Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка 11 класс Общая характеристика сложного предложения. Виды сложного предложения.»
Открытый урок русского языка 11 класс
Общая характеристика сложного предложения. Виды сложного предложения.
Цель: углубление знаний о сложном предложении и его видах.
Задачи: - повторить теорию о СП и его видах; - формировать навык постановки знаков препинания в СП;
развивать умение синтаксического анализа предложения;
совершенствовать коммуникативные навыки (культура речи акцентологическая норма);
овладевать технологией написания сочинения, части С, а именно, находить различия между комментарием проблемы и авторской позицией.
Место урока в системе уроков: первый урок по сложному предложению.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: практические (анализ языковых явлений, составление таблицы, конспекта), теоретические (слово учителя, чтение учебника), проблемно-поисковая деятельность (анализ сочинений по заданным критериям, разбор языкового явления).
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация изученного материала.
Мы с вами закончили на прошлом уроке тему «Синтаксис простого предложения» и сегодня мы начинаем тему СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (запись в тетрадь даты и темы).
- Давайте вспомним, какие существуют виды предложений по количеству грамматических основ? (простые и сложные)
Чем сложное предложение отличается от простого? (количеством ГО, объемом передаваемой информации)
Дайте определение сложного предложения, приведите примеры, используя предложения домашнего задания. (текст № 53)
(СП – предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, которые связаны между собой сочинительной, подчинительной или бессоюзной связью; приводят пример с доказательством).
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о СП, вспомним классификацию СП и средства связи простых предложений в состав сложного, а также продолжим работу по написанию сочинения в части С ЕГЭ.
Анализ языкового явления.
Прочитайте предложения на доске, обращая внимание на правильную постановку ударения, и охарактеризуйте данные предложения по количеству грамматических основ, в тетрадь запишите схемы предложений.
Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, но опытный менеджер Ирина Ильинична, избалованная судьбой, не унывала. (сложное, ССП)
Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она листала украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал и думала о том, что необходимо заключить новые договоры на оптовые поставки готовой продукции. (сложное, СПП)
Работа была начата задолго до назначенных сроков: занятость не позволяла ей забыть о документах даже дома. (сложное БСП)
К обеду Ирина Ильинична созвонилась с поставщиками, которые обрадовались продлению договора, и ясно осознала: пришло время отдохнуть. (сложное с подчинительной и бессоюзной связью)
Мельком взглянув на окно, Ирина Ильинична надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы. (простое, осложнено обособленным обстоятельством)
Что вы можете сказать о видах сложного предложения и знаках препинания в нем?
Изучение нового материала, формирование умений и навыков.
Запись схемы:
Виды сложного предложения
союзные бессоюзное с разными видами связи
сложносочиненное сложноподчиненное
Почему существуют разные виды СП (средства связи разные, смысловые отношения –перечисления, противопоставления, следствия, градации, условия и т.д.))
Какое предложение называется ССП? (сложное предложение, части которого равноправны по отношению к друг другу и связаны сочинительными союзами) Какой знак препинания ставим на границе простых предложений? Выпишите из текста (57)ССП, объяснив пунктуацию.
Какое предложение называется СПП?
БСП? (части связаны только интонационно)
Сложное предложение с разными видами связи всегда содержит больше чем две грамматических основы, которые могут быть связаны и сочинительной, и подчинительной, и бессоюзной связью.
Итак, мы дали общую характеристику сложному предложению, вспомнили его классификацию, общую постановку знаков препинания в сложном предложении. Следующие уроки будут посвящены каждому виду отдельно, и тогда мы остановимся на тонкостях и нюансах каждого вида.
Подготовка к написанию сочинения части С ЕГЭ.
Где вам пригодятся полученные знания о СП и пунктуации в нем?
(При написании ЕГЭ: есть задания теоретического характера в части А, В, а также при написании сочинения, мы используем очень часто СП.)
Мы продолжаем подготовку к сочинению. Вы знаете, что критериев оценивания сочинения 12, мы с вами отработали ранее первых три. Давайте вспомним изученный материал, опираясь на них.
Что такое проблема? (вопрос, требующий решения; вопрос, над которым размышляет автор) Как сформулировать проблему? (два способа: проблема чего, в виде вопроса)
Что такое комментарий к сформулированной проблеме? (это рассуждения, пояснительные замечания по поводу заявленной проблемы текста)
Что такое отражение позиции автора исходного текста? (точка зрения автора на вопрос, поставленный в тексте)
Именно эти критерии нами были рассмотрены на предыдущих уроках. Вашему вниманию предлагаются два ученических сочинения на текст 53. Прочитайте их и соотнесите с критериями оценивания К1, К2, К3, прокомментируйте свои наблюдения.
Текст №1
Жестокий мир, жестокие сердца… Этими словами можно охарактеризовать современное время, когда такая черта как милосердие постепенно исчезает и становится редкостью. Д. Гранин поднимает в тексте острую проблему нехватки милосердия в современном обществе.
Чувствуя, что сострадание, чуткое, гуманное отношение к ближнему становятся редкостью не только в отношениях человеческих, но и в литературе «нашей», Д. Гранин не случайно обращается к русской прозе 19 века, вспоминая Пушкина и Достоевского, Чехова и Некрасова. Ведь их произведения – ярчайшие примеры нравственных требований и обязанностей человека. Творения русских писателей особенно близки и дороги нам тем, что, читая их, мы учимся состраданию, отзывчивости, чуткости, человеколюбию.
Писатель-публицист убеждает нас в важности милосердия в современном обществе. Эта необходимая черта должна воспитываться в человеке литературой, семьей, обществом. Д. Гранин с грустью пишет о том, что призыв к милосердию мы получаем все реже и реже. Он взволнован опустошенностью современного общества, но убежден, что мы не можем отказаться от пушкинского завета «и милость к падшим» призывать.
Нельзя не согласиться с Д. Граниным в том, что отсутствие источника милосердия ведет к исчезновению его в обществе. Русская литература и 19 века, и 20 дает богатый материал читателю для размышления над этой же проблемой. Отсутствие гуманности и результат этого мы видим в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница», главная героиня которой стала жертвой жестокого мира дельцов. А вот А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» рисует поистине сильную, красивую душой героиню, которая несет все лучшие качества человечества, несмотря на горести и беды жизненного пути. И мы, читатели, понимаем, что без милосердия мир станет холодным и жестоким.
Текст №2
Часто ли мы проявляем внимание друг другу? Способны ли мы к состраданию? Над этими вопросами задумывались многие писатели. Проблема «кризиса» милосердия по-прежнему жива и актуальна, именно её поднимает в своем тексте Д. Гранин.
Писатель обращается к строчкам стихотворения «Памятник» А. С. Пушкина, в котором есть прямой призыв к милосердию. Д. Гранин считает, что милосердие необходимо воспитывать. Он убежден, что милосердие – необходимость, о важности которой в последнее время люди все менее и менее задумываются.
Я разделяю точку зрения автора, ведь отсутствие сострадания, милосердия в поступках одного человека ведет к нарушению гармонии во всем обществе. Русская литература, как ничто другое, способна воспитать в человеке гуманистические идеалы. Одним из писателей-гуманистов 19 века является Ф. М. Достоевский. В его романе «Идиот» утверждается идея человеколюбия, сострадания ко всем падшим, отвергнутым, непонятым. Главный герой князь Мышкин – человек бесконечной доброты – идеал писателя. Тема милосердия поднимается и в литературе 20 века. Ярким примером может служить повесть А. Платонова «Котлован». Грубых, измученных работой людей, героев произведения, объединяет любовь и жалость к девочке Насте.
Своим текстом Д. Гранин заставляет нас задуматься над проблемой упадка милосердия и призывает сделать так, чтобы сострадание и милосердие прочно вошли в нашу жизнь и были естественными её составляющими.
Как развести в сочинении понятия комментарий к сформулированной проблеме и отражение позиции автора исходного текста?
Ключевые понятия
комментарий авторская позиция
утверждение из А29,связанное эмоции автора
с обозначенной проблемой; (оценочные слова);
на каком примере раскрывает автор идея (к чему призывает);
проблему; почему; какие тропы использует какие фигуры
в тексте (органичное цитирование); использует;
Посмотрите еще раз в тексты сочинений и скажите, какие предложения более частотны?
А теперь закрепляем изученное, работаем с текстом. Обозначьте проблему, дайте комментарий и сформулируйте авторскую позицию, используя в своем сочинении СП, соблюдая правильную пунктуацию. (несколько работ заслушиваем)
Итог урока, домашнее задание.
Изучая русский язык, мы убеждаемся ещё раз в безграничных его возможностях для выражения наших мыслей и чувств. Сегодня мы с вами говорили о СП и использовали его при написании сочинения. С помощью СП мы можем более полно, логично выражать свои мысли; не забываем оформлять пунктуационно СП. Но мне хочется, чтобы вы осознавали, что русский язык не только свод правил правописания, а величайшее сокровище, которым мы учимся владеть.
Доработать текст 57. Из текста 59 выписать по одному примеру каждого вида сложного предложения, написать сочинение.