kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация открытого урока в 7 классе на тему: "Как употреблять в речи имена существительные общего рода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит учебный материал из 22 слайдов, рассчитанных для усвоения школьниками 7 класса темы "Как употреблять в речи имена существительные общего рода"

Просмотр содержимого документа
«Презентация открытого урока в 7 классе на тему: "Как употреблять в речи имена существительные общего рода"»

Как употреблять в речи имена существительные общего рода.

Как употреблять в речи имена существительные общего рода.

дать понятие о существительных общего рода; развитие умений в определении рода и употреблении их в речи; развитие речи учащихся и воспитание любви к русскому языку. Цели урока: задачи урока: Образовательная:  изучить тему «Существительные общего рода»;  Развивающая:  развивать творческое мышление, память учащихся;  Воспитывающая:  воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, сотрудничества на уроке.

дать понятие о существительных общего рода;

развитие умений в определении рода и употреблении их в речи;

развитие речи учащихся и воспитание любви к русскому языку.

Цели урока:

задачи урока:

Образовательная:  изучить тему «Существительные общего рода»;

Развивающая:  развивать творческое мышление, память учащихся;

Воспитывающая:  воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, сотрудничества на уроке.

Распределите существительные по родам: стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, сумка, шарф, море.

Распределите существительные по родам:

стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, сумка, шарф, море.

О ком идёт речь? «Умница!» – сказала мама.  «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.  «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.  Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях?  Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему? Сравните: «Умница, дочка!» – сказала мама.  «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.  «Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.  А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? Запишите существительные умница, непоседа, соня и определите род.   А так можно? «Умница, сынок!» – сказала мама.  «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.  «Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа. Запишите те же существительные и определите род.

О ком идёт речь?

«Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и соня же ты!» – не выдержал папа. Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?

Сравните:

«Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. «Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа. А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных?

Запишите существительные умница, непоседа, соня и определите род.

А так можно?

«Умница, сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка. «Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.

Запишите те же существительные и определите род.

В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.  Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.  Род имён существительных общего рода мы можем узнать по контексту в зависимости от того, лиц какого пола они обозначают.  Имена существительные общего рода могут быть эмоционально нейтральны, либо иметь эмоциональную оценку или окраску (положительную или отрицательную)

В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.

Род имён существительных общего рода мы можем узнать по контексту в зависимости от того, лиц какого пола они обозначают.

Имена существительные общего рода могут быть эмоционально нейтральны, либо иметь эмоциональную оценку или окраску (положительную или отрицательную)

Существительные общего рода окончания  - а, -я  положительная окраска   трудяга, чистюля, молодчина, умница, всезнайка, скромняга, самоучка, душенька, зубрила…  отрицательная окраска   неряха, грязнуля, невежа, невежда, забияка, проныра, задира, торопыга, каналья, ябеда, жадина, белоручка, пьяница, лежебока, тупица…

Существительные общего рода

окончания - а, -я

положительная окраска

трудяга, чистюля, молодчина, умница, всезнайка, скромняга, самоучка, душенька, зубрила…

отрицательная окраска

неряха, грязнуля, невежа, невежда, забияка, проныра, задира, торопыга, каналья, ябеда, жадина, белоручка, пьяница, лежебока, тупица…

Словарная работа (страница 114, упражнение 198)  Ябеда  – 1) мелкий донос, клевета; 2) то же, что ябедник; Тихоня  – тихий, смирный человек; Соня   – любящий много спать человек; Плакса  – тот, кто много и часто плачет; Лежебока  – лентяй, бездельник; Непоседа   – очень подвижный, беспокойный, суетливый ребёнок; Забияка  – тот, кто любит затевать драки, ссоры; Неряха  – неряшливый человек; Белоручка  – тот или та, кто боится трудной, грубой работы; Сирота   – ребёнок, у которого умерли один или два родителя; Копуша  – тот, кто долго что-то делает, долго возится.

Словарная работа (страница 114, упражнение 198)

Ябеда  – 1) мелкий донос, клевета; 2) то же, что ябедник;

Тихоня  – тихий, смирный человек;

Соня   – любящий много спать человек;

Плакса  – тот, кто много и часто плачет;

Лежебока  – лентяй, бездельник;

Непоседа   – очень подвижный, беспокойный, суетливый ребёнок;

Забияка  – тот, кто любит затевать драки, ссоры;

Неряха  – неряшливый человек;

Белоручка  – тот или та, кто боится трудной, грубой работы;

Сирота   – ребёнок, у которого умерли один или два родителя;

Копуша  – тот, кто долго что-то делает, долго возится.

Запомни:  Существительные общего рода -  это одушевлённые существительные первого склонения с окончанием –а, -я, которые обозначают лицо женского или мужского пола в зависимости от смысла речи. человек, город, лебедь (он, мой)- мужской род;  книга, земля, повесть (она, моя) -  женский род;  войско, стремление, имя (оно, моё) - средний род.  Чтобы понять, что такое существительные общего рода, вспомним, что в русском языке все слова имеют постоянный грамматический признак - род. Имена существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трёх родов:

Запомни:

Существительные общего рода - это одушевлённые существительные первого склонения с окончанием –а, -я, которые обозначают лицо женского или мужского пола в зависимости от смысла речи.

человек, город, лебедь (он, мой)- мужской род;

книга, земля, повесть (она, моя) - женский род;

войско, стремление, имя (оно, моё) - средний род.

Чтобы понять, что такое существительные общего рода, вспомним, что в русском языке все слова имеют постоянный грамматический признак - род. Имена существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трёх родов:

Существительные общего рода образуются от слов разных частей речи с помощью суффиксов -ак-, -як-, -енк-, -ин-, -к-,  -л-, -ук-, юл-, -яг-  и др.: зевать → зевака трудолюбивый → трудяга запевать → запевала нежный → неженка лакомиться → лакомка чистый → чистюля жадный → жадина чистоплотный → чистюля работать → работяга.

Существительные общего рода образуются от слов разных частей речи с помощью суффиксов -ак-, -як-, -енк-, -ин-, -к-,  -л-, -ук-, юл-, -яг-  и др.:

зевать → зевака

трудолюбивый → трудяга

запевать → запевала

нежный → неженка

лакомиться → лакомка

чистый → чистюля

жадный → жадина

чистоплотный → чистюля

работать → работяга.

бедняга, бедняжка, бедолага, белоручка, бука, бродяга, брюзга; воображала, вояка, всезнайка, верзила, вышибала, выскочка; горемыка, грязнуля, гуляка; душенька, дылда, детина; егоза, ехидна; жадина, жадюга; забияка, задира, зазнайка, заика, зануда, замарашка, заводила, запевала, зевака, злюка, зубрила; калека, каналья, коллега, коротышка, кривляка, кровопийца, кроха; лакомка, левша, лежебока; молодец, молодчина, мямля; невежа, невежда, невеличка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, незнайка, непоседа, неровня, неряха, неумеха; обжора, одиночка; писака, плакса, подлиза, подпевала, попрошайка, почемучка, привереда, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, пьяница; работяга, разиня, растеряха, растяпа, рёва, ровня; самоучка, сквалыга, скромняга, сладкоежка, сластёна, соня, сутяга; тараторка, тёзка, тихоня, трещотка, трудяга, тупица; умница; ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка; чистюля; шельма; юла; ябеда.

бедняга, бедняжка, бедолага, белоручка, бука, бродяга, брюзга;

воображала, вояка, всезнайка, верзила, вышибала, выскочка;

горемыка, грязнуля, гуляка;

душенька, дылда, детина;

егоза, ехидна;

жадина, жадюга;

забияка, задира, зазнайка, заика, зануда, замарашка, заводила, запевала, зевака, злюка, зубрила;

калека, каналья, коллега, коротышка, кривляка, кровопийца, кроха;

лакомка, левша, лежебока;

молодец, молодчина, мямля;

невежа, невежда, невеличка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, незнайка, непоседа, неровня, неряха, неумеха;

обжора, одиночка;

писака, плакса, подлиза, подпевала, попрошайка, почемучка, привереда, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, пьяница;

работяга, разиня, растеряха, растяпа, рёва, ровня;

самоучка, сквалыга, скромняга, сладкоежка, сластёна, соня, сутяга;

тараторка, тёзка, тихоня, трещотка, трудяга, тупица;

умница;

ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка;

чистюля;

шельма;

юла;

ябеда.

В основном эти слова используются в разговорной речи. А в художественной литературе с их помощью характеризуют персонажей произведения. Очень редки они в публицистическом стиле.  Их не применяют в научном или официально-деловом стиле речи.

В основном эти слова используются в разговорной речи. А в художественной литературе с их помощью характеризуют персонажей произведения. Очень редки они в публицистическом стиле.

Их не применяют в научном или официально-деловом стиле речи.

Василий Петрович — это мой коллега.  Мария Васильевна — это моя коллега.   Слово «коллега» обозначает лицо и отвечает на вопрос кто? Оно грамматически оформлено как существительное первого склонения с окончанием -а и соответственно изменяется по падежам и числам:  единственное число  множественное число  И. п. есть (кто?) коллега коллеги  Р. п. нет (кого?) коллеги коллег  Д. п. идём (к кому?) к коллеге к коллегам  В. п. спросим (кого?) коллегу коллег  Т. п. восхищён (кем?) коллегой коллегами  П. п. думаю (о ком?) о коллеге о коллегах

Василий Петрович — это мой коллега.

Мария Васильевна — это моя коллега.

Слово «коллега» обозначает лицо и отвечает на вопрос кто? Оно грамматически оформлено как существительное первого склонения с окончанием и соответственно изменяется по падежам и числам:

единственное число множественное число

И. п. есть (кто?) коллега коллеги

Р. п. нет (кого?) коллеги коллег

Д. п. идём (к кому?) к коллеге к коллегам

В. п. спросим (кого?) коллегу коллег

Т. п. восхищён (кем?) коллегой коллегами

П. п. думаю (о ком?) о коллеге о коллегах

Задание классу. Допишите окончания местоимений и прилагательных

Задание классу.

Допишите окончания местоимений и прилагательных

  • Мо_ брат Витя – настоящ_ забияка.
  • Мо_ сестрёнка Оля – всем известн_ тихоня.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Наречия» Медленно   встаньте,  резко поднимите руки,  плавно их опустите,  высоко подпрыгните,  низко присядьте,

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Наречия»

  • Медленно   встаньте,

  • резко поднимите руки,

  • плавно их опустите,

  • высоко подпрыгните,

  • низко присядьте,

  • тихо сядьте за парту.
Игра «Кто быстрее?»

Игра «Кто быстрее?»

  • Драчун, зачинщик ссор и драк - забияка, задира
  • Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна
  • Кто владеет левой рукой лучше, чем правой?- левша
  • Безобидный, тихий человек - тихоня
  • Неаккуратный человек - растпяпа
  • Ненасытный, прожорливый человек – обжора
  • Кто владеет правой рукой лучше, чем левой?- правша
  • Праздный, глазеющий по сторонам - разиня
скупой жадина    много ест обжора    драчун  забияка

скупой жадина

много ест обжора

драчун забияка

кто жалуется ябеда   шустрый проныра   хвастунишка воображала   малыш кроха

кто жалуется ябеда

шустрый проныра

хвастунишка воображала

малыш кроха

От чего зависит род этих слов? Приведи примеры… Изменяются ли по падежам? По числам? Какие имеют окончания? Сущ. общ. рода От каких частей речи могут образовываться?

От чего зависит род этих слов?

Приведи примеры…

Изменяются ли по падежам? По числам?

Какие имеют окончания?

Сущ. общ. рода

От каких частей речи могут образовываться?

Домашнее задание: 1) §35. Как употреблять в речи имена существительные общего рода. Выучить правила на странице 113, 114;  2) Упражнение 202 и 204 на странице 115.

Домашнее задание:

1) §35. Как употреблять в речи имена существительные общего рода. Выучить правила на странице 113, 114;

2) Упражнение 202 и 204 на странице 115.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Токтасынов Канат Токтасынович

Дата: 08.12.2019

Номер свидетельства: 530844

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "315490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459883088"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа. "
    ["seo_title"] => string(98) "obshchiie-sviedieniia-o-miestoimienii-kak-chasti-riechi-miestoimieniia-1-2-3-litsa-ied-i-mn-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "189936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427051127"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Интегрированный урок по русскому языку и истории "Цифры и факты" в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-po-russkomu-iazyku-i-istorii-tsifry-i-fakty-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "139995"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417853406"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства