Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная
Оборудование:
Учебник «Русский язык » Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина 2 класс
Листы с таблицами , конверты с заданием , карточки для составления кластера.
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сейчас кому я буду обращаться, помашите рукой.
-Доброе утро, мальчики!
-Доброе утро, девочки!
-Доброе утро тем, кому нравится погода за окном.
-Доброе утро тем, кто любит конфеты.
-Доброе утро тем, кому нравится предмет русский язык.
-Доброе утро тем, кто будет моим помощником сегодня на уроке.
-Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Я хочу, чтобы Вы были сегодня на уроке старательными и внимательными.
(Запись числа, классной работы).
II.Стадия вызова.
Ребята посмотрите на экране даны слова, прочитайте их все вместе.
читает, поют, играют, пишет, рисует, убирают.
-К какой части речи вы их отнесете? Почему?
Ребята, а теперь давайте разделим их на 2 группы.
Читает поют
Пишет играют
Рисует убирают
-По какому признаку разделили слова?
-На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика?
-На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столбика?
-Значит какой вывод мы можем сделать? (Глаголы бывают ед.ч. и мн.ч.)
- Кто догадался, по какой теме будем работать на уроке?
-Поставим задачи урока.
*Учиться задавать вопросы и определять число глаголов.
*Учиться употреблять глаголы в речи.
3.Постановка проблемы.
- А сейчас я предлагаю вам опять поработать самостоятельно.
Возьмите, пожалуйста, таблицу с утверждениями, которые лежат у вас на столах. Я читаю утверждения, а вы подумайте. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «- », если вы не согласны с утверждением.
до
утверждения
после
Глагол- это часть слова
Глагол -это часть речи
Глагол обозначает действие предмета
Глаголы бывают в единственном и во множественном числе
У всех глаголов можно определить число
Число глагола не зависит от числа других частей речи
2.Проверка самостоятельной работы.
- Встаньте, пожалуйста, кто считает, что глагол это часть слова.
- Встаньте, пожалуйста, кто думает, что глагол это часть речи.
- Встаньте, пожалуйста, кто думает, что глагол обозначает действие предмета.
- Встаньте, пожалуйста, кто считает, что глаголы бывают в единственном и во множественном числе.
- Встаньте, пожалуйста, кто считает, у всех глаголов можно определить число.
- Встаньте, пожалуйста, кто думает, число глагола не зависит от числа других частей речи.
- Есть ли такие утверждения, которые вызвали спор или сомнения? Почему же у нас получились разные ответы?
- Это значит, что мы ещё не всё знаем о глаголе.
- А теперь пусть каждый из вас попробует поставить цель для себя на сегодняшнем уроке, то есть что бы вы хотели узнать, открыть для себя новое на сегодняшнем уроке, пользуясь таблицей утверждений.
III. Стадия осмысления.
Получение новых знаний
Ребята, посмотрите на эти картинки и слова. Давайте подберем к каждой картинке правильную форму глагола и соединим стрелкой.
Рыбки плавают.
Спортсмены бегают.
Пассажиры едут.
Заяц моргает.
- Что же у вас получилось? На что нужно обратить внимание? (Почему глагол плавают, соединили с рисунком, где изображены рыбки?)
Какие из этих глаголов в единственном числе, какие во множественном?
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.
2 .Знакомство с правилом (откройте учебники на с. 74 и прочитайте правило самостоятельно.
- Сравните вывод, который мы сделали с вами, с правилом в учебнике. Что заметили? Мы были правы? (Мы были правы)
Физкультминутка.( к доске пригласить одного ученика)
-Ребята если я буду называть глаголы единственного числа, то действие будет выполнять ученик приглашённый к доске, если я назову глаголы мн. числа, то действие выполняет целый класс) . (Играет, пишут, читает, копают, летит, стоят.
3. Первичное закрепление
Работа по учебнику (учебник с. 75 упр. 129)
- Чтение задания к упражнению.
- Устное выполнение упражнения.
- Письменное выполнение упражнения.
- Самопроверка по эталону.
4.Текст выявления роли числа глаголов в устной и письменной речи.
А теперь возьмите лист с зеленым текстом. Перед вами небольшой текст. Внимательно прочитайте предложения. Что необычного вы заметили в данном тексте? Как вы думаете, все ли там правильно?
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали.
Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел.
-Учитель постепенно открывает каждое предложение. Ученики работают фронтально, поясняя исправляют ошибки. Зачитывается новый текст по одному предложению.
-Что мы сделали с глаголами, чтобы текст стал верным? Для чего мы это сделали?
Вывод: число глагола зависит от имени существительного, с которым оно связано. Утверждение, что число глагола не зависит от числа других частей речи неверное)
Для чего нужно уметь изменять глаголы по числам? (чтобы грамотно писать и говорить)
5. Задание на определение числа глаголов. Работа в паре.
- Ребята, предлагаю вам поработать в паре. На выполнение задания отводиться 1 минута. Слушаем внимательно задание. Вам нужно определить и рядом с глаголом написать число глаголов.
играют
молчит
собирать
ползают
льёт
- Какой глагол вызвал у вас затруднение при определении числа глагола?
Вывод: у глаголов, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? нельзя определить число (неопределенная форма глагола) .
- утверждение что, у всех глаголов можно определить число неверное.
IV.Рефлексия:
1.
- Давайте вернёмся к «таблице утверждений». В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «- », если вы не согласны с утверждением.
-Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему?
2.Итог урока: Приём «Кластер»
- А сейчас давайте обобщим всё, что мы узнали о глаголе и дополним кластер, который раскрывает понятие « Глагол».
Что такое глагол?
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает?
Глагол бывает …. продолжите?
- Всё ли у вас получилось на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
- Что ж, наш урок подошел к концу. Благодарю вас за урок.