kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку. Сложное предложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cформулировать понятие о сложном предложении и его признаках; познакомить с делением сложного предложения на бессоюзные и союзные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку. Сложное предложение»

Тема урока: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Класс: 5 «А».

Учитель русского языка и литературы : Твердохлебова Н.Н.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Продолжительность урока: 45 минут

Методы обучения:

- по источнику знаний: словесный, наглядный;

- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Лингвистическая тема урока: МОЯ РОДИНА-КАЗАХСТАН!

Цели:

• образовательные: сформулировать понятие о сложном предложении и его признаках; познакомить с делением сложного предложения на бессоюзные и союзные;

• развивающие: выработать умение различать в тексте простое и сложное предложение; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

• воспитательные: прививать интерес к русскому языку, к многообразию его форм прививать любовь и чувства патриотизма к Родине- Казахстан.

Формировать умения:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; формулировать тему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Регулятивные УУД);

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (Познавательные УУД);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные УУД).

Межпредметные связи: литература, история

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карточки с теоретическим материалом по теме урока.

Новые технологии:

информационно-коммуникативные (презентация);

- здоровье -сберегающие (физкультминутка, дозированная подача знаний, смена видов деятельности);

-личностно-ориентированные (создание комфортных условий для сотрудничества учителя и ученика);

-зона ближайшего развития (от того, что умеет делать самостоятельно к тому, что он умеет делать в сотрудничестве).

Ход урока:



1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята и гости нашего урока. Я рада видеть всех вас.

Психологический настрой учащихся.(Слайд 1)

-Ребята, я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх(хорошо) или опуская большой палец вниз( плохо). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!»

-Какие у вас друзья?

-А школа?

-А учителя?

-Класс?

-Как ваши дела?

-Как настроение?

(На все вопросы ученики отвечают положительно).

- Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут!».

2.Работа над тематической темой урока.

Учитель:

-Ребята, угадайте, о чем мы сегодня будем говорить?

-Показ видеофильма «Мой Казахстан». (Слайд 2)

Учащиеся:

-Мы будем говорить о Казахстане.

3.Работа с эпиграфом.(Слайд 3)

Учитель:

-Эпиграфом нашего урока будут служить следующие слова :

Казахстан-наша Родина. Каждый кусочек родной земли с её природой и погодой- это Богом данная судьба. У Родины не бывает плохих или хороших мест. Родину любят такой, какая она есть. Какой ее оставили предки.

Н.А.Назарбаев.

Учитель:

-Как понимаете слова нашего президента?

-Согласны вы с мнением нашего президента?

-А в вашем понимании что есть Родина?

-Конечно, сегодня мы будем путешествовать по Казахстану, изучая новую тему.

Итак, у нас две группы, а названия вашим группам вы должны найти сами.

(Учитель раздает конверты с разрезанными карточками, учащиеся собирают картинки и называют свои команды: «Байтерек» и «Пирамида».

4.Мозговая атака. (Слайд4)

-Мозговую атаку проведем по структуре «Тэйк оф – тачдаун».

-Если высказывание верное, то вы встаете, если неверное, то сидите, и так по кругу.

1-я группа:

1.Синтаксис - это наука о языке? (Да!)

2.Синтаксис изучает части речи? (Нет!)

3.Синтаксис изучает словосочетание и предложение? (Да!)

4.Предложение – это главное слово и зависимое?(Нет!)

5.В простом предложении одна грамматическая основа?(Да!)

________________________________________________________________________________2-я группа

6.Пунктуация- раздел науки о языке, в котором изучается постановка знаков препинания?(Да)

7.Грамматическая основа предложения-это главные и второстепенные члены предложения?(Нет)

8.По наличию второстепенных членов предложение бывают распространенные и нераспространенные? (Да)

9.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные и вопросительные?(Да).

Учитель:

--Молодцы, вы справились с заданием. Сегодня вам, ребята, предстоит сделать еще одно маленькое, но очень важное открытие. На уроке мы поработаем по приему «ФИШБОУН», что в переводе обозначает «РЫБНЫЙ СКЕЛЕТ» (слайд 5)

Учитель:

. - Перед вами на слайде предложения.

-Внимание. Задача: найти лишнее предложение. Попробуйте доказать, почему это предложение лишнее.

Для этого проведем структуру «Финк-Райт-Раунд Робин». (Подумай-запиши-обсуди). (Слайд 6).

1.Всем живущим здесь нужно знать язык и почитать историю и обычаи казахского народа.

2.Гостеприимством славится наша земля.

3. Так золотое солнце символизирует покой и богатство, а степной орёл олицетворяет высоту помыслов казахстанцев.



-Посоветуйтесь в группе и решите, какое предложение лишнее. (Третье лишнее предложение)

-Почему?

-Найдите грамматическую основу 1 предложения (Всем нужно знать и почитать).

-Какое оно? (простое).

-Чем осложнено? (однородные сказуемые).

-Начертим схему ./------- ====== и =======/

-Попробуйте разобрать 3 предложение. Сколько грамматических основ? (2).(Солнце символизирует. Орёл олицетворяет.)

-Какое это предложение? (сложное).

-Пронумеруем простые предложения в составе сложного.

-Начертим схему./------- ======/1,и/------ =====/2.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Сложное предложение (слайд 7).

- Запишите сегодняшнее число и тему урока.

-Итак, голова рыбы- это наша проблема: что такое «Сложное предложение»?



.--Что такое сложное предложение?

-Верхние косточки рыбы-это основные понятия темы. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться со ... ...; (Познакомиться со сложным предложением)

2) Учиться различать ... и ...; (Учиться различать простые предложения от сложного)

3) Расстановка знаков…….в …….. предложении с союзами И,А,НО,КОГДА,ЧТО,ЧТОБЫ,ГДЕ,ЕСЛИ, ПОТОМУ ЧТО.

5.Изучение нового материала

-Начинаем работать над сутью темы.

-Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать ответ на вопрос: какие предложения будем называть сложными? (Предложения, в которых несколько грамматических основ). Сложное предложение состоит из 2 или нескольких простых предложений. Представляет собой единое целое. Связаны друг с другом по смыслу и интонацией.( Показ слайда 8 )



Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, которые связаны между собой с помощью союзов или интонационно. В сложных предложениях несколько грамматических основ.

(Слайд 9)

-Следующее задание я назвала «Сигнальные карточки». Задание индивидуальное, поэтому его выполняют все. Синяя галочка-это простое предложение, красная галочка-сложное предложение. (Слайд 10)

(Далее учитель продолжает объяснять новую тему)

(Слайд 11 )



-Следующее задание выполняем в парах. Я назвала его «Грамконструктор».Составьте сложные предложения, используя союзную и бессоюзную связь:

(слайд 12)

(Каждая пара выполняет по одному предложению и записывают в свои тетради.)

6.Физминутка. «Барбарики» (Слайд13)

7.Работа по учебнику .Выполнение упражнения 180, страница 71.

-Это задание я назвала «дырочки». В наше упражнение пробрались мышки и прогрызли дырочки в словах. Ваша задача-поставить потерянные буквы, найти грамматические основы, расставить знаки препинания. Сделать вывод: простое это предложение или сложное.

Однажды Жиренше с друзЬми ехал по степи. СОбирался дождь джигиты, спЕшили до жилья. На пути джигитов лЕгла широкая рЕка. За рекой вИднелись юрты , а на здешнем бЕрегу хОдили девушки с мешками , сОбирали кизяк на топливо.



-Итак, мы поработали над всеми вопросами, которые мы себе задавали. Мы заполнили нижние косточки рыбьего скелета.(Слайд14)

8.Обобщение по теме. «Цифровой диктант». (Слайд 15)

-А заполнять хвостик нашего рыбьего скелета, т. е делать выводы мы будем ,проводя цифровой диктант.

Если вы согласны с мнение учителя, ставим 1,если не согласны, ставим 0. Код: 1011

1.Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений.(Да)

2.В сложном предложении всего одна грамматическая основа.(Нет)

3.Сложное предложение бывает союзное и бессоюзное.(Да).

4.Простые предложения в составе сложного связываются при помощи союзов и интонации.(Да).

9.Рефлексия. (Слайд 16)

.

10.Выставление оценок. (слайд 17)

11.Домашнее задание: (слайд 17)

1 группа-выполнение упражнения 186;

2 группа-выполнение упражнения 185;

3 группа-выполнение упражнения 184.





























Краткосрочное планирование урока русского языка.

Предмет:

русский язык


Класс:5 «А».

Тема урока


СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.


Ссылки

Презентация, учебник по русскому языку, дополнительная литература по теме.

Цели урока

Учащиеся умеют формулировать понятие о сложном предложении и его признаках; познакомились с делением сложного предложения на бессоюзные и союзные;

умеют вырабатывать умение различать в тексте простое и сложное предложение; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

развивают чувства патриотизма.


Результаты обучения для учащихся

Научатся распознавать простые предложения от сложных предложений, составлять схемы сложных предложений;

будут уметь определять структуру П.п и С.п.;

Смогут расставлять знаки препинания в С.п.

Основные идеи, отработанные по теме урока


Структура сложного предложения.

Задания

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.


Психологический настрой.

-Ребята, я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх(хорошо) или опуская большой палец вниз( плохо). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!»

-Какие у вас друзья?

-А школа?

-А учителя?

-Класс?

-Как ваши дела?

-Как настроение?


На все вопросы ученики отвечают положительно

2.Работа над тематической темой урока.


-Показ видеофильма «Мой Казахстан».

Учащиеся определяют тематическую тему урока:

Моя Родина- Казахстан.

3.Работа с эпиграфом


-Эпиграфом нашего урока будут служить следующие слова :

Казахстан-наша Родина. Каждый кусочек родной земли с её природой и погодой- это Богом данная судьба. У Родины не бывает плохих или хороших мест. Родину любят такой, какая она есть. Какой ее оставили предки.

Н.А.Назарбаев.

Учитель:

-Как понимаете слова нашего президента?

-Согласны вы с мнением нашего президента?

-А в вашем понимании что есть Родина?

-Конечно, сегодня мы будем путешествовать по Казахстану, изучая новую тему.

Далее учащиеся собирают картинки и называют свои команды: «Байтерек» и «Пирамида».

4.Мозговая атака.


Структуре «Тэйк оф – тачдаун».

1-я группа:

1.Синтаксис - это наука о языке? (Да!)

2.Синтаксис изучает части речи? (Нет!)

3.Синтаксис изучает словосочетание и предложение? (Да!)

4.Предложение – это главное слово и зависимое?(Нет!)

5.В простом предложении одна грамматическая основа?(Да!)

_______________________________________________________2-я группа

6.Пунктуация- раздел науки о языке, в котором изучается постановка знаков препинания?(Да)

7.Грамматическая основа предложения-это главные и второстепенные члены предложения?(Нет)

8.По наличию второстепенных членов предложение бывают распространенные и нераспространенные? (Да)

9.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные и вопросительные?(Да).

Если высказывание верное, то учащиеся встают, если неверное, то сидят, и так по кругу.



Структуру «Финк-Райт-Раунд Робин». (Подумай-запиши-обсуди).

1.Всем живущим здесь нужно знать язык и почитать историю и обычаи казахского народа.


2.Гостеприимством славится наша земля.


3. Так золотое солнце символизирует покой и богатство, а степной орёл олицетворяет высоту помыслов казахстанцев.

Учащиеся находят грамматические основы предложения, и приходят к выводу, что третье предложение непохожее по структуре на первое и второе предложения.

5.Изучение нового материала























6.Закрепление нового материала




















7.Физминутка. «Барбарики».


8.Работа по учебнику.



















9.Рефлексия.





10.Оценивание.


11.Домашнее задание.



1.Прием «Фишбоун».


2.Работа по опорной схеме.



1.«Сигнальные карточки».

2. «Грамконструктор».

ИКТ №1.





1.-Это задание я назвала «дырочки». В наше упражнение пробрались мышки и прогрызли дырочки в словах. Ваша задача-поставить потерянные буквы, найти грамматические основы, расставить знаки препинания. Сделать вывод: простое это предложение или сложное.

Однажды Жиренше с друзЬми ехал по степи. СОбирался дождь джигиты, спЕшили до жилья. На пути джигитов лЕгла широкая рЕка. За рекой вИднелись юрты , а на здешнем бЕрегу хОдили девушки с мешками , сОбирали кизяк на топливо.

2.«Цифровой диктант».

1.Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений.(Да)

2.В сложном предложении всего одна грамматическая основа.(Нет)

3.Сложное предложение бывает союзное и бессоюзное.(Да).

4.Простые предложения в составе сложного связываются при помощи союзов и интонации.(Да).

Подводит итог деятельности учащихся.



Дифференцированное задание:

1 группа-выполнение упражнения 186;

2 группа-выполнение упражнения 185;

3 группа-выполнение упражнения 184.



Попробуют самостоятельно сформулировать ответ на вопрос: какие предложения называются сложными?

















Задание индивидуальное, поэтому его выполняют все. Синяя галочка-это простое предложение, красная галочка-сложное предложение.


Каждая пара выполняет по одному предложению и записывают в свои тетради.


Учащиеся повторяют движения.



Выполнение упражнения 180, страница 71.









Выполнение цифрового диктанта.






Учащиеся прикрепляют ладошки разных цветов в основанию солнышка.




Записывают в дневник.

Источники, оснащение и оборудование.


Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карточки с теоретическим материалом по теме урока.

Анализ и оценивание урока.


Урок является уроком комбинированного вида, на котором проводилось изучение нового материала, формирование и развитие умений и навыков учащихся. Урок организован по типу нестандартного урока «урок взаимодействия учащихся». На уроке использовались наглядные, словесные и практические методы обучения; индивидуальные, групповые и фронтальные приёмы обучения, позволяющие раскрыться каждому учащемуся и принять посильное участие в образовательном процессе.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку. Сложное предложение

Автор: Твердохлебова Нина Николаевна.

Дата: 27.06.2017

Номер свидетельства: 423270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Открытый урок по русскому языку «Сложные предложения и знаки препинания в них»"
    ["seo_title"] => string(75) "otkrytyiurokporusskomuiazykuslozhnyiepriedlozhieniiaiznakipriepinaniiavnikh"
    ["file_id"] => string(6) "300791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456803050"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Открытый урок русского языка 11 класс Общая характеристика сложного предложения. Виды сложного предложения."
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_11_klass_obshchaia_kharaktieristika_slozhnogho_pr"
    ["file_id"] => string(6) "353962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477936659"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок русского языка 3 класс "Именительный падеж: кто? что?"."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_3_klass_imienitiel_nyi_padiezh_kto_chto"
    ["file_id"] => string(6) "390854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486897919"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект открытого  урока "Знакомство со сложным предложением" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-otkrytogho-uroka-znakomstvo-so-slozhnym-priedlozhieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "217753"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433440773"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства