kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с целью повторения и обобщения по теме "Правописание приставок пре- и при-". В процессе урока ведется планомерная подготовка к контрольному диктанту

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»

 Открытый урок по теме: «Правописание приставок пре- и при- Закрепление темы. Подготовка к контрольной работе».

 

         Цели урока:

  • создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;

  • повторить ранее изученный материал о правописании приставок;

  • усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;

  • различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;

  • развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.

 

 

     1. Оргмомент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Я думаю, они пришли разделить со мной радость, увидев, какие вы умные, внимательные и работоспособные. А начнем мы урок с загадки.

2. Стадия целеполагания

  Приставляют нас всегда лишь к началу слова.

И меняем без труда смысл его на новый.

В речи – очень много нас: У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.

И еще другие есть, Всех нас трудно перечесть.

И запомните, друзья, В языке без нас нельзя!


2. Вопросы учителя, направленные на вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач уроков:

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Какой цели мы должны достигнуть?

-Что мы должны сделать, чтобы добиться успеха?


Ну что ж, приступим к выполнению наших задач. Ребята по цепочке диктуют СС, выделяют орфограммы, подбирают проверочные слова.

3. Словарная разминка

Устанавливать рекорд, разыскивать товарища, гигантский корабль, слегка прикоснуться, принести телеграмму, презрительный взгляд, прескверное настроение, претворять мечту в жизнь, приморский бульвар, старинное предание.

4. Стадия вызова

Разминка (блиц)

  • эта приставка имеет значение «очень»;

  • эта приставка пишется в словах приблизиться, привязать;

  • эта приставка имеет значение “пере-”;

  • эта приставка пишется в словах преграда; преступник

  • эта приставка имеет значение неполноты действия;

  • эта приставка пишется в слове приумолкнуть;

  • эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель;

  • эта приставка имеет значение присоединения;

  • эта приставка имеет значение “самый-самый”;

  • эта приставка пишется в словах приморский, прибрежный.

-Вот так мы повторили основное правило.

5. Актуализация знаний

-Ребята на слайде вы видите теоретический материал, который мы составили на прошлых уроках, посмотрите в него и вспомните случаи написания приставок пре- и при-.

Ребята работают с правилом (вспоминая неясные значения и сложные случаи)

6.Словарная работа со словами, в которых упростился состав

Президе́нт. Это слово было заимствовано из французского языка, в котором président восходит к латинскому причастию praesidens (в значении «сидящий впереди») от глагола praesidere — «сидеть впереди». Отметим, что по такому же принципу образовано и русское слово председатель.

Прези́диум. Слово заимствовано из немецкого языка, где Praesidium восходит к латинскому praesidium (буквально — «сидящие впереди»; см. президент). Группа лиц, избранная для руководства собранием, совещанием. Постоянный руководящий орган государственных органов, партийных...

Происхождение слова президиум в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.


7. Стадия осмысления

Прочитайте предложения, записанные на доске.

А) Дубровский со своим кучером поймал двоих  пр..вел их связанных к себе во двор.(А.С.Пушкин «Дубровский») Вставить пропущенную запятую и объяснить правило.

Б) Пр..шли они в город. Пр..вели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. (Сказание о Белгородском киселе ) Найти слова с оглушением.

Учитель: - Откуда эти строки? Что объединяет все выделенные слова?

Выписать выделенные слова, вставить гласные и объяснить: привел, пришли, привели.

(значение приближения)

Одним словом.

Заменить словосочетания одним словом с приставками пре-при.

2 человека у доски (карточки у них по 10 слов)

1.Присоединить при помощи верёвки - привязать
Край при море - приморский
Чуть-чуть открыть окно - приоткрыть
Очень милый – премилый,
Приближение рыбы - приплыла
Участок при усадьбе - приусадебный
Очень неприятный - пренеприятный
Приближение круглого предмета - прикатился
Присоединить при помощи кнопки - приколоть
Не полностью сгорело – пригорело



2.Спросить еще раз (переспросить)

Расположенный у берега (прибрежный)

Очень добрый (предобрый)

Сесть на краешек (присесть)

Немного открыть окно (приоткрыть)

Заболеть, но не сильно (приболеть)

Нарушитель закона (преступник)

Очень скверный (прескверный)

Участок около школы (пришкольный)

Измениться до неузнаваемости (преобразиться)



В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока



«Лови ошибки» ( работа на рабочем листе)

Нам ребята с вами пришло письмо от Пети Ошибкина, он рассказывает нам сказку. Этот текст есть в ваших рабочих листах.

Давайте её прочтём. Может быть, вы что-то заметили? Найдите слова с ошибками и исправьте их. Во всех словах выделите приставку пре-, при-.

Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.

Проверяем по цепочке, по одному предложению, объясняем значение приставок.

В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока (взаимная проверка) работы на листочках

«Допиши словечко»

Ребята, следующее задание. Посмотрите на тексты. Прочтите их и скажите, кто автор этих строк? Уже во второй раз сегодня на уроке мы обращаемся к текстам великого поэта. Может быть, это не случайно?

Ребята, какая знаменательная дата в следующем году связана с этим поэтом?

(6 июня Мы буем отмечать 220 лет со дня рождения великого поэта 1799).

Задание: выписать слова с пропущенными орфограммами, вставив гласную и объяснив значение приставки. (2 человека у доски, у них карточки)

Работа по вариантам.

          1 вариант

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила, да кусочек пр…кусила.

              2 вариант

5) Вмиг тогда мой петушок 
Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.


Словарная работа с устаревшим словом:

Удел — с XIII—XIV вв. в древней Руси часть территории, находившаяся во владении одного князя. 

Учитель: как называются такие слова? (устаревшие)

В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока

 Физкультминутка 

Учитель: встречайте физкультминутку «Приставочки».
(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)


Все мы дружно тихо встали, присмотрелись, приосанились, руки медленно подняли, пригнули пальчики, распрямили их, руки вниз приопустили.
А теперь присели, привстали, присели, привстали, принагнулись, снова приосанились да призадумались : «А ведь преинтересный урок у нас получился!»

И снова присядьте на стул и прислушайтесь к новому заданию.


Творческий диктант

Ребята, обратимся к рабочему листу № 2. Выполните задания в этих листах.

Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.

1 группа (сильные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо () гвоздями. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-. 
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (слабые, карточки синего цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.

Слова для справок: привезти, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.

2. Озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () двух () удавов. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.


Итак, кто желает прочитать текст? Докажите, что это текст. Тип речи. Стиль.

Озаглавим текст.

Представление полученных текстов (по желанию)

В листе достижений поставьте себе оценку за этот этап урока



8.Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.

Вы сегодня очень хорошо поработали. Очень многое повторили, выполнили различные задания. Предлагаю вам оценить урок и свою работу


Перед вами неоконченные фразы

Сегодня я узнал..

Было интересно..

Было трудно..

Теперь я Я научился..

Я приобрел..

Мне захотелось..



9. Домашняя работа

Подготовить для своих одноклассников словарный диктант из 10-13 СС на орфограммы «Правописание приставок пре- и при-»

  

Спасибо всем за работу!

 

 

 

 Дополнительная карточка для сильных обучающихся, которые справляются с основными заданиями раньше других

 Диктант «Проверь себя»

Задание: вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Вставить недостающие знаки препинания и объяснить их постановку.



В ледниковый период на Земле в пещерах жили пещерные медведи. Они часто опускались до больших глубин пр…одолевали в подземельях различные пр…грады. Они карабкались по отвесным стенам узких колодцев проползали по узким коридорам пещер, в которых трудно было даже пр…поднят…ся. Беспредельная тьма пещер не пугала их. Здесь звери резвились, взб…рались по склонам горок скатывались вниз.

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку

Автор: Богданова Наталия Владимировна

Дата: 13.11.2018

Номер свидетельства: 485442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Открытый урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Повторение." "
    ["seo_title"] => string(144) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-m-klassie-bukvy-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-obrazovannykh-ot-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423394822"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Открытый урок русского языка в 6 классе «Разноспрягаемые глаголы»"
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-raznospriaghaiemyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "290664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455010050"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок русского языка 3 класс "Именительный падеж: кто? что?"."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_3_klass_imienitiel_nyi_padiezh_kto_chto"
    ["file_id"] => string(6) "390854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486897919"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок русского языка в 4 классе  «Имя прилагательное» "
    ["seo_title"] => string(65) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "172981"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423910518"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Открытый урок русского языка "Глаголы - исключения" "
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-glagholy-iskliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "208766"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430902821"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства