kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Как употреблять существительные общего рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

С2 7.1.2.1 – понимать значение слов учебно-образовательной тематики

С5 7.1.5.1 – прогнозировать содержание по заголовку или началу текста

Г4 7.2.4.1 – создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений

Г6 7.2.6.1 – оценивать высказывание (монолог/диалог), основанное на личных впечатлениях/наблюдениях

Ч4 7.3.4.1 – использовать виды чтения, включая поисковое

П3 7.4.3.1 – представлять информацию в виде иллюстраций, сюжетных рисунков, комиксов, с использованием ИКТ

ИЕЯ2 7.5.2.1 – использовать простые осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения.

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут:

Сравнивать тексты; отличать диалогическую речь от монологической речи; правильно употреблять существительные с прилагательными; передавать события, соблюдая последовательность;

Называть слова одним словом или сочетанием; находить в предложении вводные слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Как употреблять существительные общего рода"»

Тема урока: Как употреблять существительные общего рода

Дата: 13.12.2017г.

ФИО учителя Абдыкасимова Орынбала Баймолдаевна

Класс 7

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке


С2 7.1.2.1 – понимать значение слов учебно-образовательной тематики

С5 7.1.5.1 – прогнозировать содержание по заголовку или началу текста

Г4 7.2.4.1 – создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и/или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений

Г6 7.2.6.1 – оценивать высказывание (монолог/диалог), основанное на личных впечатлениях/наблюдениях

Ч4 7.3.4.1 – использовать виды чтения, включая поисковое

П3 7.4.3.1 – представлять информацию в виде иллюстраций, сюжетных рисунков, комиксов, с использованием ИКТ

ИЕЯ2 7.5.2.1 – использовать простые осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения.

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут:

Сравнивать тексты; отличать диалогическую речь от монологической речи; правильно употреблять существительные с прилагательными; передавать события, соблюдая последовательность;

Называть слова одним словом или сочетанием; находить в предложении вводные слова.

Большинство учащихся будут уметь:

Представлять информацию в виде таблицы, схемы;

Составлять постер на заданную тему.

Некоторые учащиеся смогут:

Составлять диалог, опираясь на текст;

Находить в тексте художественно-изобразительные средства;

Создавать аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений.

Языковая цель

Учащиеся могут:

Строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.

Ключевые слова и фразы: склонение, несклоняемые существительные, существительные общего рода.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

русский.

Вопросы для обсуждения:

Сколько в русском языке склонений?

Какие существительные общего рода ты знаешь?

Цель урока

•дать понятие о существительных общего рода;

•развитие умений в определении рода и употреблении их в речи;

•развитие речи учащихся и воспитание любви к русскому языку.

Задачи урока

Образовательная: изучить тему «Существительные общего рода»;

Развивающая: развить творческое мышление, память учащихся;

Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, сотрудничества на уроке.

Предыдущее обучение

Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретённых в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудиоматериалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0 – 2 минуты

І.Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Подарите улыбку друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!

Учебник


Начало урока
















































Середина урока

























































































































Конец урока.


ІІ.Актуализация знаний.

Распределите существительные по родам:

стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, сумка, шарф, море.

Ученики заполняют таблицу.

Целеполагание: О ком идёт речь?

«Умница!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.
«Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.
Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях?
Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?

СРАВНИТЕ.

«Умница, дочка!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.
«Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.

А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных?

Запишите существительные умница, непоседа, соня и определите род.
А так можно?

«Умница, сынок!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.
«Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.
Запишите те же существительные и определите род.
ВЫВОД.

Имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода.

НО

Род – это постоянный признак имён существительных.

Какую проблему мы должны решить сегодня на уроке?

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода?
Как они называются?

Задачи урока:

  • Познакомиться с понятием «общий род» у имён существительных;

  • Сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте;

  • Начать формировать умение употреблять в речи существительные общего рода.

(Деятельность учащихся) К

Учащиеся определяют тему урока.

Запись даты и темы урока в тетрадях.

ІІІ.Изучение нового материала.

Объяснение темы по слайдам.

В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.
Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.

Род имён существительных общего рода мы можем узнать по контексту в зависимости от того, лиц какого пола они обозначают.

Имена существительные общего рода могут быть эмоционально нейтральны, либо иметь эмоциональную оценку (положительную или отрицательную)

Положительная оценка: очень трудолюбивый, старательный человек (трудяга, работяга), умный человек (умница), человек, который много знает (всезнайка);

Отрицательная оценка: неопрятный, грязный человек (грязнуля), тот, кто много и часто плачет (плакса), рассеянный, невнимательный человек (разиня), человек, который зазнается (зазнайка).

Словарная работа

Ябеда – 1)мелкий донос, клевета;2)то же, что ябедник;

Тихоня – тихий, смирный человек;

Соня – любящий много спать человек;

Плакса – тот, кто много и часто плачет;

Лежебока – лентяй, бездельник;

Непоседа – очень подвижный, беспокойный, суетливый ребёнок;

Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры;

Неряха – неряшливый человек;

Белоручка – тот или та, кто боится трудной, грубой работы.

Сирота – ребёнок, у которого умерли один или два родителя

Копуша – тот, кто долго что-то делает, долго возится

Задание классу.

Допишите окончания прилагательных и местоимений

  • Мой брат Витя – настоящ_ забияка.

  • Сестрёнка Оля – всем известн_ тихоня.

Задания группам.

1-группа.

Найдите и подчеркните имена существительные общего рода, определив их род в данных предложениях.

1.Непоседа Ленка вертится целый день около меня.

2.Какая ты неряха, Света!

3.Серёжа просто молодчина!

4.Ира – удивительная забияка!

5-Костя – настоящий плакса!

6.Я такая растеряшка.

7.Марина – удивительная тихоня.

8.Моя сестра такая умница.

2-группа.

Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Этот в гря..ь поле… и ра…,

Что гр…зна рубаха.

Про такого говорят:

Он пл…хой, неряха.

Какую оценку носят существительные общего рода?

Задание.

-Прочитайте выразительно стихотворные строки.

-Выпишите существительные общего рода.

-Какую оценку носят эти слова?

-Определите род этих существительных.

1-группа.

Папа вазу опрокинул;

Кто его накажет?

-Это к счастью, это к счастью,

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью

Это сделал я!

-Ты разиня, ты растяпа!

Скажут про меня.

2-группа.

Старуха сидит под окошком,

На чём свет стоит мужа ругает:

«Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!»

Игра «Кто быстрее?»

  • Драчун, зачинщик ссор и драк

  • Тот, кто любит сладости

  • Кто владеет левой рукой лучше, чем правой?

  • Безобидный, тихий человек.

  • Неаккуратный человек

  • Ненасытный, прожорливый человек

  • Праздный, глазеющий по сторонам

Правило!

Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского пола, так и лиц женского пола. Например: врач Иванов и врач Иванова.

Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине: Врач Иванов (м.р.) выписал (м.р.) рецепт. В женском роде, если речь идёт о женщине: Врач Иванова (ж.р.) выписала (ж.р.) рецепт.

Определение-прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт. Дежурный врач Иванова выписала рецепт.


Прочитайте примеры и ответьте на вопросы.

  • Тренер по гимнастике проводила занятия на свежем воздухе.

  • Тренер требовал от нас полной самоотдачи.

  • Дежурный врач Иванов выписал рецепт.

  • Дежурный врач Иванова выписала рецепт.

-Кого называют выделенные существительные мужского рода?

-Лиц какого пола они обозначают?

-В каком роде употреблены с ним прилагательные?

-Выделенные существительные – это существительные общего рода?

Работа по рисункам. Назовите профессию человека и составьте словосочетание «прилагательное + существительное».

Бухгалтер молодой – молодая

Инженер известный – известная

Врач хороший – хорошая

Творческая работа.

Найдите имена существительные, которые дают резко отрицательную характеристику, а затем слова, которые характеризуют человека положительно.

Задира, чистюля, тихоня, подлиза, ябеда, разиня, забияка, бедняжка, сластёна, обжора, плакса, сладкоежка, рёва, мямля, умница, зануда.

Итог урока.

Какова тема урока?

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Домашнее задание.

-§35. Как употреблять в речи имена существительные общего рода.

-составить кластер на тему «Имена существительные общего рода».
-Упражнение 202. стр. 115. Спишите. Обозначьте род выделенных существительных.


Слайды

№ 2-4




Слайды

№5-9









































Слайды

№11-16


Карточки, картинки




































Слайды

№19-25

карточки

















































Слайд №29




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок "Как употреблять существительные общего рода"

Автор: Абдыкасимова Орынбала Баймолдаевна

Дата: 14.03.2018

Номер свидетельства: 461847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему: § 35 Как употреблять в речи имена существительные общего рода."
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_v_7_klasse_na_temu_ss_35_kak_upotrebliat_v_rech"
    ["file_id"] => string(6) "530777"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1575776198"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Презентация открытого урока в 7 классе на тему: "Как употреблять в речи имена существительные общего рода""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_otkrytogo_uroka_v_7_klasse_na_temu_kak_upotrebliat_v_rechi_imena_s"
    ["file_id"] => string(6) "530844"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1575809367"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "открытый урок по немецкому языку 2 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyi-urok-po-niemietskomu-iazyku-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "108891"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403898129"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "315490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459883088"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства