Тема: Отрицательные местоимения"
Цель урока: ) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;
2) формировать умение распознавать приставки «не» и «ни» в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;
3)Повторить разряды изученных местоимений;
1.Развитие памяти, воображения, монологической речи;
2.Совершенствование умения работать в группах.
Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Оборудование: таблица, кроссворд , презентация
Ход урока
Повторение
Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
-Что это за часть речи?
Местоимение- это
Назовите разряды местоимений
А сейчас о том , как появились местоимения (сказка «Злая колдунья»)
В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражали веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову нал тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители – имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!
Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:
- Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!
И в царстве наступил беспорядок... Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но ем багаж знаний о новой стране. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы. Обращаясь к кому-либо, говорите ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно; если их много – они.
А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и наконец добрался до ее жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но он разгадал.
Давайте и мы, ребята, попробуем отгадать их вместе с мудрецом!
Хитрые загадки злой колдуньи:
• Сколько личных местоимений в слове семья? (7)
• Первый слог – личное местоимение , второй слог - звук ,который издает лягушка (ты-ква-)
• Какие три местоимения не имеют именительного падежа? (себя, некого, нечего)
Какое местоимение , если добавить к нему шипящую букву и мягкий знак , превратится в маленького грызуна ?(мы- ш-ь )
• Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот , оно, я )
• К личному местоимению прибавьте хвойный лес, получите название действия. (вы- бор)
Определим тему нашего урока. Кроссворд
Указательное местоимение, антоним слова «этот». (тот)
Личное местоимение 2 лица ед.ч. им.п. (ты)
Вопросительное местоимение: какой по порядку.(который)
Личное местоимение 3 лица мн.ч. им.п. ( они)
6. Личное местоимение 2 лица мн.ч. дат.п. (вам)
Неопределенное местоимение, синоним местоимения «кто-то». (некто)
Возвратное местоимение. ( себя)
Определительное местоимение, синоним местоимений «каждый, всякий». (любой)
11. Личное местоимение 1 лица мн.ч. дат.п.(нам)
Итак, тема урока – отрицательные местоимения
Цели урока
Сравните предложения:
В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.
Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.
В каком из этих предложений утверждается наличие жильца? При помощи каких местоимений?
Найдите местоимения во втором предложении. Какое значение они придают данному высказыванию?
К какому разряду местоимений мы их отнесем?
Местоимения, выражающие отсутствие чего-либо, называются
ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ
Образование отрицательных местоимений
Не + Вопросительные местоимения = Отрицательные местоимения
Ни + Вопросительные местоимения = Отрицательные местоимения
Не + кого = некого
Ни + чего = ничего
Изменение по падежам (Слайд)
Вывод: Запомни!!! «Некого» и «нечего»
Не имеют именительного падежа
Правописание НЕ и НИ (слайд)
Правописание (слитно, раздельно) ( Слайд)
Закрепление
Выпишите из предложений отрицательные местоимения.
Пустые речи и слушать нечего.
Худо тому, кто не делает добра никому.
Нечто похожее на это переживаю я.
Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.
Некоторые наши попутчики предложили устроить привал.
Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.
Кто ни в чём не виноват, того и обвинять не в чем.
Сравним результаты.
нечего
никому
ничьего
ни о чем
ни в чем
не в чем
Физминутка
Приседаем нас уроке.
Встанем прямо, руки в боки
Дышим носом глубоко.
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперед.
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнет, так качаемся мы в лад.
Головой теперь покрутим,
Так мы лучше думать будем!
Поворот и поворот , а потом наоборот .
Встанем , дети , на носочки , руки тянем в потолок
На зарядке ставим точку,
Продолжаем наш урок.
Работа с учебником
Упр 464 -
Упр 462 ( мальчики)
Анжелика – онлайн тест
Упр 465 (Денис- 2 пред, Женя – 3, Анжелика- )
Вадим – онлайн тест
Упр 466 ( самостоятельно)
Послушайте
Как -то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел , крикнул возмущенно: « Так съедите вы у пса весь обед евонный ! »
Закричала хрюшка – мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
« Слушать я уже устал ейные упреки
Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день »
И у нас во дворе слышал я однажды
Как ребята говорят : ихний, ейный , кажный .
Какие местоимения нельзя употреблять в речи?
Чтобы вы никогда не попали в лужу.
Их , его и ее говорить вам нужно.
Пели мы про поросят , намекали на ребят.
То, что можно поросятам непростительно ребятам.
Подведение итогов ( слайд)