТО?
- И последние расплывчатые слова из письма……
─ Какая же тема нашего сегодняшнего урока?
-Поставим задачи к нашему уроку:
- научиться различать….. - узнать больше об …… - работать ………
Решают проблемную ситуацию с помощью учителя.
Выполняют задания на шариках в парах. Сверяют по эталону на доске.
Оценивают себя, заполняют лист самооценки, 1 колонку.
- К живой природе относятся люди, животные, растения.
-Растения относятся к живой природе, а слова, называющие растения, отвечают на вопрос ЧТО?
- И последние расплывчатые слова из письма - одушевлённые и неодушевленные.
Я могу быть одушевлённым и неодушевленным.
- Тема нашего урока «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Ставят задачи:
- одушевлённые и неодушевлённые имена существительные,
- одушевлённых и неодушевлённых имен существительных,
-активно, дружно и быстро.
Регулятивные: принятие и удержание задач и темы урока, волевая саморегуляция.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей.
- Столяр – рабочий работающий с деревом. Столяр занимается столярными работами: изготовлением мебели, дверей...
Плотник — профессия, одно из самых древних ремёсел, которое связано с механической обработкой дерева.
Инженер — это человек с высшим техническим образованием, который использует технические знания и навыки, чтобы разрабатывать, конструировать.
Конду́ктор (проводник) — работник общественного транспорта, сопровождающий пассажирский вагон в пути и обслуживающий пассажиров машины, производственное оборудование и т. д.
- (Кто?) столяр, плотник, инженер, доктор, кондуктор, шофёр.
Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации; логические- классификация.
Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог.
Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.
6.Самостоятельное применение новых знаний.
Организует самостоятельное применение новых знаний.
Упр.82 с.49 Письменно самостоятельно.
- Давайте оценим нашу работу, как мы справились. Возьмите листы самооценки и заполните 2 колонку.
Самостоятельно применяют новые знания.
Выполняют упражнение самостоятельно. Взаимопроверка. Один ученик отвечает.