Тема урока : Имя существительное
І. Игра «Кто быстрее?»
яблоко-яблоки стол-..
апельсин-.. лист-..
дом-.. книга-..
дерево-.. адрес-..
ІІ. Игра «Кто больше?»
Девочка (ж.р) цветок (м.р) небо (с.р)
... ... ...
... .. ..
ІІІ. Игра «Собери мячи»
Сестра, человек, родители, глаза, машина, небо, стулья, журнал, друзья, адреса.
І V. ИГРА “Четвертое лишнее?”
Пальто Волк
Шапка Корова
Дерево Баран
Варежки Коза
Курица Сильное
Котёнок Хорошая
Утёнок Плохо
Цыплёнок Далёкий
V. Игра «Подумай»
- Девочка кормит (кого?).
- Мальчик играет (с кем?).
Мама купила Маше (что?).
- Спортсмены говорят(о чём?)…
- Дети дарят цветы (кому?)…
- Мурат катается (на чём?).
VI. Игра «Найди пару»
Встретить книгу
Спеть музыку
Говорить песню
Прочитать брата
Слушать о прошлом
Вспомнить с другом
Думать о фильме
Падеж существительных
1 Именительный 1 Атау
2 Родительный 2 Ілік
3 Дательный 3 Барыс
4 Винительный 4 Табыс
5 Творительный 5 Жатыс
6 Предложный 6 Шығыс
Игра «Найди лишнее».
Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
Отгадайте загадки.
1 группа
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто же это?
(лиса)
Зеленый, сладкий, сахарный.
(арбуз)
2 группа
На овчарку не похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(волк)
Спелое, круглое, сочное.
(яблоко)
3 группа
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Шуба для зимы – другого цвета.
(заяц)
Бурый, мохнатый, косолапый?
(медведь)
4 группа
Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
(зима
Тема урока: Состав слова. Словообразование.
Часть слова, что изменяется
Окончанием называется,
Остальную же часть слова
Называем мы основой.
Корень слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
Игра «Третье лишнее»
Горный гореть гористый
Водопад водяной водитель
ІV. Работа с таблицами
Приставка-часть слова,которая служит для образования новых слов и стоит перед корнем:
пришел,улетела,переходить
Приставки на-, за- всегда пишутся с гласной а: написал, нашел, закричал, закончил
Приставки по-, от-, до-, со-, про-, под- всегда пишутся с гласной о: посеял, довез, собрал, прочитал.
«Говорящие» приставки:
Приставка в- указывает на движение внутрь: влететь, войти, вселиться
Приставка вы- указывает на движение изнутри: выбегать, выехать, вылететь, выйти
Приставка с- указывает на движение сверху вниз: сбегать, спрыгивать, спускаться с разных сторон: слетаться, съезжаться
Приставка на- обозначает направленность действия на что-нибудь: наклеить, набросить
Приставка за- указывает на начало действия: запеть, заплакать, засмеяться
Приставка до- указывает на зовершение действия, его конец: дочитать, доплыть, доехать
Игра «Кто быстрее?»
Учитель называет словосочетания, учащиеся определяют способ связи. Родной край, беречь природу, красота природы, широкая река, звенит громко, вредные вещества, тихо дремлет.
Задание 1. Сгруппируйте словосочетания по способам связи.Укажите при согласовании число, падеж главного и зависимого слова; при управлении – падеж зависимого слова; при примыкании – часть речи зависимого слова. Алый тюльпан, дают красоту, слышал слово, новую жизнь, сделать сегодня, сделать для охраны, защитить завтра, невидимых нитей.
2.Игра «Путаница» Каждая группа получает комплекты карточек со словами, из которых надо составить различные словосочетания.
Цель игры: Быстро составить словосочетания, найти главные и зависимые слова.
а) комплект карточек: прилагательное + существительное
простое, тетрадь, предложение, русский, чистая, язык.
б) комплект карточек: глагол + существительное
уважать, отцом, учителя, подарить, другу, гордиться.
в) ) комплект карточек: глагол + наречие
Громко, писать, разборчиво, хорошо, читать, учиться.