Открытый урок
по русскому языку в 6 классе по теме:
«Имя прилагательное как часть речи»
(повторение изученного в 5 классе).
Подготовил
учитель русского языка
и литературы МОУ
“Лицей №124 г. Донецка”
Анпилогова Жанна Викторовна
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи» (повторение изученного в 5 классе)
Тип урока: урок общей методологической направленности
Цель урока:
-обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного;
-повторить основные орфограммы при написании имен прилагательных и существительных
-распознавать прилагательные в тексте;
- уметь строить речевые высказывания с употреблением имён прилагательных;
- развивать критическое мышление учащихся посредством выполнения коммуникативно-ситуативных упражнений;
- воспитывать любовь к русскому языку через выразительные возможности прилагательных, способствовать пониманию эстетической функции слова, активному использованию прилагательных в устной и письменной речи; определить значение и роль прилагательных в устной и письменной речи;
-способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся.
Оборудование:
презентация к уроку, дидактический материал (карточки, таблицы, фотографии)
План урока
(слайд № 2 - тема и цель урока)
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Пожалуй, нет на земле ни одного человека, который бы не сталкивался в жизни с проблемами. И сегодня на уроке мы будем учиться решать наши проблемы совместными усилиями, помогая друг другу; откроем для себя что-то новое, и, главное, у нас будет замечательное настроение!
2. Целеполагание. Мотивация коммуникативных действий (формулировка ситуации)
(слайд № 3 - фото собак)
- У каждого из вас, ваших родственников или друзей есть домашний любимец. Представьте себе, что ваш друг пропал. Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим признакам он обязательно нашелся. Какая часть речи поможет описать нам нашего любимца по известным признакам? (Имя прилагательное).
- Правильно! Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока.
- Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем об имени прилагательном, повторить основные орфограммы при написании имен прилагательных и существительных, определить какое значение имеют для нас прилагательные в устной и письменной речи. Ведь именно от этой части речи и будет зависеть судьба нашего четвероногого друга!
3. Работа в группе
- На парте у вас есть таблица-заготовка, совместно заполнив которую, вы легко составите объявление. (У каждой группы на парте находится фотография питомца). Итак, за дело! Сначала вы вместе должны заполнить бланк № 1 (вписать нужные признаки), а потом распределите сами, кто у вас в группе будет заполнять бланк «Объявление» и кто будет его зачитывать. Какая группа ребят хочет попытаться самостоятельно составить объявление, не опираясь на предложенный вариант «Объявления»? (та группа, которая пожелает самостоятельно составить объявление, возвращает бланк-шаблон учителю и получает «чистый» бланк)
-Работать нужно качественно, слаженно и быстро! Какая группа самой первой справится с заданием, получит приз! Кто-то из ребят должен следить за временем, у вас 5 мин.
(слайд № 4)
Бланк № 1 Словарно-стилистическая работа
На какую кличку отзывается | Цвет глаз, окрас шерсти | Размер лап, носа, хвоста | Форма ушей | Какая по характеру собака | Ваше отношение к собаке |
___________ ___________ ___________ | ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ | ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ | ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ | ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ | ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ |
(слайд № 5)
Бланк № 2 Составление объявления
Объявление |
Внимание!!! Пропала собака по кличке «______________»! Цвет глаз _____________, окрас шерсти ______________Лапы (какие по размеру и качеству?) ____________ и ___________, (какой по размеру?) ____________нос, ____________ __________хвост. Ушки (какой?)____________ формы. Очень (по характеру какая?) ____________, _____________, ____________. Я очень люблю свою (какую? отношение к собаке) ________________ собаку! Если кто-то видел и что-то знает о ней, пожалуйста, сообщите по телефону за вознаграждение! |
тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. |
(слайд № 6)
Бланк № 3 Составление объявления (для сильной команды)
Объявление |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________ |
тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. |
- Время истекло. Один представитель из группы (спикер) зачитывает составленное объявление (учитель комментирует ответы и акцентирует внимание на более удачном составленном объявлении, с которым продолжается работа)
Образец объявления
(слайд № 7)
Объявление |
Внимание!!! Пропала собака по кличке «Чапи»! Цвет глаз голубой, окрас шерсти нежно-коричневый. Лапы большие и сильные, огромный нос, короткий пушистый хвост. Ушки овальной формы. Очень добрая, веселая, отзывчивая. Я очень люблю свою замечательную собаку! Если кто-то видел и что-то знает о ней, пожалуйста, сообщите по телефону за вознаграждение! |
тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. |
- Молодцы, ребята! Я думаю, что это объявление обязательно поможет вам разыскать своего любимца. Без какой части речи мы бы не справились? (без имени прилагательного)
-Так что обозначает имя прилагательное и на какие вопросы отвечает? (признак предмета; какой? чей?)
-А что значит само слово «прилагательное»? Давайте посмотрим видеофрагмент, в котором герой Митрофанушка из комедии Фонвизина «Недоросль» дает ответ на этот вопрос.
(слайд №8 – демонстрируется видеофрагмент (можно найти по ссылке
http://vk.com/video-114367496_456239055))
- Так прав ли Митрофанушка или нет?
-Конечно, герой не прав. К чему же прилагается прилагательное?
Прилагательное прилагается к какой части речи? (к имени существительному) Какие же грамматические признаки объединяют эти две части речи? (род, число, падеж)
- Вернёмся к нашему объявлению.
Группа № 1 находит и выписывает из текста нашего объявления словосочетание прилаг.+ сущ., определяет грамматические признаки (род, число, падеж).
Группа № 2 выписывает простое предложение и выполняет его синтаксический разбор.
Группа № 3 выписывает сложное предложение и выполняет его синтаксический разбор.
Группа № 4 выписывает 3 имени прилагательных и к каждому подбирает синоним и антоним.
-Представитель из группы № 1 работает у доски (все записывают словосочетание и определяют род, число, падеж)
Я очень люблю свою замечательную собаку!
- У какой части речи сначала начнем определять род, число и падеж? ( начнем с имени существительного) Правильно, а почему? (потому что прилагательное зависит от существительного и имеет те же род, число и падеж, что и существительное)
Выписали словосочетание:
Замечательную (ж.р., ед.ч, В.п) собаку (ж.р., ед.ч, В.п)
-Прилагательное замечательную тоже будет стоять в форме В.п., ед.ч., ж. рода и иметь окончание -ую.
- Как будет называться такая связь между существительным и прилагательным? (согласование)
-Выпишем еще одно словосочетание из предложения:
Собачьи лапы бывают различных форм и размеров
Собачьи (мн.ч., Им.п) лапы (мн.ч.,Им.п)
- Можем ли мы указать род прилагательного? (нет, во множественном числе род прилагательных не определяем)
-Посмотрим на экран и проверим записанное:
(слайд № 9 – предложение и словосочетание)
- Приглашаю к доске представителя группы № 2 (все записывают предложение и делают его синтаксический разбор)
прилаг.
Я очень люблю свою замечательную собаку! ( Простое, повеств., невоскл, распростр., двусоставное)
-Прилагательное замечательную является каким второстепенным членом? (прилаг. замечательную выступает в роли определения )
-Замечательно! А теперь представитель от группы № 3 выполнит синтаксический разбор сложного предложения, а мы все запишем:
Цвет глаз голубой, окрас шерсти нежно-коричневый. (Сложное, повеств., невоскл., бессоюзное)
- А в этом предложении прилагательное выступает в какой роли?( в роли сказуемого).
-Так какую синтаксическую роль в предложении играют имена прилагательные? (определение, сказуемое)
- Сверим еще раз записанное в тетради с тем, что вы видите на экране
(слайд № 10 - синтаксический разбор предложений)
-Подошла очередь выступить группе № 4.
-Спикер группы, пожалуйста, назови нам прилагательные, которые вы выписали вместе с синонимами и антонимами.
4. Выборочный диктант (музыкальный)
(слайд № 11 - фото собаки, текст отрывка из песни )
- А сейчас вы прослушаете отрывок из песни «Пропала собака», музыку к которой написал известный композитор Владимир Шаинский на стихи Аллы Ламм. Из этого отрывка вам нужно будет выписать все прилагательные:
(Звучит отрывок из песни)
Щенок белоснежный, лишь рыжие пятна,
Лишь рыжие пятна и кисточкой хвост,
Он очень занятный, он очень занятный,
Совсем еще глупый, доверчивый пес,
Он очень занятный, он очень занятный,
Совсем еще глупый, доверчивый пес
- Назовите, какие вы выписали прилагательные:
Белоснежный
Рыжие
Занятный
Глупый
Доверчивый
(слайд № 12 – прилагательные, записанные столбиком )
-А теперь я попрошу вас эти прилагательные поставить в краткую форму:
Имя прилагательное | Краткая форма |
белоснежный | белоснежен |
рыжие | рыжи |
занятный | занятен |
глупый | глуп |
доверчивый | доверчив |
(слайд № 13 – таблица)
5. «Диаграмма Венна» (индивидуальная работа)
- Давайте попробуем вспомнить, как изменяются прилагательные полной и краткой формы, сходную ли синтаксическую роль в предложении они играют? У вас на партах у каждого есть «карточка с кольцами», в которую вы должны занести общие и отличительные признаки полных и кратких форм прилагательных
- Итак, распределите признаки полных и кратких форм прилагательных по кольцам и впишите их:
каков? какова? каково? каковы? какой? какая? какое? какие? род, число падеж, синтаксическая роль:
(слайд № 14 – незаполненная диаграмма)
Краткое прилагательное Полное прилагательное
отличительные
отличительные
общие
-А теперь проведём самопроверку. Сравните результат заполнения ваших «колец» с тем, что вы видите на экране.
(слайд № 15 – заполненная диаграмма)
(один из учеников комментирует заполнение колец)
каков?
какова?
каково?
каковы?
Мой пёс доверчив.
какой?
какая?
какое?
какие?
падеж
Доверчивый пес протянул лапу.
Пёс доверчивый
род
число
6. Игра «Орфографические фанты»
-Молодцы, ребята! Почти все справились с заданием. А сейчас мы с вами немного поиграем и, заодно, вспомним основные орфограммы, изученные ранее. Игра называется «Орфографические фанты». Вам нужно достать из корзинки слово-фант (все слова имеют отношение к нашему четвероногому другу) и выполнить задание, за правильно выполненное задание – приз! Передаем корзинку друг другу, извлекаем карточку-фант и выполняем задание!
Условия игры:
Выбрать слово и выполнить задание: учащийся извлекает из корзинки написанное на карточке слово с пропущенной орфограммой и «выполняет фант», т.е. объясняет правописание данного слова, после чего все записывают его в тетрадь, за правильное объяснение учащийся получает символический приз (календарик с изображением собаки ):
Ш(ё,о)рстка- подобрать однокоренное слово, где бы гласная после шипящей была отчётливо слышна и стояла под ударением (Буквы ё и о после шипящих в корне: под ударением после шипящих слышим [о], а пишем [ё]! Проверочное слово – ше́рсть.
Повторим слова- исключения:
шоколад, шофёр, крыжовник,
шов, шоссе, обжора, шорник,
капюшон, жокей, чащоба,
шорох, чопорный, трущоба)
вол(ь,ъ)ер-объясни написание слова ( Разделительные ъ и ь знаки: пишем разделительный ь, потому что в слове нет приставки на согласный)
дворняжка-подбери однокоренное слово и проверь сомнительную согласную (правописание проверяемых согласных в корне слова: дворняжечка)
разъяренная (ъ знак или ь? Почему? Ъ, потому что в слове есть приставка раз-, которая заканчивается на согласный и стоит перед буквой я)
бе(с,з)корыстная - подобрать проверочное слово с отчётливым согласным звуком и объяснить написание приставки бес-(без-), подобрать антоним (корЫсти, -бес –следующий после приставки звук – согласный глухой; антоним – жадная)
чудес(т?)ная - будем ли мы писать в этом слове непроизносимую согласную или нет? Назови проверочное слово. (Не будем, чудеса)
учёная - подобрать однокоренное слово, где бы гласная после шипящей была отчётливо слышна и стояла под ударением (Буквы ё и о после шипящих в корне: под ударением пишем ё – уче́нье)
улич(?)ная – объясни наличие или отсутствие ь в слове (в сочетаниях -чк-, -чн- ь не пишется: [ч'] и [щ'] – всегда мягкие)
озя(б,п)шую – определи лексическое значение слова, подбери однокоренное слово и проверь сомнительную согласную (зябнуть – ощущать холод, это слово является проверочным: перед сонорным [н] отчетливо слышим звонкий [б] )
в (е,и) т (е,и) р (и,е) нар – назови пропущенные гласные в слове. Как объяснить его правописание? Каково лексическое значение слова?
(правописание слова нужно запомнить – это слово является словарным; ветеринар – врач, занимающийся лечением животных)
бел(о,а)грудый – назови способ образования слова, объясни правописание соединительное гласной – о: (способ образования слова – сложение основ, образовано от исходных слов белая грудь при помощи соединительной гласной о, которая пишется после твердой согласной [л] )
ла(я,е)л – назови гласную перед суффиксом -л-, объясни свой выбор (у глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме: лаять – пишем -я-, значит в прошедшем времени будем писать -я- – лаял; глаголы с суффиксом -я- нужно просто запомнить)
кокер-спаниель – назови способ образования слова, поясни написания дефиса (это сложное существительное, которое образуется путем сложения двух слов, слово пишется через дефис)
намордник – назвать способ образования слова (приставочно-суффиксальный)
-А сейчас еще раз посмотрите на эти слова и проверьте правильность их написания.
(слова выводятся на экран)
Слайд № 16 (на экране отображаются слова игры «Орфографические фанты»)
7. Подведение итогов урока. Текст «в заплатках»
(Слайд № 17)
-Ребята, давайте подведем итог нашего урока и ответим на вопрос:
Какова роль имен прилагательных в устной и письменной речи?
Прочитаем текст, открывая «заплатки»
Роль имени прилагательного в речи
Имя прилагательное в речи играет огромную роль.
Во-первых, наша речь без неё стала бы скучной и бедной .
Во-вторых, без прилагательных до нашего сердца не дошли бы
красивые строки писателей и поэтов.
Без прилагательных мы бы не смогли составить объявление и не нашли бы нашего верного друга.
Следовательно, имя прилагательное – это важная часть речи,
С ней нужно дружить.
8. Самооценка
(слайд № 18)
-Попрошу вас в тетради построить шкалу от 0 до 5 и обозначить на ней чертой свою активность на уроке, оценить свою работу.
5
3
0
9. Рефлексия
Продолжите фразу:
Я знаю, что…
Я уверен(а), что…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
Мое настроение…
(слайд № 19)
10. Домашнее задание:
средний уровень: § 55 упр. № 323
достаточный и высокий уровень:
описать любую породу собак (терьер, такса, боксёр, лайка и т. д), используя прилагательные полной и краткой формы (до 8-10 предложений)
Расход резервного времени
Если остается резервное время, можно дополнить урок познавательной информацией о собаках в рубрике «А знаете ли вы, что …»
Интересные факты из жизни собак
1. Ухо собак настолько чувствительно, что даже шум дождя причиняет боль и искажает остальные звуки. Вот почему собаки не любят дождь.
2. У собак цветное зрение, но они дальтоники, то есть они путают красный и зеленый цвета.
3. Известно, что в целом собака различает около полумиллиона запахов, в то время как человек — всего несколько тысяч.
4. Более высокая температура тела (от 38℃ до 39℃) привлекает блох и клещей, поэтому собаки чаще страдают от их укусов, чем люди.
5. Обычная собака обладает интеллектом двухлетнего ребёнка.
6. Шоколад и изюм могут нанести большой вред собачьему организму. Эти два продукта вызывают тяжелейшие заболевания, так как не расщепляются организмом пса.
7. Давно замечено, что со временем собаки и их владельцы становятся похожи не только по характеру, но и приобретают внешнее сходство.
Приложение № 1
Бланк № 1 Словарно-стилистическая работа
На какую кличку отзывается | Цвет глаз, окрас шерсти | Размер лап, носа, хвоста | Форма ушей | Какая по характеру собака | Ваше отношение к собаке |
___________ ___________ ___________ | ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ | ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ | ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ | ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ | ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ |
Бланк № 2 Составление объявления
Объявление |
Внимание!!! Пропала собака по кличке «______________»! Цвет глаз _____________, окрас шерсти ______________Лапы (какие по размеру и качеству?) ____________ и ___________, (какой по размеру?) ____________нос, ____________ __________хвост. Ушки (какой?)____________ формы. Очень (по характеру какая?) ____________, _____________, ____________. Я очень люблю свою (какую? отношение к собаке) ________________ собаку! Если кто-то видел и что-то знает о ней, пожалуйста, сообщите по телефону за вознаграждение! |
тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. |
Бланк № 3 Составление объявления (для сильной команды)
Объявление |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________ |
тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. | тел. |
Приложение № 2
Распределите общие и отличительные признаки полных и кратких форм прилагательных по кольцам, впишите их:
каков? какова? каково? каковы? какой? какая? какое? какие?
р
од, число падеж, синтаксическая роль:
,
Краткое прилагательное Полное прилагательное
Распределите общие и отличительные признаки полных и кратких форм прилагательных по кольцам, впишите их:
каков? какова? каково? каковы? какой? какая? какое? какие?
р
од, число падеж, синтаксическая роль:
,
Краткое прилагательное Полное прилагательное