Тема: Местоимение. Повторение изученного в 6 классе.
Цель урока: систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока; совершенствовать навыки определения морфологических признаков местоимения.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
наглядности
3 мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Жокей и лошадь», а также делятся на группы.
Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы.
Карточки
5 мин.
II. Проверка домашней работы.
С помощью игры «Карта бита» проводит проверку домашней работы.
Задание: распределите карты по трем разрядам: целое, дробное и собирательное числительное.
- целое числительное
- собирательное числительное
- дробное числительное
Ученики демонстрируют свои знания. Распределяют имена числительные по разряду.
Карты
5 мин.
III. Подготовка к восприятию новой темы. Сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать изученное по теме. На стикерах запишите все, что знаете о местоимениях. Прикрепите свои ответы на данных корзинах.
-Мы сегодня с вами углубим свои знания по одной части речи. А какой вы постараетесь отгадать из стихотворения.
ОН, ОНА, ОНИ, и МЫ,
ЭТОТ, ТОТ, у НАС был ТЫ.
С ВАМИ, ВЫ, о ВАС и Я-
Что же это за слова?
Это, без сомнения,
Слова-... местоимения
Предварительная подготовка к уроку
Ученикам предлагается написать небольшое сочинение-рассказ, состоящее из 5-6 предложений, повествующее про девочку или мальчика. Учащиеся должны по возможности избегать постоянного повторения тех или иных слов. С помощью приема «Корзина идей» систематизирует знания учащихся по данной теме.
Ученики внимательно слушают учителя.
Ученики составляют сочинение.
На стикерах записывают все, что знают о местоимениях, и прикрепляют к корзине.
Тетрадь
Интерактивная доска
Корзина
15 мин.
IV. Актуализация знаний.
1. Семья «Личное»
В этом маленьком, но дружном городе живут Местоимения. И как в любом другом населенном пункте здесь замечательно соседствуют разные семьи местоимений.
Давайте прочитаем фамилии этих семей.
Сначала мы с вами отправимся в гости к первой семье, фамилия которых Личные.
Задание: Вставьте личные местоимения.
… нарисую ёлочку.
А … что будешь рисовать?
Когда … приедет?
Завтра … пойдём на речку.
Кого … ждёте?
Почему … улетают?
2. Семья «Притяжательное»
Игра «Дуэль»
1. Чей отец занимается спортом?
2. Чей карандаш?
3. Чьи хоккеисты выиграли последнюю встречу?
4. Чья мама любит разводить цветы?
5. Чье письмо вас очень огорчило?
3. Семья «Возвратное»
Игра «Полиглот» Переведите на русский язык. Найдите возвратное местоимение.
Тек ?зі? ?шін ?мір с?рме.
?зі?ді ?зі? ма?тама.
Тек ?зі?ді ?ана ойлама.
Іші?нен о?ы.
4. Семья «Указательное»
В этом поселке живут девять местоимений с фамилией Указательные. Они очень гордые и важные. Это любители поучать и указывать. ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, ЭДАКИЙ, ОНЫЙ, СЕЙ, ЭКИЙ.
5. Семья «Вопросительное» Переведите предложения на русский язык и
укажите вопросительные местоимения.
Сыныпта кім жо??
Сен неше жастасы??
Б?гін нешесі?
Мынау кімні? кітабы?
6. Семья «Относительное» Прочитайте
отрывок из басни И.А.Крылова
«Ворона и лисица». Найдите и укажите разряд местоимений.
Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.
Плутовку к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, и дыша:
«Голубушка, как хорошо!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать,,_ так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик,не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты у нас была царь-птица!
Физминутка
7. Семья «Определительная»
Сам погибай, а товарища выручай.
Всему свое время.
Всякий человек в деле познается.
Все за одного, один за всех.
Не рой другому яму-сам упадешь.
8. Семья «Отрицательное»
Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего
9. Семья «Неопределенное»
Некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кто-то, что-то, какой-то,
чей-то, сколько-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь,
какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь, кто- либо, что-либо, какой-либо, чей-либо
Предлагает ученикам составить «Буриме» и «Синквейн»
Демонстрируют свои знания. Ученики фиксируют его в тетрадях. В ходе работы можно совещаться с друзьями по микрогруппе.
- Я нарисую ёлку.
- Когда он приедет?
- Завтра мы пойдем на речку.
- Кого вы ждете?
- Почему они улетают?
- мой
- твой
- наши
-его
-мое
- Не живи для себя.
- Не хвали сам себя.
- Не думай только о себе.
- Читай про себя.
- Кого нет в классе?
- Сколько тебе лет?
- Какое сегодня число?
-Чья эта книга?
-что, как, какие, какой.
Дети проводят физминутку.
- сам, всему, всякий, все, другому.
Учащиеся составляют четверостишие и пятистишие.
Учебник
Плакат
10 мин.
V. Закрепление урока. С помощью метода «Кластер» и «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока. Заселяем с примерами всех жителей в свои дома.
Мой, другой, вы, кто, что-то, каждый, который, я, они, столько, ничей, некто, себя, кое-какой, весь, нечего, свой, несколько, всякий, что, сам, этот, ваш, что-либо, какой, какой-нибудь, таков, никто, всякий, нисколько, то, собой, несколько, любой, сколько.
Метод «Толстые и тонкие вопросы»
Толстые вопросы
1. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам?
2. Какое местоимение требует чистоты?
3. Какие три местоимения самые чистые?
Тонкие вопросы
1. Назовите личные местоимения.
2. Дополните предложение отрицательным местоимением. Встречать было…
3. Дополните предложение отрицательным местоимением. Я…не говорил.
4. Возвратное местоимение в Д.П.
Учащиеся записывают все, что узнали по данной теме. Заселяют все местоимения в сои семья. Ученики защищают свои постеры.
- Я- МЫ
- МОЙ
- ВЫ- МЫ- ТЫ
- я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
- Встречать было некого.
Я ничего не говорил.
- Себя
Плакат
Интерактивная доска
5 мин.
VI. Итог урока. Этап рефлексии:
- Если тебе понравился урок и ты справился со всеми заданиями, то раскрась флаг зеленым цветом;
- Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу, раскрась флаг зеленым цветом;
- Если тебе было трудно на уроке и справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя- раскрась флаг красным цветом.
Оценивают работу своих одноклассников.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.
стикеры
2 мин.
VII. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Написать мини-сочинение «Что стало бы, если бы местоимения исчезли из речи?»
Записывают домашнюю работу в дневниках.