Этап урока | время | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД |
Организационный момент: 1.Настрой учеников на учебную деятель-ность 2. Сообщение темы урока | 2 мин | - Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! - Сегодня на уроке мы продолжим разговор о предложении. | Словес-ный | Фронтальный | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на урок. | Выполнение требований учащимися | Формирование личностных УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний. |
Стадия вызова Кластер | 4 мин | - Что мы знаем о предложении? | Прием РКМЧП | Дети составляют кластер. Графическая систематизация знаний. | Систематизирует информацию до изучения нового материала. | На планшете заполняется кластер группой детей. Остальные дети работают в четвертках, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу. Самостоятельное определение уровня собственных знаний. | Формирование коммуникативных УУД. Слушать и понимать речь других; - высказывать свое мнение; умение работать в четвертках по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения ; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Стадия вызова | 2 мин | − Что у вас вызывает трудности? - Какую цель мы ставим себе на урок? | Контроль знаний | фронтальный | Определение темы и целей работы на уроке. Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. | Систематизирует информацию до изучения нового материала. | Формирование регулятивных УУД. Обучающиеся учатся: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по плану, предложенному учителем |
Стадия осмысле-ния. | 10 мин | - Посмотрите и скажите о чем идет речь? (Слайд) 1. Сложными бывают….. 2. Сложными бывают…. - Какие слова называются сложными? -Приведите примеры. 2. Словарная работа. Пылесос, луноход, килограмм, скороварка, языкознание, картофелечистка, разноцветный, теплоход, прошлогодний, белоствольная. - На какие группы можно разбить данные слова? 3. Чтение сообщения в учебнике стр. 72 № 496 (информация на листке) -Какие же предложения ученые назвали сложными? - Что нового вы узнали из сообщения? | Поисковый Прием РКМЧП Маркировка по методу insert (инсерт) +- уже знал ! - новое ?- хочу узнать подробнее | Словар-ная работа, работа с текстом. | Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации | Ученик читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации. | Формирование регулятивных УУД: - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -осуществлять контроль, взаимоконтроль результатов деятельности. Формирование познавательных УУД: ориентироваться в учебнике; - пользоваться инструкциями; - выделять и формулировать познавательную цель в результате совместной работы класса и учителя; ставить и формулировать проблемы в результате совместной работы класса и учителя; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя -применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ. |
Закрепле-ние изложен-ного материала | 10 мин | 1.Выполнение упражнения № 497 . - Прочитайте текст и понаблюдайте за построением предложений. - Нашли ли вы сложное предложение? - Почему они будут сложные? - В каких предложениях две и более основ? -Как отделяются части сложного предложения? - Попробуйте превратить сложные предложения в простые. - Отделите вертикальной черточкой простые предложения в сложном. - Сравните: при каком построение предложений речь плавная, а при каком отрывистая? Почему? - Можно ли любые простые предложения соединить в сложное? Почему? -Чтение сообщения на стр. 74. | Практичес кий | Фронтальный | Наблюдение, помощь по просьбе учащихся. | Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Дополняют друг друга и превращают разные мысли в одну, более полную. | Регулятивные УУД: -ориентироваться в учебнике; - пользоваться инструкциями; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила; -выразительно читать текст. |
Самостоятельная работа | 4 мин | На слайде дано стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет.
- Спишите стихотворение, подчеркните основы. - Какое предложение вам встретилось? Докажите, что оно сложное. - Обратите внимание на употребление союза «и». - Что соединяет союз в предложении? - Не удивляет ли вас запятая в предложении? - В каком случае ставится запятая? 5. Чтение сообщений в учебнике стр.75. - Что мы знали? - Что нового узнали? - О чем хочу узнать подробнее? - В каком случае перед союзом «и» ставится запятая? | Практический | Работа со стихотворением Работа с текстом | Осуществление контроля и проверки полученных знаний. Фиксируется недопонятая информация. | Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Проверка уровня своих знаний по данной теме. Находят в тексте понятия, информацию. | Формирование регулятивных УУД: - пользоваться инструкциями; - ставить и применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила; -выразительно читать текст. Регулятивные УУД |
Проверка знаний | 3 мин | Тест. 1. Сложными называются предложения, в которых: а) одна грамматическая основа; б) две грамматические основы; в) две и более грамматических основ. 2.Отметь схему сложного предложения: а) [ – = ]; б) [ – = ], [ – = ]; в) [ – = О, О, О ]. 3. Выбери схему для данного предложения: Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле. а) [ = – ], [ = – ]; б) [ = – ]; в) [ – =, = ]. 4. Перед союзом и запятая ставится: а) в предложениях с однородными членами; б) в сложных предложениях; в) никогда. 5. Отметь грамматическую основу, поставь знаки препинания. Мчатся тучи вьются тучи невидимкою луна освещает снег летучий. | Практичес-кий | Самостоятельная работа | Контроль за применением полученных знаний уч-ся, определение той части учащихся, которая не освоила новый учебный материал | Осуществляют контроль и самоконтроль своих знаний | Формирование регулятивных УУД: - применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ; -применять правила. |
Рефлек- сия | 4 мин | - Заканчивая сегодняшний урок, я предлагаю вам написать синквейн. (Сложное Большое, составное. Объединяет, соединяет, дополняет. Несколько основ со своими главными членами. Предложение.) Речь | Прием РКМЧП Синквейн | Работа в паре | Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля | Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. | Формирование коммуникативных УУД: - высказывать свое мнение; -умение работать в паре по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения при работе в паре; Формирование познавательных УУД: представлять информацию в виде текста (синквейн). |
Итог урока | 2 мин | - Чему мы учились сегодня на уроке? - Какое предложение называется сложным, а какое простым? - С какими затруднениями столкнулись на уроке? - Что необходимо добавить в кластер? | Словесный | Фронтальный, работа в четвёрках | Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля | Дети вносят дополнения в кластер | Формирование познавательных УУД: -извлекать информацию представленную в разных формах (схема); - анализировать, сравнивать, группировать |
Задание на дом | 1 мин | Выбрать из худож. литературы, которую вы читаете, три сложных предложения. | Словесный | Запись домашнее го задания | Определение и разъяснение уча-ся критериев успешного выполнения дом. задания | Объективное оценивание уровня своих знаний. Выбор посильного дом. задания | Формирование личностных УУД: -мотивация к творческому труду, к работе на результат. |