kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка имя существительное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка посвящён теме повторения "Имя  существительное"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка имя существительное»


Урок русского языка Тема: «Правописание имен существительных» 10 класс


Цель: Систематизация и обобщение материала по теме «Правописание имен существительных»

Задачи:

1.Совершенствовать навыки правописания суффиксов, закрепить правописание слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

2.Развивать память, логическое мышление, творческую мысль, зрительное воображение, орфографическую зоркость.

3. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, уважительное отношение друг к другу, коллективные навыки работы в группе, паре.

Тип урока: Систематизация и обобщение изученного материала

Вид урока: Урок-практикум.

Методы: Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, рассуждение,

показ, комментирование, повторение, беседа, кластер.

Оборудование: Интерактивная доска, карточки, учебник, схемы, презентация.

Приемы: Игровые задания, практические задания, задания на развитие логического мышления.

Формы обучения: Групповая, парная, индивидуальная.


Ход урока:

1.Организационный момент (Готовность к уроку)

а) Презентация

в) Психологический настрой.

Приветствую Вас, друзья!

Улыбнитесь друг другу веселей!

Я желаю всем успехов и добра,

А теперь урок начать пора!

3. Актуализация знаний. Целевая установка - побуждение:

Сегодня у нас необычный урок,

На нем подведем мы работы итог,

О чем идти будет наш разговор,

Узнаете, прослушав мой монолог:

Всему название даю: и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

Оно живет ведь в мире этом,

Дает название предметам.

Что же дает название предметам?

Правильно: Имя существительное.

Сегодня мы с вами повторим правописание имен существительных.

А поможет нам в этом карта этапов урока.

1.





2.






3.




4.




5.


Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Для называния предметов в русском языке есть специальные слова. Это существительные. Они употребляются чаще других частей речи. На каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных (к примеру, глаголов 26). Каждое слово русского языка, даже самое маленькое и неприметное, может иногда иметь большое значение и быть совершенно незаменимым.

1 этап «Интеллектуальный капитал»

Вспомним, что такое имя существительное. (Ученики заполняют на доске кластер «Имя существительное») Делается вывод.

2 этап «Работаем детективами»

В тексте зашифрованы названия городов. Найдите их.

Жил-был мальчик Аго. Он был очень сильный, но в городе был еще один силач по кличке Реван. И решили они на спор убрать огромный камень, что на проспекте Герани. Словно слон, стал толкать Реван глыбу, но она не поддалась.

Аго же, не важничая, взял лопату и стал обкапывать камень со всех сторон. Так он и ушел под землю, и Аго, мельче хоть размерами, чем Реван, победил. Ибо знание - сила, господа хорошие! Итак, какие слова вы записали?

Имена собственные. Как они пишутся? Какие еще имена собственные пишутся с большой буквы? Имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия, названия художественных произведений, кинофильмов, спектаклей, театров, марки автомобилей, мотоциклов, телевизоров, магнитофонов, телефонов, организаций, исторических событий.

3 этап «Катапульта вопросов и ответов

Очень важным является написание существительных.
С помощью суффиксов существительные образуются от разных частей речи

  1. В существительных, образованных от основ прилагательных, пиши суффиксы:

  • изн- белизна

  • ин - глубина

  • от — красота

  • ость - усталость

  • -ность - будущность

От данных слов образуйте новые существительные.

  • изн- кривой - кривизна, новый - новизна, крутой- крутизна

  • от- тесный - теснота, мелкий - мелкота, прямой - прямота

  • ость- старый- старость, новый- новость, сухой- сухость

  1. -Ичк- или ечк-? Пиши -ичк- в существительных ж.р., образованных от основ на -иц: луковица - луковичка, пиши -ечк- в остальных случаях: ситечко, утречка.

- Е или -И? Обоснуй свой выбор:

Пугов...чка (и - от пуговица ж. р.), врем...чко, кош...чка, нян...чка, им....чко, умн...чка (и - от умница ж. р.)

Необходимо помнить о том, когда нужно писать в именах существительных суффиксы - ИК, - ЕК.

Алгоритм: В уменьшительно-ласкательных суффиксах -ик- (-чик-, -ник-), - ек- пишется и в том случае, если при склонении гласная сохраняется, а если гласная выпадает, пишется е.

Комментируемый диктант. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание:

Белый грибоч...к, тонкий карандаш...к, небольшой кусточ...к, маленький кирпич...к, крепкий ореш...к, неглубокий овраж...к, ненастный денёч...к.

Суффиксы -ИЦ-, -ЕЦ-

В существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ- ( при склонении гласная выпадает): владелец — владельца.

Суффикс -ИЦ- пишется в существительных женского рода (при склонении гласная сохраняется) : владелица — владелица.

В существительных среднего рода пишется суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на окончание, суффикс -ИЦ- пишется, если ударение предшествует суффиксу.

Образуйте от данных существительных новые существительные с суффиксами -ИЦ-, -ЕЦ-:

Хлеб- хлебец, каша- кашица, письмо - письмецо (ср. р.), кожа- кожица, метель- метелица, лужа- лужица.

Алгоритм: В существительных со значением лица суффикс — чик пишется после д, т, з, с, ж: переводчик, разносчик, а суффикс -щик после других согласных: наборщик.

Ь пишется перед - щик после Л: чистильщик, но: погонщик.

Комментируемый диктант. Вставьте, где нужно, Ь в существительные, объясните их написание:

Красил...щик, убор...щик, табун...щик, текстил...щик, смен...щик, кровел...щик.

Игра «Корректор». Сочетания слов замените одним словом-синонимом. Укажите слова, малоупотребляемые в настоящее время.

  1. Специалист по электросварке …...........(электросварщик)

  2. Кучер наемного экипажа, повозки …..........(извозчик)

  1. Солдат, служащий в ракетных войсках …..........(ракетчик)

  2. Бродячий музыкант с шарманкой …............(шарманщик)

  1. Человек, работающий на кране …...............(крановщик)

  1. Специалист по бетонным работам ….............(бетонщик)

Игра «Знаешь ли ты профессии?»

Дополни строчки 2-3 существительными, обозначающими профессии:

-ник- : художник, охотник, десантник, пасечник

-ист-: машинист, фигурист, визажист, стилист

-чик-: летчик, смазчик, грузчик, наладчик

-щик-: сборщик, дрессировщик, упаковщик, кладовщик

Алгоритм

Выбор гласной О или Е после шипящих и Ц в суффиксах и в окончаниях существительных зависит от ударения в слове:

под ударением пишется О, без ударения Е:

Составьте словосочетания, укажите слова, которые имеют окончания -ОМ, объясните правильность написания О-Е.

Состязания (борец), дело с (конец), находиться за (рубеж), писать (карандаш), залить (сургуч), находиться под (солнце), залиться (румянец), переписываться с (эстонец),

любоваться (роща).

Объяснительный диктант. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание:

Танц...р, конц...вка, девч...нка, пастуш...к, медвеж...нок, галч...нок, овраж...к, горош...к, друж...к, человеч...к, кулач...к.

А теперь послушайте сказку. Подумайте, что в ней необычного?

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха.

Посмотрел я вокруг с доумением.

А за ряхой по травке свежей

Шел суразный дотепа и вежа.

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна смеяна.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла частная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.
Какие слова вызвали у вас недоумение? Почему? Как правильно звучит эта сказка? Какую орфограмму, связанную с данными словами, вы вспомнили?

НЕ с существительными


Слитно Раздельно

Без НЕ не упот-тся: Синоним без НЕ Есть противопоставление с А

Неряха, Невежда Недруг (враг) Не правда, а ложь


Вставить пропущенные слова с не-.

  1. Того, кто не доучился, называют ... . (недоучка)

  2. Того, кому не сидится на месте, называют ... . (непоседа)

  3. Того, кто ничего не знает, называют ... .(незнайка)

  4. Как называют очень обидчивого человека, который не понимает шуток...(недотрога)

Слитно? Раздельно? Раскрыть скобки, объяснить правописание не с существительными.

    1. Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

    2. (Не)правдой не проживешь.

    3. Умный человек с одного слова поймет, а (не)вежде и сто слов не поможет.

Подберите к данным существительным слова-синонимы с НЕ-, составьте с некоторыми словами с Не предложения:

болезнь - недомогание

горе -несчастье

рабство - неволя

ложь - неправда

враг - неприятель

отсутствие - неявка

грязнуля -неряха

выдумка-небылица

  1. Друзья в несчастье познаются.

  2. Неправдой весь свет пройдешь, а назад не воротишься.

  3. За неявку на собрание Иванову был объявлен выговор.

  4. Почувствовав недомогание, обращайтесь к врачу.

Алгоритм. Слитное и рездельное написание пол-, полу- с существительными:

пол-листа

пол-лимона перед Л

пол-линии

пол-апельсина

пол-яблока перед гласной

пол-окна

пол-Астаны

пол-Азии перед большой буквой

пол-Европы

полдоски

полпарты слитно перед остальными согласными

полстены

Существительные полумесяц, полузащитник, полутьма слитно с полу-

Раскрыв скобки, объясните написание пол-, полу- в именах существительных:

  1. (Полу)мрак и зной стоят в бору. Этот лес (полвека мне знаком.

  2. Туристы за несколько часов объездили (пол)Москвы.

  3. (Пол)листа были заполнены странными знаками.

  4. В результате наводнения (пол)острова скрылось под водой.

  5. (Пол)села окутал туман.

«Лови ошибку!» (ответ ученика должен быть аргументированным)

1.В существительном девч...нка пишется Ё? (нет: О, под ударением)

  1. Слово неряха пишется раздельно? (Нет. Слитно: без не не употребляется)

  2. В суффиксе существительных чесноч…к, грибоч…к, камеш…к пишется И? (нет: Е: если в родительном падеже выпадает гласная, пишется - ЕК, а если не выпадает, пишется – И).

  3. В суффиксе существительных дом…к, луч…к, птенч…к пишется Е? (нет: И: если в родительном падеже выпадает гласная, пишется - ЕК, а если не выпадает, пишется – И).

  4. В существительном груз…ик пишется суффикс -щик ? (нет: - чик пишется после з, а -щик после других согласных)

  5. Не с существительным пишется слитно: Не правда, а ложь. (нет, раздельно, есть противопоставление с союзом А).

  6. Существительное полметра пишется через дефис? (нет, слитно, не перед л, гласной, большой буквой).

  7. Существительное пол-Австрии пишется слитно? (нет, через дефис, перед большой буквой).

3 этап «Домашнее задание»:

  1. Повторить п. 23-25.

  2. Письменно упр. 269, 273.

3. Написать эссе «Имена существительные в нашей жизни».

Комментарий оценок.

4 этап Рефлексия. «Обмен любезностями»

Говорят, что счастье в общении с людьми, а для того, чтобы это общение было полноценным, необходимо уметь пользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им. И имя существительное - один из ключиков к этим сокровищам.

Учись -

И знание придет.

Никто не сможет помочь,

Коль ты, чуть вспыхнув,

Погас.

Учись не день и не час

И будешь знанием богат,

А знания - истинный клад!















Литература


  1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория, Москва «Просвещение», 1993 год

  2. Гульчин С. Г. Материалы для грамматического разбора на уроках морфологии.

Москва «Просвещение», 1967 год

  1. Журналы « Русский язык в казахстанской школе», Алматы, № 1-5, 2010 год

  2. Кучеренко Н. Д. Орфография. Москва «Лист», 1997 год

  3. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. Москва «Просвещение», 1980 год

  4. Сабитова З. К. , Жубуева Ф. Х. Русский язык, 10 класс, Алматы «Мектеп», 2006, стр. 112-131

  5. Соколова Г. П. Изучение частиц на уроках русского языка. Москва «Просвещение», 1988 год

  6. Учебно-методическое пособие по подготовке к ЕНТ. Астана, 2010 год



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок русского языка имя существительное

Автор: Федорович Светлана Вольдемаровна

Дата: 25.01.2017

Номер свидетельства: 383539

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация к уроку русского языка. Имя существительное."
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "256811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448210345"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "разработка урока русского языка " Имя существительное. Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418364664"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация для урока русского языка " Имя существительное.Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142777"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418364856"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок русского языка "Имя существительное и его роль в речи. Закрепление""
    ["seo_title"] => string(84) "urok-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-i-iegho-rol-v-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "288490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454644607"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методическая разработка урока русского языка "Имя существительное" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164069"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422566946"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства