Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку. Сложное предложение»
Тема урока: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Класс: 5 «А».
Учитель русского языка и литературы : Твердохлебова Н.Н.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Продолжительность урока: 45 минут
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесный, наглядный;
- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Лингвистическая тема урока: МОЯ РОДИНА-КАЗАХСТАН!
Цели:
• образовательные: сформулировать понятие о сложном предложении и его признаках; познакомить с делением сложного предложения на бессоюзные и союзные;
• развивающие: выработать умение различать в тексте простое и сложное предложение; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
• воспитательные: прививать интерес к русскому языку, к многообразию его форм прививать любовь и чувства патриотизма к Родине- Казахстан.
Формировать умения:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; формулировать тему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Регулятивные УУД);
- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (Познавательные УУД);
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (коммуникативные УУД).
Межпредметные связи: литература, история
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карточки с теоретическим материалом по теме урока.
Новые технологии:
информационно-коммуникативные (презентация);
- здоровье -сберегающие (физкультминутка, дозированная подача знаний, смена видов деятельности);
-личностно-ориентированные (создание комфортных условий для сотрудничества учителя и ученика);
-зона ближайшего развития (от того, что умеет делать самостоятельно к тому, что он умеет делать в сотрудничестве).
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята и гости нашего урока. Я рада видеть всех вас.
Психологический настрой учащихся.(Слайд 1)
-Ребята, я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх(хорошо) или опуская большой палец вниз( плохо). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!»
-Какие у вас друзья?
-А школа?
-А учителя?
-Класс?
-Как ваши дела?
-Как настроение?
(На все вопросы ученики отвечают положительно).
- Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут!».
2.Работа над тематической темой урока.
Учитель:
-Ребята, угадайте, о чем мы сегодня будем говорить?
-Показ видеофильма «Мой Казахстан». (Слайд 2)
Учащиеся:
-Мы будем говорить о Казахстане.
3.Работа с эпиграфом.(Слайд 3)
Учитель:
-Эпиграфом нашего урока будут служить следующие слова :
Казахстан-наша Родина. Каждый кусочек родной земли с её природой и погодой- это Богом данная судьба. У Родины не бывает плохих или хороших мест. Родину любят такой, какая она есть. Какой ее оставили предки.
Н.А.Назарбаев.
Учитель:
-Как понимаете слова нашего президента?
-Согласны вы с мнением нашего президента?
-А в вашем понимании что есть Родина?
-Конечно, сегодня мы будем путешествовать по Казахстану, изучая новую тему.
Итак, у нас две группы, а названия вашим группам вы должны найти сами.
(Учитель раздает конверты с разрезанными карточками, учащиеся собирают картинки и называют свои команды: «Байтерек» и «Пирамида».
4.Мозговая атака. (Слайд4)
-Мозговую атаку проведем по структуре «Тэйк оф – тачдаун».
-Если высказывание верное, то вы встаете, если неверное, то сидите, и так по кругу.
1-я группа:
1.Синтаксис - это наука о языке? (Да!)
2.Синтаксис изучает части речи? (Нет!)
3.Синтаксис изучает словосочетание и предложение? (Да!)
4.Предложение – это главное слово и зависимое?(Нет!)
5.В простом предложении одна грамматическая основа?(Да!)
________________________________________________________________________________2-я группа
6.Пунктуация- раздел науки о языке, в котором изучается постановка знаков препинания?(Да)
7.Грамматическая основа предложения-это главные и второстепенные члены предложения?(Нет)
8.По наличию второстепенных членов предложение бывают распространенные и нераспространенные? (Да)
9.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные и вопросительные?(Да).
Учитель:
--Молодцы, вы справились с заданием. Сегодня вам, ребята, предстоит сделать еще одно маленькое, но очень важное открытие. На уроке мы поработаем по приему «ФИШБОУН», что в переводе обозначает «РЫБНЫЙ СКЕЛЕТ» (слайд 5)
Учитель:
. - Перед вами на слайде предложения.
-Внимание. Задача: найти лишнее предложение. Попробуйте доказать, почему это предложение лишнее.
Для этого проведем структуру «Финк-Райт-Раунд Робин». (Подумай-запиши-обсуди). (Слайд 6).
1.Всем живущим здесь нужно знать язык и почитать историю и обычаи казахского народа.
2.Гостеприимством славится наша земля.
3. Так золотое солнце символизирует покой и богатство, а степной орёл олицетворяет высоту помыслов казахстанцев.
-Посоветуйтесь в группе и решите, какое предложение лишнее. (Третье лишнее предложение)
-Почему?
-Найдите грамматическую основу 1 предложения (Всем нужно знать и почитать).
-Итак, голова рыбы- это наша проблема: что такое «Сложное предложение»?
.--Что такое сложное предложение?
-Верхние косточки рыбы-это основные понятия темы. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова, написанные на доске.
1) Познакомиться со ... ...; (Познакомиться со сложным предложением)
2) Учиться различать ... и ...; (Учиться различать простые предложения от сложного)
3) Расстановка знаков…….в …….. предложении с союзами И,А,НО,КОГДА,ЧТО,ЧТОБЫ,ГДЕ,ЕСЛИ, ПОТОМУ ЧТО.
5.Изучение нового материала
-Начинаем работать над сутью темы.
-Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать ответ на вопрос: какие предложения будем называть сложными? (Предложения, в которых несколько грамматических основ). Сложное предложение состоит из 2 или нескольких простых предложений. Представляет собой единое целое. Связаны друг с другом по смыслу и интонацией.( Показ слайда 8 )
Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, которые связаны между собой с помощью союзов или интонационно. В сложных предложениях несколько грамматических основ.
(Слайд 9)
-Следующее задание я назвала «Сигнальные карточки». Задание индивидуальное, поэтому его выполняют все. Синяя галочка-это простое предложение, красная галочка-сложное предложение. (Слайд 10)
(Далее учитель продолжает объяснять новую тему)
(Слайд 11 )
-Следующее задание выполняем в парах. Я назвала его «Грамконструктор».Составьте сложные предложения, используя союзную и бессоюзную связь:
(слайд 12)
(Каждая пара выполняет по одному предложению и записывают в свои тетради.)
6.Физминутка. «Барбарики» (Слайд13)
7.Работа по учебнику .Выполнение упражнения 180, страница 71.
-Это задание я назвала «дырочки». В наше упражнение пробрались мышки и прогрызли дырочки в словах. Ваша задача-поставить потерянные буквы, найти грамматические основы, расставить знаки препинания. Сделать вывод: простое это предложение или сложное.
Однажды Жиренше с друзЬми ехал по степи. СОбирался дождь джигиты, спЕшили до жилья. На пути джигитов лЕгла широкая рЕка. За рекой вИднелись юрты , а на здешнем бЕрегу хОдили девушки с мешками , сОбирали кизяк на топливо.
-Итак, мы поработали над всеми вопросами, которые мы себе задавали. Мы заполнили нижние косточки рыбьего скелета.(Слайд14)
8.Обобщение по теме. «Цифровой диктант». (Слайд 15)
-А заполнять хвостик нашего рыбьего скелета, т. е делать выводы мы будем ,проводя цифровой диктант.
Если вы согласны с мнение учителя, ставим 1,если не согласны, ставим 0. Код: 1011
1.Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений.(Да)
2.В сложном предложении всего одна грамматическая основа.(Нет)
3.Сложное предложение бывает союзное и бессоюзное.(Да).
4.Простые предложения в составе сложного связываются при помощи союзов и интонации.(Да).
9.Рефлексия. (Слайд 16)
.
10.Выставление оценок. (слайд 17)
11.Домашнее задание: (слайд 17)
1 группа-выполнение упражнения 186;
2 группа-выполнение упражнения 185;
3 группа-выполнение упражнения 184.
Краткосрочное планирование урока русского языка.
Предмет:
русский язык
Класс:5 «А».
Тема урока
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Ссылки
Презентация, учебник по русскому языку, дополнительная литература по теме.
Цели урока
Учащиеся умеют формулировать понятие о сложном предложении и его признаках; познакомились с делением сложного предложения на бессоюзные и союзные;
умеют вырабатывать умение различать в тексте простое и сложное предложение; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
развивают чувства патриотизма.
Результаты обучения для учащихся
Научатся распознавать простые предложения от сложных предложений, составлять схемы сложных предложений;
будут уметь определять структуру П.п и С.п.;
Смогут расставлять знаки препинания в С.п.
Основные идеи, отработанные по теме урока
Структура сложного предложения.
Задания
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный момент.
Психологический настрой.
-Ребята, я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх(хорошо) или опуская большой палец вниз( плохо). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием: «Во!»
-Какие у вас друзья?
-А школа?
-А учителя?
-Класс?
-Как ваши дела?
-Как настроение?
На все вопросы ученики отвечают положительно
2.Работа над тематической темой урока.
-Показ видеофильма «Мой Казахстан».
Учащиеся определяют тематическую тему урока:
Моя Родина- Казахстан.
3.Работа с эпиграфом
-Эпиграфом нашего урока будут служить следующие слова :
Казахстан-наша Родина. Каждый кусочек родной земли с её природой и погодой- это Богом данная судьба. У Родины не бывает плохих или хороших мест. Родину любят такой, какая она есть. Какой ее оставили предки.
Н.А.Назарбаев.
Учитель:
-Как понимаете слова нашего президента?
-Согласны вы с мнением нашего президента?
-А в вашем понимании что есть Родина?
-Конечно, сегодня мы будем путешествовать по Казахстану, изучая новую тему.
Далее учащиеся собирают картинки и называют свои команды: «Байтерек» и «Пирамида».
4.Мозговая атака.
Структуре «Тэйк оф – тачдаун».
1-я группа:
1.Синтаксис - это наука о языке? (Да!)
2.Синтаксис изучает части речи? (Нет!)
3.Синтаксис изучает словосочетание и предложение? (Да!)
4.Предложение – это главное слово и зависимое?(Нет!)
5.В простом предложении одна грамматическая основа?(Да!)
_______________________________________________________2-я группа
6.Пунктуация- раздел науки о языке, в котором изучается постановка знаков препинания?(Да)
7.Грамматическая основа предложения-это главные и второстепенные члены предложения?(Нет)
8.По наличию второстепенных членов предложение бывают распространенные и нераспространенные? (Да)
9.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные и вопросительные?(Да).
Если высказывание верное, то учащиеся встают, если неверное, то сидят, и так по кругу.
Структуру «Финк-Райт-Раунд Робин». (Подумай-запиши-обсуди).
1.Всем живущим здесь нужно знать язык и почитать историю и обычаи казахского народа.
2.Гостеприимством славится наша земля.
3. Так золотое солнце символизирует покой и богатство, а степной орёл олицетворяет высоту помыслов казахстанцев.
Учащиеся находят грамматические основы предложения, и приходят к выводу, что третье предложение непохожее по структуре на первое и второе предложения.
5.Изучение нового материала
6.Закрепление нового материала
7.Физминутка. «Барбарики».
8.Работа по учебнику.
9.Рефлексия.
10.Оценивание.
11.Домашнее задание.
1.Прием «Фишбоун».
2.Работа по опорной схеме.
1.«Сигнальные карточки».
2. «Грамконструктор».
ИКТ №1.
1.-Это задание я назвала «дырочки». В наше упражнение пробрались мышки и прогрызли дырочки в словах. Ваша задача-поставить потерянные буквы, найти грамматические основы, расставить знаки препинания. Сделать вывод: простое это предложение или сложное.
Однажды Жиренше с друзЬми ехал по степи. СОбирался дождь джигиты, спЕшили до жилья. На пути джигитов лЕгла широкая рЕка. За рекой вИднелись юрты , а на здешнем бЕрегу хОдили девушки с мешками , сОбирали кизяк на топливо.
2.«Цифровой диктант».
1.Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений.(Да)
2.В сложном предложении всего одна грамматическая основа.(Нет)
3.Сложное предложение бывает союзное и бессоюзное.(Да).
4.Простые предложения в составе сложного связываются при помощи союзов и интонации.(Да).
Подводит итог деятельности учащихся.
Дифференцированное задание:
1 группа-выполнение упражнения 186;
2 группа-выполнение упражнения 185;
3 группа-выполнение упражнения 184.
Попробуют самостоятельно сформулировать ответ на вопрос: какие предложения называются сложными?
Задание индивидуальное, поэтому его выполняют все. Синяя галочка-это простое предложение, красная галочка-сложное предложение.
Каждая пара выполняет по одному предложению и записывают в свои тетради.
Учащиеся повторяют движения.
Выполнение упражнения 180, страница 71.
Выполнение цифрового диктанта.
Учащиеся прикрепляют ладошки разных цветов в основанию солнышка.
Записывают в дневник.
Источники, оснащение и оборудование.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карточки с теоретическим материалом по теме урока.
Анализ и оценивание урока.
Урок является уроком комбинированного вида, на котором проводилось изучение нового материала, формирование и развитие умений и навыков учащихся. Урок организован по типу нестандартного урока «урок взаимодействия учащихся». На уроке использовались наглядные, словесные и практические методы обучения; индивидуальные, групповые и фронтальные приёмы обучения, позволяющие раскрыться каждому учащемуся и принять посильное участие в образовательном процессе.