Прочитайте предложение, записанное на доске. (читают про себя, потом вслух все вместе).
Спишите данное предложение в тетрадь. (Списывают).
ШЁЛ ВАСЯ РАННИМ УТРОМ ПО БЕРЁЗОВОЙ РОЩЕ.
Укажите над словами части речи, подчеркните грамматическую основу. (Выполняют задание).
Кто желает выполнить это задание у доски? (Один ученик обозначает части речи, другой-основу).
Молодцы! Отлично справились с заданием.
3. Самоопределение к деятельности.
Ребята, впереди у нас столько интересного! Хочу, чтобы вы были любознательными, активными, внимательными.
Посмотрите на рисунки. На прошлой неделе вы поздравляли своих мам и бабушек с праздником 8 Марта. Скажите какой из весенних букетов вы подарили бы своей маме? Какой из них выглядит интереснее, красочнее? (Отвечают).
Почему? Объясните свой выбор. (Он раскрашен красками).
Какие цвета использовал художник? (перечисляют).
К какой части речи относятся слова, которые вы назвали? (имя прилагательное).
Что такое имя прилагательное? (дают определение).
С какой целью употребляются в речи имена прилагательные?
Речь со мною выразительна, и точна, и убедительна.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
4. Первичное усвоение новых знаний.
Ребята, кто из вас любит сюрпризы?
Возьмите из сундучка один предмет и положите его себе на парту (Яблоко, печенье, груша, конфета, зефир, пряник, мандарин, банан и др.)
Давайте запишем в тетрадях и на доске слова-названия ваших сюрпризов в именительном падеже в единственном числе в столбик. (По цепочке выходят к доске и пишут названия предметов. Проверить правильно ли написали. Спросить у всех так или нет.).
Какой частью речи являются записанные вами слова? (именами сущ.).
Как определили? (Они обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?).
Определите род имен существительных? (определяют все в тетради, один у доски).
Ребята, у кого предметы относятся к мужскому роду пересядьте вместе с тетрадями за парты 1 ряда, у кого женского рода – за парты 2 ряда и среднего рода – за парты 3 ряда. (выполняют).
Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите их.
Ребята, у вас были имена сущ. мужского рода. Какие прилагательные вы к ним подобрали? (писать на доске самой) Также женского и среднего рода.
Как определить род у данных имен прилагательных? ( имя прил. стоит в том же роде, что и имя сущ, с которым оно связано по смыслу).
Итак, подведем итог.
АЛГОРИТМ
1. Находим имя сущ., с которым оно связано.
2. Определяем род имени сущ.
3. По роду сущ. определяем род имени прил.
4. Вспомним окончание прилагательного в форме данного падежа.
5. Первичное закрепление
У вас на партах лежат карточки. Прочитайте словосочетания по цепочке (читают). Мальчики выписывают словосочетания с именем прилагательным мужского рода, девочки с именем прилагательным женского рода. Выделите окончания у имен прил.
Кто желает поработать у доски? (1 мальчик, 1 девочка).
Давайте проверим, как вы справились с заданием. Поменяйтесь тетрадями мальчики и девочки, проведем взаимопроверку. (поверяют).
Сколько словосочетаний вы должны были списать? (5). У кого 5 верных словосочетанием поставьте на полях 5, у кого 4, то оценку 4, тройки сегодня выставлять не будем.
Какие словосочетания вы не списали? Прочитайте. (читают).Почему? (среднего рода).