Открытый урок по русскому языку в 5б классе.
Тема : « Диалог».
Цель : организовать учащихся на самостоятельное раскрытие темы, учиться осмысливать задания. Закрепить знания о знаках препинания при прямой речи. Развивать навыки и умения при составлении диалога. Обогащать словарный запас школьников. Развивать критическое мышление, память и внимание, орфографическую зоркость, речевую деятельность.
Воспитывать чувство коллективизма, самоконтроля. Всегда помнить о бережном отношении к книгам.
Наглядность: учебник, картина, иллюстрации, схема « Прямая речь».
Методы работы: словесный, поисковый, наглядный.
Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Тип урока: комбинированный
Девиз урока: « Будем хорошо учиться,
Будем хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти».
Ход урока:
1 Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга и гостей нашего урока, на котором покажем, как мы работаем. Но прежде, чем приступим к делу, вспомним три основных правила: - Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу и от вас, друзья,
Не скрою, ручку правильно держу!
- Все взяли ручки и записали число, а какая сегодня тема урока вы узнаете попозже.
2.Повторение « Мозговой штурм».
- Что такое прямая речь?
- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
- Какие знаки препинания встречаются в предложениях с прямой речью?
- Что такое обращение?
Объяснительный диктант.
Хан слез с коня и позвал громким голосом: « Эй, кто есть в юрте? Подайте мне моего беркута» ( Из казахской сказки).
« Бабушка, пусти ночевать»,- просится солдат. ( Из русской сказки).
-Позвал старик сына и говорит: « Сын мой, пора тебе заменить моё место, научиться моему делу». ( Из татарской сказки).
Взаимопроверка. Устно учащиеся находят обращения, закрепляют знаки препинания при прямой речи. Находят трудные слова и уточняют правописание данных слов.( Слез, ночевать, научиться).
4.Игровой момент « Зазвонил телефон».
(Сценка мальчиков)
Вопрос: Сколько человек участвовало в разговоре?
- Кто уже понял, о чём сегодня пойдёт речь?
Правильно, о диалоге.
5.Работа с учебником. Упражнение № 337.
Прочитать текст по ролям. Прокомментировать знаки препинания в диалоге.
Ответить на вопросы: Сколько человек участвует в разговоре? Где? С какой целью?
( Комментарии учащихся).
Итак, диалог –это разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик – слов каждого лица. Каждая реплика пишется с новой строки и перед ней ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то знаки препинания те же, что и с прямой речью, но без кавычек.
Физминутка.
6. Работа по парам. ( На доске висит картина. Рассмотрите её)
Задание: Дать белочкам имена, продумать, о чём могут « говорить» они, что обсуждать. Чем закончился их разговор? Составить диалог и озвучить его.
Прослушивание.
7. Сценка девочек « Книга – твой друг! Береги книгу!»
8. Работа в группах.
Рассмотрите иллюстрации на доске. Придумайте диалог и обыграйте его.
(Просмотр.)
9. Итоговые вопросы:
- Ребята, как вы думаете, для чего существует общение?
- Что происходит во время диалога?
10. Домашнее задание. Составить диалог « В библиотеке».
11. Рефлексия.
Заполнить оценочные листы. Аргументирование оценок учителем.
- Ребята, подойдите к моему столу. Вы видите здесь образы улыбающихся человечков и грустные лица. Возьмите себе на память тот образ, какое у вас сейчас сложилось настроение.
Покажите их мне, а теперь нашим гостям.
- На этом урок окончен, до завтра!