kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку 5 класс по теме " Дополнение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование умения находить дополнение в предложении, определяять синтаксическую функцию дополнения, употреблять дополнение в речи, для ее полноты. 

Развивать логическое мышление, воспитывать интерес к русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 5 класс по теме " Дополнение"»





Открытый урок по русскому языку на тему "Дополнение". 5-й класс

Качуро Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Молодьковская СОШ»++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Цель:

  • cформировать умения находить дополнение в предложении, определять синтаксическую функцию дополнения;

  • научить различать омонимичные формы Им. И Вин. падежей в предложении; употреблять дополнения в речи для ее полноты;

  • развивать логическое мышление; воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними.

Сегодня ждет тебя успех!
Но чтоб к нему прийти,
Ты помни, что он любит всех
Внимательных в пути.
Серьезным на уроке будь, 
В учебник посмотри,
А если нет ответа в нем
Смекалку прояви!

- Итак, урок русского языка. Ребята, как вы думаете, что поможет Вам сегодня достичь успеха на уроке?

2. Актуализация знаний. Повторение.

- Открыли тетради, записали число, классная работа. Пропустив 2 чистых строчки, выполняем первое задание по повторению.

1) Цифровой диктант

Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: да – 1, нет – 0. (на доске) 1001010101

А) Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения.

Б) Подлежащее – это главный член предложения, который называет действие или состояние.

В) Сказуемое – это часть слова без окончания.

Г) Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

Д) По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

Е) Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные, повествовательные.

Ё) Предложения с одном главным членом называются двусоставными.

Ж) По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

З) Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.

И) Синтаксис изучает словосочетание и предложение

- Проверим работу.

2). Осложненное списывание (на доске)

- Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.

1. Ле...кий ветер (на)ра..свете между лист...ев проб...га...т.

2. Каждый слышал песню дуба.

3. Серый дым струит...ся из избы.

4. Песни всегда посв...щал я Отчизн....

5. Мальчик пиш...т.

- Проверим выполненное задание по цепочке. Молодцы, ребята, кто выполнил задание без ошибок, поставьте себе 5, у кого одна ошибка – 4, у кого 2-3 ошибки -3.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы. А кто допустил ошибки, в следующий раз постарайтесь.

3. Мотивация. Определение темы урока.

- Посмотрите внимательно на 5-е предложение. Чем оно отличается от остальных? (нераспространенное)

- А что можно добавить в предложение? (второстепенные члены предложения) Ну, добавьте какое-нибудь слово, чтобы предложение получилось распространенным? А как называется такой член предложения? (дополнение)

- Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о дополнении)

- А какой член предложения – дополнение? (второстепенный)

- Сформулируйте тему урока. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Запишите тему на пропущенной строчке (слайд)

4. Целеполагание.

- Исходя из темы урока, давайте все вместе определим цели нашего урока. Прочитайте цели нашего урока (слайд)

1) Научиться находить дополнение в предложении;

2) Определять его синтаксическую функцию;

3) Научиться различать дополнение и подлежащее.

4. Первичное закрепление.

- Ребята, с дополнением вы уже знакомились в начальных классах. Что вы помните о нем.

(отвечает на падежные вопросы, подчеркивается черточками, выражено может быть существительным..)

- А какие это вопросы косвенных падежей?

- Давайте сверим наши формулировки с учебником (стр.27)

- Итак, ваша версия подтвердилась. Была ли в тексте новая для вас информация? (Была. Кроме существительного дополнение может выражаться местоимением. Относится к глаголу –сказуемому, управляется сказуемым, обозначает предмет).

5. Применение нового знания.

- Мало знать определение дополнения, важно уметь находить его в предложении.

- Что может помочь это умение сформировать? (памятка, алгоритм)

- Поработаем над алгоритмом нахождения дополнения в предложении.

- Работаем в парах. Используя рабочие материалы (разрезанные листы с описанием действия), составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении. Определите последовательность действий при решении этой грамматической задачи. (слайд )

  1. Найди грамматическую основу.

  2. Найди слово, от которого зависит ВЧП

  3. Выясни, что он обозначает?

  4. На какой вопрос отвечает?

  5. Какой частью речи выражен?

- Используя составленный алгоритм, найдите в предложении дополнение. Докажите свое мнение. Произведите синтаксический разбор предложения.

Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (у доски)

6. Закрепление изученного материала.

1) Работа в парах. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы, выделив грамматическую основу и второстепенные члены предложения. (слайд)

1. Вечером развели мы костер.

2. Яркий огонь костра осветил поляну.

3. Ураган приближался к городу.

4. От цветка исходил нежный аромат.

5. Филька протянул хлеб лошади.

- Проверяем: 1 ученик читает предложение, объясняет орфограммы. Второй находит дополнения.

- Кто справился с заданием без ошибок. Молодцы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7. Проблемное задание.

Послушайте текст.

Встретилась как-то на уроке ребятам такая пословица: Умение родит хотение. (слайд)

- Где же здесь подлежащее, а где дополнение?- спрашивает Люда.

- Обычно в таких случаях, когда Им. п. и В. падежи по форме совпадают, подлежащее стоит на первом месте, - говорит Эдик.

- Но тогда получается неверно: потому что именно хотение порождает умение!

- Значит, надо произносить с особой интонацией. А еще лучше – перестроить предложение...

- Как лучше перестроить это предложение?

- Ребята, а как бы вы справились с этой задачей? Что мы знаем о подлежащем? (Подлежащее согласуется в лице, числе со сказуемым и обозначает лицо или предмет, которое сам действует)

- Так, а дополнение? От какого члена предложения зависит дополнение? (всегда УПРАВЛЯЕТСЯ СКАЗУЕМЫМ).

- Давайте разберемся с таким предложением.

Солнце заслоняет облако. (у доски с комментированием)

- Вдумайтесь в смысл предложения. Может ли солнце заслонить облако? (нет)

8. Самостоятельная работа. Готовимся к ЕГЭ. Умение отличать подлежащее и дополнение понадобится вам на ЕГЭ.(слайд)

1. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений? (слайд)

1) Село украшает сад.

2) Альбом взял мальчик.

3) Алёшино лицо покрывали веснушки.

4) Кирпичи носили каменщики.

2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член предложения.

1. Мы принесли цветы в корзине.

2. Орел громко закричал и расправил крылья.

3. Турция - южная страна.

3. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены предложения.

Дополнение, сказуемое, определение.

2. Определение, обстоятельство, подлежащее.

3. Определение, дополнение, обстоятельство.

9. Взаимопроверка (слайд). Оцени своего друга (слайд)

10. Составь предложения, используя глагол-сказуемое и картинку, отвечая на вопрос?

- Какой член предложения вы добавили в предложение, отвечая на вопрос? (дополнение)

10. Рефлексия.

Продолжите фразу:

  • В предложении есть главные и .....члены предложения

  • Второстепенные члены предложения – это ...., ....., ...... .

  • Дополнение – это ...... член предложения, который отвечает на ...... и обозначает ....

  • Дополнение обычно выражается .......

- Молодцы, ребята. Сегодня вы на уроке работали очень хорошо.

11. Домашнее задание: параграф 57, упр. 440(п) по заданию

Спасибо за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок по русскому языку 5 класс по теме " Дополнение"

Автор: Качуро Елена Николаевна

Дата: 13.11.2020

Номер свидетельства: 563300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) ""Конспект урока русского языка по теме "Дополнение. Виды дополнений" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-dopolnieniie-vidy-dopolnienii"
    ["file_id"] => string(6) "142181"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418231826"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "113800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411053052"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства