kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока поможет учителю в работе. Урок по приемственности ьежду начальным и средним звеном.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»

Индивидуально-групповое занятие по русскому языку.

Тема «Тайны слова»

Тип урока: УОНР

Цель: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Задачи:

Обучающие:углубить знания лексике, по фонетике, орфографии, словообразовании,знакомство с новым разделом – морфология.

Развивающая:развитие способностей к исследовательскому типу мышления.

Воспитывающие:воспитывать чувственное отношение к окружающему миру,

  • учить видеть прекрасное в обычных предметах, явлениях, выражать свои чувства.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, исследовательский дневник.

Наглядность на доске: плакаты с пословицами, схемы состава слова, транскрипция.

УУД

- Регулятивные: • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

- Познавательные: Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в исслед. дневнике, работать над формированием умений выполнения действий по образцу. • Работать над использованием знаково-символичных средств. • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

- Коммуникативные: Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

• Формировать умение слушать и слышать друг друга. • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

- Личностные: • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

• Следовать в поведении моральным и этическим требованиям. • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. Развитие умения работать в группах


-Добрый день, дорогие ребята! У нас в гостях учителя. Поприветствуем их. Как всегда я желаю вам в предстоящей работе успехов .



1. Чтение темы и эпиграфа к уроку с компьютера:

«Слова, дружище, это – как листья на дереве, и,
чтобы понять, почему лист таков, а не иной,
нужно знать, как растёт дерево!..»
 
М.Горький

-Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями?

-А что можно исследовать на занятиях по русскому языку? (части речи, предложение и т.д.)

-Объектом нашего исследования – слово.

-Но слово это не простое, а очень важное.

2. Разгадайте ребус. Слайд  


-Что такое доброта? 
Ну, конечно, слово! 
А исследовать его 
Вы со мной готовы?


-Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке.

-Сегодня мы побываем с этим словом в гостях у пяти родственников русского языка. Вспомните, какие разделы русского языка мы уже изучали?

  • ФОНЕТИКА

  • ОРФОГРАФИЯ

  • СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

  • ЛЕКСИКА

  • МОРФОЛОГИЯ (объяснит учитель)

-Эти разделы помогут нам исследовать слово «доброта».

Слайд 

-Итак, как вы думаете как называется тема нашего урока?

_А какую цель мы перед собой поставим? Слайд.


Разминка «Светофор».

-Я буду говорить утверждения, а вы выберите соответсвующий раздел русского языка


Лексика - раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка

Орфография наука, которая изучает правила написания слов

Фонетика – раздел науки рус.язык который изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию

Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов

Морфология –раздел изучает части речи и грамматические свойства слов



Физпауза

Барбарики «Доброта»


-Итак, свои наблюдения мы будем записывать в исследовательский дневник - тетрадь .


4. Что изучает «Лексика»? (Это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.)

-С помощью чего вы узнавали значение слова?


Хочешь слово ты понять? 
Надо книгу в руки взять. 
Доброта царит везде! 
Поищи-ка в словаре!


- Известно, что каждое слово имеет значение. Какое значение имеет слово «доброта»?

На доске появляются выписки из словарей:

Слайд 

  1. Всё положительное, хорошее, полезное.

  2. Отзывчивость, душевное отношение, стремление сделать добро.

  3. Доброта – (устар. Ценность, качество товара.)

- Сколько значений у слова доброта?

- Как называются слова, у которых несколько значений? (Это слово многозначное).

5. - Давайте поразмышляем о характере слова. Какие чувства, вызывает у вас оно? (Добрые, светлые, солнечные, радостные, приятные…)

- Что такое слова-синонимы? (ласка, нежность…)

- Что такое слова-антонимы: (злость, гнев, ярость…)

Даны словосочетания со словом «Доброта», дети должны подобрать синонимы и антонимы к слову «добрый».


- Добрый человек (добродушный, добросердечный, гуманный человек; злой человек)

Добрые знакомые – лучшие, близкие, дорогие знакомые; нехорошие знакомые.

Добрые дела – полезные дела; ужасные дела, скверные дела.

Добрый совет – хороший, отличный, превосходный совет; никудышный, глупый совет.

ФОНЕТИКА

-Отправляемся в гости к фонетике. Что изучает этот раздел русского языка? (Фонетика – наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.)

- Что помогает нам записать звуки? (Транскрипция.)


А теперь послушай звук. 
Составь транскрипцию, мой друг.


- Составьте транскрипцию слова «Доброта». Запишите её - Давайте проверим, правильно ли вы записали транскрипцию.

Проверяется с доски:

  • [доброта] [дабрата] [добрата]

- Уберите лишние транскрипции.

- Так слово звучит.

-Выполним звукобуквенный анализ слова «доброта»

Сколько же звуков о в слове? Оказывается ни одного звука о в слове нет.
Интересно, почему мы не слышим ни одного звука о, а букву о пишем в двух
случаях? Разобраться в этом нам поможет наука орфография.


ОРФОГРАФИЯ

7. Отправляемся в раздел орфография

- Что такое орфография? (Орфография изучает правила написания слов).

- Разберём по составу слово «доброта», чтобы определить, в какой части слова находится опасное место в слове.

Есть «опасные» места? 
Как проверить их тогда?


- Какая орфограмма в слове «доброта»? (Безударная гласная в корне, безударная гласная в суффиксе).

- Как проверить их написание? (Правило)

- Запишите слово c проверочным в дневник. (Добрый-доброта)

- Написание суффикса тоже можно проверить: подобрать слова с таким же ударным суффиксом: икота, зевота. Значит, пишется суффикс от


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

8. – Что изучает словообразование? (Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов)

- Подберите однокоренные слова. (Предложенные детьми слова появляются на экране, учитель дополняет другие слова) Слайд

Добрый

 

 

Добрососедство

Добренький

 

 

Предобрый

Добряк

 

 

Доброкачественный

Раздобреть

 

 

Добро

Добродушный

 

 

Добрейший

Доброжелательный

 

 

Задобрить

Добросовестный

 

 

Одобрение

Добропорядочный

 

 

Добросердечный

Доброхот

 

 

Предобрый


Слово, знаешь не одно. 
Родни много у него. 
Чтобы слово составлять,
Нам морфемы надо знать.


- Какие части слова вы знаете?

- С помощью чего образовались новые слова? (Приставка, суффикс).       

- Какие из данных слов подходят к схемам:



МОРФОЛОГИЯ

– А теперь отправляемся в раздел «Морфология» – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.



-В начале урока мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость.

Соединить начало пословицы с концом. 

Не одежда красит человека,

 

 

а добрый от радости.

Злой плачет от зависти,

 

 

а хвались добром.

Добрые слова

 

 

 а его добрые дела.

Не хвались серебром,

 

 

а ищи доброты.

В ком добра нет,

 

 

дороже богатства.

Не ищи красоты,

 

 

в том и правды мало.

(Подчёркнутую пословицу дети записывают в исследовательский дневничок).

Слово доброта является существительным.

Доброта-имя существительное, предмет.

1 .Н.Ф. -(что?) доброта

2 .Постоянные признаки:

-нарицательное;

-неодушевленное;

-женский род;

-1-е склонение.

З.Непостоянные признаки:

-ед.ч. (употребляется только в форме единственного числа, так как это отвлеченное имя существительное).


СИНТАКСИС

Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет об этом кто-то знать или нет. Добрый человек-тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой - тот, кто помнит свое добро и забывает свои грехи.


Синтаксический разбор предложения.
Доброго человека дела славят.
Грамматическая основа предложения - дела славят.
Подлежащее выражено именем существительным. Сказуемое выражено глаголом.
По цели высказывания предложение повествовательное.
По интонации - невосклицательное.
Распространенное.
Словосочетания: человека (какого?) доброго,
Славят (кого?) человека.


- Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения. Напомните, в гостях, у каких разделов науки о языке мы сегодня побывали?


Творческая страница. 

Сочинить четверостишие или проделайте такую же работу со словом «радость» и записать все свои исследования в дневник исследователей.



















 Фразеологизм - особое сочетание слов.

Мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом. Если откроем «Словарь русской фразеологии» и посмотрим, какие фразеологизмы со словом добрый встречаются в нем.

1. В добрый путь. а) доброе пожелание тому, кто уезжает.

б) доброе пожелание при начинании нового дела.

2. В добрый час! а) Пожелание удачи, благополучия в пути.

б) Пожелание удачи, благополучия при начинании

какого- либо дела.

 

З.Добро пожаловать! а) Вежливое приветствие, приглашение войти.

Есть фразеологизмы, взятые из фольклора, например,

добрый молодец - молодой человек, отличающийся храбростью, удалью.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку

Автор: Закалина Елизавета Николаевна

Дата: 05.01.2025

Номер свидетельства: 663040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Открытый урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Повторение." "
    ["seo_title"] => string(144) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-m-klassie-bukvy-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-obrazovannykh-ot-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423394822"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Открытый урок русского языка в 6 классе «Разноспрягаемые глаголы»"
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-raznospriaghaiemyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "290664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455010050"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок русского языка 3 класс "Именительный падеж: кто? что?"."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_3_klass_imienitiel_nyi_padiezh_kto_chto"
    ["file_id"] => string(6) "390854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486897919"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок русского языка в 4 классе  «Имя прилагательное» "
    ["seo_title"] => string(65) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "172981"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423910518"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Открытый урок русского языка "Глаголы - исключения" "
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-glagholy-iskliuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "208766"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430902821"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства