Приемы: Игровые задания, практические задания, задания на развитие логического мышления.
Формы обучения: Групповая, парная, индивидуальная.
Ход урока:
1.Организационный момент (Готовность к уроку)
а) Презентация
в) Психологический настрой.
Приветствую Вас, друзья!
Улыбнитесь друг другу веселей!
Я желаю всем успехов и добра,
А теперь урок начать пора!
3. Актуализация знаний. Целевая установка - побуждение:
Сегодня у нас необычный урок,
На нем подведем мы работы итог,
О чем идти будет наш разговор,
Узнаете, прослушав мой монолог:
Всему название даю: и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз,
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Оно живет ведь в мире этом,
Дает название предметам.
Что же дает название предметам?
Правильно: Имя существительное.
Сегодня мы с вами повторим правописание имен существительных.
А поможет нам в этом карта этапов урока.
1.
2.
3.
4.
5.
Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Для называния предметов в русском языке есть специальные слова. Это существительные. Они употребляются чаще других частей речи. На каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных (к примеру, глаголов 26). Каждое слово русского языка, даже самое маленькое и неприметное, может иногда иметь большое значение и быть совершенно незаменимым.
1 этап «Интеллектуальный капитал»
Вспомним, что такое имя существительное. (Ученики заполняют на доске кластер «Имя существительное») Делается вывод.
2 этап «Работаем детективами»
В тексте зашифрованы названия городов. Найдите их.
Жил-был мальчик Аго. Он был очень сильный, но в городе был еще один силач по кличке Реван. И решили они на спор убрать огромный камень, что на проспекте Герани. Словно слон, стал толкать Реван глыбу, но она не поддалась.
Аго же, не важничая, взял лопату и стал обкапывать камень со всех сторон. Так он и ушел под землю, и Аго, мельче хоть размерами, чем Реван, победил. Ибо знание - сила, господа хорошие! Итак, какие слова вы записали?
Имена собственные. Как они пишутся? Какие еще имена собственные пишутся с большой буквы? Имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия, названия художественных произведений, кинофильмов, спектаклей, театров, марки автомобилей, мотоциклов, телевизоров, магнитофонов, телефонов, организаций, исторических событий.
3 этап «Катапульта вопросов и ответов
Очень важным является написание существительных. С помощью суффиксов существительные образуются от разных частей речи
В существительных, образованных от основ прилагательных, пиши суффиксы:
изн- белизна
ин - глубина
от — красота
ость - усталость
-ность - будущность
От данных слов образуйте новые существительные.
изн- кривой - кривизна, новый - новизна, крутой- крутизна
от- тесный - теснота, мелкий - мелкота, прямой - прямота
-Ичк- или ечк-? Пиши -ичк- в существительных ж.р., образованных от основ на -иц: луковица - луковичка, пиши -ечк- в остальных случаях: ситечко, утречка.
- Е или -И? Обоснуй свой выбор:
Пугов...чка (и - от пуговица ж. р.), врем...чко, кош...чка, нян...чка, им....чко, умн...чка (и - от умница ж. р.)
Необходимо помнить о том, когда нужно писать в именах существительных суффиксы - ИК, - ЕК.
Алгоритм: В уменьшительно-ласкательных суффиксах -ик- (-чик-, -ник-), - ек- пишется и в том случае, если при склонении гласная сохраняется, а если гласная выпадает, пишется е.
Комментируемый диктант. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание:
Белый грибоч...к, тонкий карандаш...к, небольшой кусточ...к, маленький кирпич...к, крепкий ореш...к, неглубокий овраж...к, ненастный денёч...к.
Суффиксы -ИЦ-, -ЕЦ-
В существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ- ( при склонении гласная выпадает): владелец — владельца.
Суффикс -ИЦ- пишется в существительных женского рода (при склонении гласная сохраняется) : владелица — владелица.
В существительных среднего рода пишется суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на окончание, суффикс -ИЦ- пишется, если ударение предшествует суффиксу.
Образуйте от данных существительных новые существительные с суффиксами -ИЦ-, -ЕЦ-:
Хлеб- хлебец, каша- кашица, письмо - письмецо (ср. р.), кожа- кожица, метель- метелица, лужа- лужица.
Алгоритм: В существительных со значением лица суффикс — чик пишется после д, т, з, с, ж: переводчик, разносчик, а суффикс -щик после других согласных: наборщик.
Ь пишется перед - щик после Л: чистильщик, но: погонщик.
Комментируемый диктант. Вставьте, где нужно, Ь в существительные, объясните их написание:
Выбор гласной О или Е после шипящих и Ц в суффиксах и в окончанияхсуществительных зависит от ударения в слове:
под ударением пишется О, без ударения Е:
Составьте словосочетания, укажите слова, которые имеют окончания -ОМ, объясните правильность написания О-Е.
Состязания (борец), дело с (конец), находиться за (рубеж), писать (карандаш), залить (сургуч), находиться под (солнце), залиться (румянец), переписываться с (эстонец),
любоваться (роща).
Объяснительный диктант. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание:
А теперь послушайте сказку. Подумайте, что в ней необычного?
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
Посмотрел я вокруг с доумением.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла частная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не. Какие слова вызвали у вас недоумение? Почему? Как правильно звучит эта сказка? Какую орфограмму, связанную с данными словами, вы вспомнили?
НЕ с существительными
Слитно Раздельно
Без НЕ не упот-тся: Синоним без НЕ Есть противопоставление с А
Неряха, Невежда Недруг (враг) Не правда, а ложь
Вставить пропущенные слова с не-.
Того, кто не доучился, называют ... . (недоучка)
Того, кому не сидится на месте, называют ... . (непоседа)
Того, кто ничего не знает, называют ... .(незнайка)
Как называют очень обидчивого человека, который не понимает шуток...(недотрога)
Слитно? Раздельно? Раскрыть скобки, объяснить правописание не с существительными.
Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
(Не)правдой не проживешь.
Умный человек с одного слова поймет, а (не)вежде и сто слов не поможет.
Подберите к данным существительным слова-синонимы с НЕ-, составьте с некоторыми словами с Не предложения:
болезнь - недомогание
горе -несчастье
рабство - неволя
ложь - неправда
враг - неприятель
отсутствие - неявка
грязнуля -неряха
выдумка-небылица
Друзья в несчастье познаются.
Неправдой весь свет пройдешь, а назад не воротишься.
За неявку на собрание Иванову был объявлен выговор.
Почувствовав недомогание, обращайтесь к врачу.
Алгоритм. Слитное и рездельное написание пол-, полу- с существительными:
пол-листа
пол-лимона перед Л
пол-линии
пол-апельсина
пол-яблока перед гласной
пол-окна
пол-Астаны
пол-Азии перед большой буквой
пол-Европы
полдоски
полпарты слитно перед остальными согласными
полстены
Существительные полумесяц, полузащитник, полутьма слитно с полу-
Раскрыв скобки, объясните написание пол-, полу- в именах существительных:
(Полу)мрак и зной стоят в бору. Этот лес (полвека мне знаком.
Туристы за несколько часов объездили (пол)Москвы.
(Пол)листа были заполнены странными знаками.
В результате наводнения (пол)острова скрылось под водой.
(Пол)села окутал туман.
«Лови ошибку!» (ответ ученика должен быть аргументированным)
1.В существительном девч...нка пишется Ё? (нет: О, под ударением)
Слово неряха пишется раздельно? (Нет. Слитно: без не не употребляется)
В суффиксе существительных чесноч…к, грибоч…к, камеш…к пишется И? (нет: Е: если в родительном падеже выпадает гласная, пишется - ЕК, а если не выпадает, пишется – И).
В суффиксе существительных дом…к, луч…к, птенч…к пишется Е? (нет: И: если в родительном падеже выпадает гласная, пишется - ЕК, а если не выпадает, пишется – И).
В существительном груз…ик пишется суффикс -щик ? (нет: - чик пишется после з, а -щик после других согласных)
Не с существительным пишется слитно: Не правда, а ложь. (нет, раздельно, есть противопоставление с союзом А).
Существительное полметра пишется через дефис? (нет, слитно, не перед л, гласной, большой буквой).
Существительное пол-Австрии пишется слитно? (нет, через дефис, перед большой буквой).
3 этап «Домашнее задание»:
Повторить п. 23-25.
Письменно упр. 269, 273.
3. Написать эссе «Имена существительные в нашей жизни».
Комментарий оценок.
4 этап Рефлексия. «Обмен любезностями»
Говорят, что счастье в общении с людьми, а для того, чтобы это общение было полноценным, необходимо уметь пользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им. И имя существительное - один из ключиков к этим сокровищам.
Учись -
И знание придет.
Никто не сможет помочь,
Коль ты, чуть вспыхнув,
Погас.
Учись не день и не час
И будешь знанием богат,
А знания - истинный клад!
Литература
Бабайцева В. В. Русский язык. Теория, Москва «Просвещение», 1993 год
Гульчин С. Г. Материалы для грамматического разбора на уроках морфологии.
Москва «Просвещение», 1967 год
Журналы « Русский язык в казахстанской школе», Алматы, № 1-5, 2010 год
Кучеренко Н. Д. Орфография. Москва «Лист», 1997 год
Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. Москва «Просвещение», 1980 год
Сабитова З. К. , Жубуева Ф. Х. Русский язык, 10 класс, Алматы «Мектеп», 2006, стр. 112-131
Соколова Г. П. Изучение частиц на уроках русского языка. Москва «Просвещение», 1988 год
Учебно-методическое пособие по подготовке к ЕНТ. Астана, 2010 год