kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок. Роль второстепенных членов предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок. Роль второстепенных членов предложения

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Роль второстепенных членов предложения»

Русский язык 8 класс


Тема. Открытый урок. Роль второстепенных членов предложения


Цели урока:

Образовательная: повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».

Развивающая: развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний, полученных в 5-7 классах

Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.

1. На предыдущем уроке мы с вами изучали главные члены предложения, а также тире между подлежащим и сказуемым.

Задание №1. (слайд №1) Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым:

а) нужно; б) не нужно

1. Книга источник знаний.

2. Пруд как блестящая сталь.

3. Бедность не порок.

4. Ртуть тоже металл.

5. Сады сажать жизнь украшать.

6. Дважды два четыре.

7. Путешествие это та же книга.

8. Мой рабочий день десять часов в сутки.

9. Чтение вот лучшее учение.

10. Март только начало весны.

Ответ: а-1, 5, 6, 7, 8, 9; б-2, 3, 4, 10

Задание №2.(слайд №2) Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова

а) подлежащим; б) сказуемым; в) дополнением; г) определением; д) обстоятельством; е) не является членом предложения.

1. Льёт в окошко зимний месяц золотистый свет.

2. Сменила мудрость молодости пыл.

3. Я начал разыскивать потерянную клюшку.

4. Каждый звук случайный я ловлю пытливо.

5. Желание наказать обидчика было очень сильно.

6. Сначала читал, затем решал.

7. Мы шли в течение всего дня.

8. Врач запретил мне читать лёжа.

9. На столе стояла шкатулка из серебра.

10. Я не видел реки великолепнее Енисея.

Ответ: а-2; б-3; в-1, 4, 8; г-5, 9, 10; д-6; е-7

2. Объявление темы урока, постановка целей урока.

Мы сегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Второстепенные члены предложения».

  1. Актуализация и систематизация знаний.

- Что вы знаете о второстепенных членах? (слайд №3)

Второстепенные члены – это…(все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания)

На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.

1. Работа с фишбоун (скелет на доске). Карточки с вопросами и названиями частей речи раздаются разным ученикам. Голова рыбы- причина (Как определить второстепенные члены предложения). Хвост- вывод (Определение частей речи). Учащиеся по очереди наклеивают на нижние ребра вопросы, а потом определяют части речи. Этой схемой пользуются на протяжении всего урока.





Дополнение Определение Обстоятельство












- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

- На какие вопросы они отвечают?

- Какими частями речи они выражаются?

- Как графически мы подчеркиваем второстепенные члены предложения?

Слайд 4. Чайки распустили крылья.

Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

- На какие вопросы отвечает дополнение?

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?

Найдите дополнение в этих предложениях.

Солнце ярко освещало берёзовую рощу.

Мы разговорились об интересных книгах.

В сухом воздухе пахнет скошенной травой.

Я в долгу перед вами.

И не жаль мне ничуть.

Слайд 5 Какой второстепенный член предложения мне необходимо выделить?

- Что такое определение?


Тропинка вилась в густой траве.

Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.

Найдите в предложении определения и подчеркните их:

За стеной избы по ночам шумел соседский сад.

В саду стоял дом в два этажа, обнесенный глухим забором.

Со мной говорила красивая седая старуха.

- О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?

- Обстоятельство.

Слайд 6. - Что такое обстоятельство? Найдите в предложении обстоятельство.

Яркие цветы празднично украшали зал.

- Какие виды обстоятельств вы знаете и на какие вопросы они отвечают?

Слайд 7. (Учитель показывает вид обстоятельства, а учащиеся по цепочке отвечают на какие вопросы отвечает обстоятельство).

-Выделите обстоятельства в предложениях:

Узкая тропа уводила влево.

При проливных дождях урожай может погибнуть.

В степи шли не спеша.

Утомившись от долгого перехода, сделали привал.

3. Работа с учебником: стр.72-73

4. Как называются предложения, в которых есть второстепенные члены предложения?

-Распространите предложения, подчеркните грамматическую основу.

Приближался вечер. Солнце село. Упала роса.

5. Физминутка:

Поднятая одна рука- нераспространенное, две- распространенное

Упало несколько градин.( нераспр.)

Ручка пишет тонко

Раннее летнее утро.

У меня зазвонил телефон.

На остановке было два человека.

Птицы заволновались, закричали. (нераспр.)

Беги быстрее!

Подъехал переполненный автобус.

Слайд 8. (Уч-ся записывают предложения, находят в них обстоятельства и определяют их вид. Взаимопроверка).

При желании всё можно сделать (обстоятельство условия).

С утра до поздней ночи он был на ногах (обст. времени – когда? с каких пор?).

От радости в зобу дыханье спёрло. (обст. причины - почему? отчего?, места – где?).

Слайд 9. Взаимопроверка.

- Заключительным видом работы, который мы должны повторить с вами по теме «Повторение о второстепенных членах предложения», является синтаксический разбор двусоставного предложения. При синтаксическом разборе предложения мы сможем закрепить знания о второстепенных членах предложения, когда найдём их в тексте и дадим им характеристику.

Задание (один из уч-ся выполняет у доски)

Запишите предложение под диктовку, разберите его синтаксически.



 

4. Подведение итогов урока.

Слово учителя:

- Подведём итоги, ребята. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

5. Домашнее задание. 

1) п.23, упр. 121

2)  Осложнённое списывание. Слайд №10

Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.

Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать…  (М.Горький)

 Рефлексия:( Слайд 11)

- Оцените свою деятельность на уроке. Что получилось? Над чем нужно поработать?

- Подумайте, что следует повторить перед контрольным диктантом?

- Полезна ли была информация урока?

Я

а) усвоил…

б) вспомнил…

в) пополнил знания…




























Самоанализ урока русского языка по теме «Роль второстепенных членов предложения» (8 класс)


Дата проведения урока: 02.12.2020
Число обучающихся по списку: 14
Предмет: русский язык.
Ф.И.О. учителя: Сидоренко Ирена Юрьевна
Тема урока: «Роль второстепенных членов предложения»


Урок русского языка в 8 классе по теме «Роль второстепенных членов предложения» рассчитан на 45 минут, является первым в теме «Второстепенные члены предложения». Учащиеся уже знакомы с второстепенными членами, поэтому на уроке проводится более углубленное изучение этого материала.


Учитывая место урока в теме и характер содержания, определила тип урока: изучение нового материала.


Исходя из специфики ученического коллектива, знаний и умений поставила следующие задачи и цели:

Образовательные: повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».

Развивающие: развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родному языку.

На уроке применяла такие методы обучения, как проблемно-диалоговый, частично-поисковый, практический, работа с учебником, самостоятельная творческая работа. Использовала различные формы работы: фронтальную, парную, групповую, самостоятельную, которые способствовали не только усвоению учебного материала, но и мотивации к учению, развитию познавательного интереса, навыков сотрудничества со сверстниками.

В рамках выбранного типа урока я сконструировала его из следующих структурных элементов: I.Организационный момент

Цель: мобилизовать внимание учащихся, эмоционально настроить детей на работу.

II.Актуализация знаний

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

III.Целеполагание. Постановка учебных задач.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения второстепенных членов предложения, сформулировать тему урока.

IV.Ввод новых знаний.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, создать алгоритм определения второстепенных членов предложения.

V.Физкультминутка

Цель: предупредить преждевременное утомление учеников путем переключения на другой вид деятельности.

VI.Закрепление.

Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке, проверить свое умение применять изученный способ, развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

VII.Домашнее задание

Цель: отработка знаний, полученных на уроке. Ученики получили дифференцированное домашнее задание по учебнику:

1) п.23, упр. 121

2)  Осложнённое списывание.

Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.

Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать…  (М.Горький)

VIII.Итоги урока. Рефлексия.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.


На уроке использовала следующие виды работы:

- метод «Фишбоун»

- создание алгоритма действия по способу определения второстепенных членов предложения

- практическая работа с самопроверкой по эталону, самоанализ;

- задание из материалов ОГЭ с проверкой по эталону, взаимооценивание результатов;

- трансформация текста с помощью второстепенных членов предложения


На втором этапе урока была создана проблемная ситуация, построенная на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения поставленной задачи, способствовала активизации деятельности учащихся. Был применен метод «Фишбоун», в котором активное участие принимали ученики.


При самостоятельном изучении теоретического материала ученики самостоятельно проводили оценку своих знаний: знаю, предстоит узнать, на основе этого сформулировали цель и задачи урока.


Работа в группах и парах позволила вовлечь в деятельность слабых учеников, на уроке происходило взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога, а также решались воспитательные задачи - совершенствование навыков общения, бережное отношение к слову.


Для закрепления нового материала использовались предложения из художественных текстов, что способствовало обогащению речи учащихся.


На уроке активно использовалась мультимедийная презентация с целью повышения качества образования: мотивации, познавательного интереса учеников к уроку, развития их внимания, видов памяти, навыков само- и взаимоконтроля.


Применение на уроке взаимооценочного листа позволило сэкономить время. Оценочные листы учащиеся сдали учителю для выставления итоговой оценки, которая была озвучена и прокомментирована на уроке.

Подведены итоги, дано дифференцированное домашнее задание, проведена рефлексия - своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.


Психологическая и эмоциональная атмосфера на уроке была комфортна для учащихся. Мой стиль общения с детьми всегда демократичен, тактичен и доброжелателен.

Различные виды деятельности чередовались в течение всего урока, что способствовало отсутствию утомляемости на уроке.

Санитарное состояние класса хорошее, в кабинете — естественное освещение справа, искусственное — сверху. Во время перемены кабинет проветривается. В кабинете расположена одна большая классная доска зелёного цвета, удобная для работы, без бликов. Записи на доске видны со всех парт. Школьная мебель удобная. Ученики, имеющие проблемы со зрением, на уроках сидят за первыми партами.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Считаю, что задачи урока были решены. Дети не перегружены. Темп урока средний.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок. Роль второстепенных членов предложения

Автор: Сидоренко Ирена Юрьевна

Дата: 10.01.2021

Номер свидетельства: 569703

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Открытый урок на тему: "Роль второстепенных членов предложения""
    ["seo_title"] => string(63) "otkrytyi_urok_na_temu_rol_vtorostepennykh_chlenov_predlozheniia"
    ["file_id"] => string(6) "576584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1616578228"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Второстепенные члены предложения. Определение"
    ["seo_title"] => string(57) "vtorostiepiennyie_chlieny_priedlozhieniia_opriedielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "417094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495249834"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Тема урока "Второстепенный член предложения - дополнение" "
    ["seo_title"] => string(64) "tiema-uroka-vtorostiepiennyi-chlien-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "120268"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413657621"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Тему урока: Второстепенный член предложения - Дополнение "
    ["seo_title"] => string(64) "tiemu-uroka-vtorostiepiennyi-chlien-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "120475"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413726121"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "План-конспект по русскому языку тема:Второстепенные члены предложения,Дополнение"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_po_russkomu_iazyku_tiema_vtorostiepiennyie_chlieny_priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "417768"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1495471466"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства