- формировать познавательный интерес к родному краю,
воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: таблицы-памятки «Имя существительное», «Имя собственное», иллюстрация к сказке «Репка», маски персонажей; разрезные карточки, кроссворд «Существительное», куклы в национальной русской одежде, пословица, поговорка, потешка для физминутки, карточки с домашним заданием, казахская энциклопедия «Бурабай – волшебный край».
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: - частично-поисковый;
- иллюстративно-наглядный;
- эвристический;
- игра.
Орг.момент.
-Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки, разомните пальчики!
Начинаем наш урок русского языка с минутки чистописания.
Минутка чистописания.
1 строчка ___________(дети угадывают закономерность букв второй строки)
2 строчка Вг вд Вж вз
- Угадайте, какие буквы будем сегодня тренироваться писать. Эти буквы повторяются.
- Какую заметили закономерность в написании сочетаний?
3 строчка. Задание от Марьи Моревны .
( В узоре находятся буквы. Произнесите их про себя).
- Какая пословица спряталась в узоре? (Начало в б.треугольнике, продолжение в мал.)
«Век живи – век учись»
В В Е Е К К У Ж Ч И И В С И Ь
- Какое математическое слово в пословице? (век)
- О чём эта пословица? Учиться чему-то 100 лет всегда нужно.
Физминутка. Пальчиковая гимнастика на основе скороговорки.
«Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной».
Пальчик обеих рук сомкнуты. Ладони под прямым углом. На каждый слог пальчики поочередно прижимаются к большому пальцу.
Изучение темы.
Словарная работа. Кроссворд.
По горизонтали: 1. Имя одного из братьев, которые изобрели славянскую азбуку. (Мефодий); 2. Надёжный путеводитель в мире букв. (Алфавит);
3. Это не просто слова. Эти слова – всему голова. (Заголовок).
По вертикали: 4.Часть речи. (Существительное).
- Ключевое слово разгадаете по загадке на доске.
с
у
щ
м
е
ф
о
д
и
й
с
т
а
л
ф
а
в
и
т
и
т
е
л
ь
н
з
а
г
о
л
о
в
о
к
е
- О какой части речи будем говорить? (Имя существительное).
- Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы? На этом уроке вы расширите знания об именах собственных.
- Как пишутся имена собственные?
- Какие слова относятся к именам собственным? (Имена, фамилии, отчества, названия городов, рек).
Зрительный диктант. (написать на одной строке по вариантам).
- Объясните написание заглавных букв. (Кто такой конюх).
Физминутка - пестушка: «Бабушка кисель варила».
Бабушка кисель варила
(Правая рука «помешивает кисель».)
На горушечке,
(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)
В черепушечке
(Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)
Для Андрюшечки (Аленушки).
(Ладонь правой руки ложится на грудь.)
Летел, летел соколок
(Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)
Через бабушкин порог.
Вот он крыльями забил,
(Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)
Бабушкин кисель разлил,
(Руками несколько раз ударить по бокам.)
У старушечки
На горушечке.
(Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)
Бабушка плачет: «Ай-ай-ай!»
(Руки вновь показывают горку.)
«Не плачь, бабуля, не рыдай!»
(Руки «утирают слезы».)
Чтоб ты стала весела,
(Указательный палец правой руки «грозит бабке».)
Мы наварим киселя
(Правая рука снова «помешивает кисель».)
Во-о-от столько!
(Руки разводятся широко в стороны.)
Закрепление знаний об именах собственных.
1. Плакат – задание: «Восстановить текст».
- Здесь пропущены географические названия, с какой буквы их будем записывать?
Наша Родина - _______________ .
2. Выборочный диктант, выписать имена собственные. (Казахстан, Боровое, Чебачье,Щучье, Астана, Ишим, Иртыш, Николаевка, Алексей Сергеевич Куница, Аршалы).
- А как пишутся заголовки книг? ( с б.буквы, - это тоже имена собственные. А еще названия произведений, журналов пишутся не только с б.буквы но и в кавычках).
3. Инсценировка сказки «Репка» со вставленными именами собственными.
Дед (имя, отчество)
Бабка (имя, отчество)
Внучка (имя)
Собака (кличка)
Кошка
Мышка
На доске и в тетради запись названий сказок: «Гуси – лебеди», «Колобок», «Репка».
Д/з: на карточках по уровням
1 уровень: к данным именам существительным подбери и припиши имена собственные.
2 уровень: написать фамилии, имена, отчества пяти своих одноклассников.
О б р а з е ц: Город Астана.
Село, река, озеро, улица
Итог урока. Выставление оценок.
К именам собственным относятся: _________________________.
Имена собственные пишутся ___________________ .
Инсценировка стихотворения Л.Измайлова.
Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги, - Но почему? За какие заслуги? - Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. - Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. - Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города! Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой – уважения знак!