kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в 9 классе по русскому языку "Язык - к знаниям ключ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  Совершенствование языковых знаний, умений и навыков. Повышение общей языковой культуры, привитие любви к изучению русского языка.

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Словосочетание и простое предложение». Подготовка к ВОУД и итоговой аттестации.

Задачи: Совершенствовать знания о словосочетаниях, односоставных и двусоставных предложениях, формировать умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.

Активизировать имеющиеся знания учащихся; совершенствовать коммуникативные умения; прививать интерес к изучению русского языка; развивать творческие и умственные способности, память, мышление, орфографическую зоркость, культуру речи, умение работать в парах.

Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, формировать чувство патриотизма, бережное отношение к русскому языку.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Методы: словесный, репродуктивный,  практический,  исследовательский, КСО, методы критического мышления: диаграмма Венна, синквейн,  «толстые» и «тонкие» вопросы.

Оборудование:  презентации, таблицы, тесты, карточки, высказывания о языке, учебник, диаграмма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок в 9 классе по русскому языку "Язык - к знаниям ключ" »

КГУ «Ставропольская средняя школа»













Открытый урок

по русскому языку в 9 классе

на тему «Язык - к знаниям ключ»

(Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Способы подчинительной связи в словосочетании. Простое предложение»







Учитель: Касьяненко Н.Г.















2014-2015 учебный год

Цель урока: Совершенствование языковых знаний, умений и навыков. Повышение общей языковой культуры, привитие любви к изучению русского языка.

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Словосочетание и простое предложение». Подготовка к ВОУД и итоговой аттестации.

Задачи: Совершенствовать знания о словосочетаниях, односоставных и двусоставных предложениях, формировать умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.

Активизировать имеющиеся знания учащихся; совершенствовать коммуникативные умения; прививать интерес к изучению русского языка; развивать творческие и умственные способности, память, мышление, орфографическую зоркость, культуру речи, умение работать в парах.

Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, формировать чувство патриотизма, бережное отношение к русскому языку.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Методы: словесный, репродуктивный, практический, исследовательский, КСО, методы критического мышления: диаграмма Венна, синквейн, «толстые» и «тонкие» вопросы.

Оборудование: презентации, таблицы, тесты, карточки, высказывания о языке, учебник, диаграмма.



Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой. Вступительное слово учителя.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. С помощью языка мы выражаем свои мысли и чувства.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в СНГ. Давайте вспомним слова великого Абая:

Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным. Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получишь его, жизнь твоя станет легче.

  • Постановка цели

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

Блиц- опрос по теме «Словосочетание»

А) Что изучает синтаксис? (Синтаксис- это раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения)

Б) Назовите основные единицы синтаксиса? ( словосочетание и предложение)

В) Что такое словосочетание? ( Словосочетание – это синтаксическая единица, состоящая из двух или более знаменательных слов, соединенных подчинительной связью)

Г) Чем отличается словосочетание от слова? (Более точно, конкретно называет слова)

Д) Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)

Е) Какие части речи могут выступать в роли главного слова? ( все знаменательные части речи)

Ж) Как осуществляется подчинительная связь? ( с помощью окончания и предлога)

З) Назовите виды подчинительной связи ( согласование, управление, примыкание)

И) Что такое согласование? ( Согласование – это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже)

К) Что такое управление? ( Управление – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово с предлогом или без предлога ставится в определенном падеже)

Л) Что такое примыкание? (Примыкание – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово неизменяемое и связывается с главным только по смыслу)

М) Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа, однородные члены предложения, сочетание служебного и знаменательного слова)

Н) Назовите виды словосочетаний по строению? ( именные, глагольные, наречные)









  1. Работа в парах по карточкам.

Перед вами высказывание поэта В. Луговского.

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется лицо безграничной радости, ибо безграничны сокровища русского языка.

Вл. Луговской

Задания по тексту:



  1. К кому обращается автор? ( к нам, подрастающему поколению)

  2. Что звучит в высказывании? (призыв)

  3. К какому стилю относится текст? (призывность, агитационность - признаки публицистического стиля)

Выпишите все словосочетания из текста и сделайте синтаксический разбор.

Относитесь бережно и любовно – словосочетание, примыкание, глагольное.

Родному языку - словосочетание, согласование, именное.

Думайте о нем – словосочетание, управление, глагольное.

Страстно любите - словосочетание, примыкание, глагольное.

Вам откроется - словосочетание, управление, глагольное.

Относитесь к языку - словосочетание, управление, глагольное.

Безграничные радости – словосочетание, согласование, именное

Русского языка - словосочетание, согласование, именное.



  1. Работа по учебнику, стр. 20, упр. 45. Составьте и запишите словосочетания с прилагательными - паронимами. (Что называется паронимами?)

1 ряд: великий – величественный ( великий – город, зло, океан, величественный – жест, осанка)

2 ряд: героический – геройский (героический – поступок, народ, время, геройский – подвиг, поступок)





  1. Устно. Определите тип словосочетаний:

А) глагольное б) именное в) наречное



Сформулировать Желанный гость Очень плохо

Тезис Ослепительное Куда-нибудь

Охотно поддерживать солнце подальше

Упорно стремиться девять ночей слева от тебя

Искусство игры



  1. Графический диктант.

Определите способ подчинительной связи в словосочетании и поставьте нужную цифру: 1 – согласование, 2 – управление, 3 – примыкание.

( 1,3,2,2,3,2,3,1,3,2,3)

Лиловые сумерки, быстро удалиться, плывут по воде, стая птиц, шел, оглядываясь, взмахнул рукой, сильно ударился, приятный голос, вышла замуж, услышал шорох, очень далеко.



  1. Повторение темы «Простое предложение»



  1. Прочитайте пословицы и найдите в каждом предложении грамматическую основу.

Терпенье и труд все перетрут. (двусоставное)

Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (односоставное)

  1. Блиц- опрос по теме «Простое предложение»

  1. Что такое предложение? (Предложение- основная единица синтаксиса, имеющая грамматическую основу, обладающая смысловой и интонационной законченностью)

  2. Грамматическая основа – это? (Главный член предложения)

  3. По структуре какие бывают предложения? ( простые и сложные, простые – одна грамматическая основа, сложные – две и более)

  4. По интонации какие бывают предложения? (восклицательные и невосклицательные)

  5. По цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные)

  6. Какие предложения называются распространенными? ( Если есть второстепенный член предложения)

  7. Назовите второстепенный член предложения? ( дополнение, определение, обстоятельство)

  8. Всегда ли грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого? (нет)

  9. Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого? (двусоставные)

  10. Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит только из подлежащего или сказуемого? (односоставные)

  11. Чем может быть выражено подлежащее? (любой частью речи)

  12. Какие виды сказуемых вы знаете? ( простое, составное-глагольное, составное- именное)



  1. Работа по учебнику. Выполнить упражнение 66 на стр. 29.

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, охарактеризуйте способы выражения подлежащего и сказуемого. (по цепочке)

















  1. Составление диаграммы «Венна»

    Единицы синтаксиса



    Связаны по смыслу и грамматически



Предложение



Грамматическая основа



Интонационная и смысловая законченность

Словосочетание



Главное + зависимое слово



Подчинительная связь: согласование управление примыкание



































































  1. Работа в парах. Презентация по теме «Односоставное предложение»

Ребята, вы получили задания для исследовательской работы о типах односоставных предложений. Вам нужно было:

  1. Найти теоретический материал по своей теме;

  2. Подобрать односоставные предложения определенного типа;

  3. Создать слайд – презентацию.

Сейчас мы увидим ваши проекты. Я прочитаю вам слова М. Ломоносова « Умолчание местоимений перед спрягаемыми формами глагола « к украшению и важности служат». Эти слова об определенно – личных предложениях.

Первая презентация « Определенно - личные предложения»

Определенно-личные предложения

Главный член предложения – сказуемое.

Формы сказуемого:

  1. Глагол в форме 1-го лица единственного и множественного числа настоящего времени, изъявительного наклонения.

Люблю грозу в начале мая. Идем по осеннему лесу.

  1. Глагол в форме второго лица единственного и множественного числа настоящего времени.

Восхищаешься чугунным узором оград.

  1. Глагол в повелительном наклонении.

Красуйся Град Петров.

Синононимичны двусоставным предложениям с личными местоимениями в роли подлежащего.


Об этой группе односоставных предложений ученый лингвист А.Пешковский писал следующее: « Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намерено устранено. Намерено представляется как неизвестное, неопределенное» Какие это предложения? Неопределенно личные предложения.


Вторая презентация «Неопределенно-личные предложения»

Главный член предложения – сказуемое.

Формы сказуемого:

  1. Глагол третьего лица множественного числа настоящего или будущего времени.

Ведут ко мне коня.

  1. Глагол прошедшего времени, изъявительного наклонения множественного числа.

Схоронили его за Москвой рекой.

Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо отодвигается на задний план.


Пословицы, поговорки, крылатые выражения делают нашу речь образной, красочной. Многие из них являются односоставными предложениями об особенностях этих предложений нам расскажут ребята из третьей группы.




Третья презентация «Обобщенно-личные предложения»

Главный член предложения – сказуемое.

Формы сказуемого:

  1. Глагол второго лица, единственного числа, настоящего времени, изъявительного наклонения.

Что посеешь, то и пожнешь.

  1. Глагол второго лица повелительного наклонения.

Береги платье снову.

  1. Глагол третьего лица с обобщенным значением. (Все, многие)

Дни поздней осени бранят обыкновенно.


«Безличные предложения», включающие несколько семантико-грамматических разновидностей, - самое пестрое и наиболее употребительная группа односоставных предложений», - считает ученый - лингвист Бабайцева. О них нам расскажут участники четвертой группы.


Четвертая презентация «Безличные предложения».

Главный член предложения – сказуемое.

В этих предложениях нет и не может быть подлежащего.

Значение предложений:

  1. Состояние природы: За окном смеркалось.

  2. Состояние человека: Что же мне так больно и так трудно? (М.Лермонтов)

  3. Состояние окружающей среды: В доме было прохладно.

  4. Выражение желаний, предположения, приказа: Вам не видать таких сражений.

Пятая презентация «Назывные предложения»

Главный член предложения – подлежащее, обозначающее предмет, явление, состояние, событие.

Подлежащее выражено:

  1. Именем существительным

Хохот. Всплески. Брызги.

  1. Количественно- именным словосочетанием

Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь.

  1. Цельным словосочетанием

Волнение среди публики, скандал!

Главный член назывного предложения может быть распространен второстепенными членами. Синий вечер. Роса, простор и тишина полей.

Назывные предложения емки, лаконичны и динамичны.


  1. Закрепление

  1. Работа по учебнику. Упражнение 73, стр. 33. Подчеркните грамматическую основу, определите тип односоставных предложений: 1 вариант – 1,2 предложение, 2 вариант – 3,4 предложение, 3 вариант – 5,6 предложение, 4 вариант - 7,8 предложение.

  2. Выполнить тематический тест по учебнику стр. 38-39.

  1. Обобщение по теме

1.Составление диаграммы «Венна»

Синтаксическая единица

  • Грамматическая основа

  • Смысловая и интонационная законченность

  • Распространенные или

  • нераспространенные



Двусоставное предложение



Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого



Односоставное предложение



Грамматическая основа состоит либо из подлежащего, либо из сказуемого

























2.Игра «Согласен – не согласен»!, в которой надо отвечать либо «да» , либо «нет»

1) Определенно- личные предложения – это односоставные предложения? ( да)

2) Односоставные предложения являются неполными? (нет)

3) Могут ли в неопределенно-личных предложениях сказуемые быть глаголами 1,2 лица? (нет)

4) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (нет)

5) Связаны ли понятия: «безличные глаголы» и «безличные предложения» (да)

6)Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (нет)

7)Может ли назывное предложение быть распространенным? (да)

8) Назывные предложения двусоставные? (нет)

3. Составление синквейна о предложении

Предложения

Яркие, выразительные

Составляю, определяю, применяю,

Люблю великий могучий язык!

Высказывание

  1. Задание по культуре речи.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, очень важно знать язык, уметь владеть его богатством. Работа над своей речью – очень трудная задача, но это нужно делать, иначе ваша речь будет такой же бедной, как у одного из героев стихотворения Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым» (Инсценировка)



- Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…

-Чо?

- Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде…

-Где?

_Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!

- Ну?!

-Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги…

- Гы!

-И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьется ерш…

-Врешь!

-Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, березы, ивы и ольха…

-Ха!

-А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожанье рос…

-Брось!

-Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полет совы, сопенье медленных лосих…

-Псих!

-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны.

Прожить и не понять снега?

-Ага!







2. Работа по учебнику стр.26 упр.60.

Запишите отредактированные варианты, объясните исправления.

Кавалькада, сувенир, крайний слева, дилемма, две половины, премьера, бездна, вакансия, автор, уровень воды.

  1. Домашнее задание.

Выучить правило в параграфе 3. Сделать опорную схему по теме «Простое осложненное предложение»

Выполнить упражнение 78 на стр. 36.



  1. Комментирование оценок.

  2. Рефлексия.

Хочется верить, что каждый из вас вынес из нашего урока важное и полезное для себя, ведь:

Русский язык

Живой удивительный

Учит, объясняет, творит, Береги наш родной язык!

Познание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
открытый урок в 9 классе по русскому языку "Язык - к знаниям ключ"

Автор: Касьяненко Нина Григорьевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок по русскому языку по теме "Разделительный твёрдый знак" в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(85) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-razdielitiel-nyi-tviordyi-znak-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "122100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414152463"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Разработка открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Имена существительные с шипящими на конце" "
    ["seo_title"] => string(125) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-s-shipiashchimi-na-kontsie"
    ["file_id"] => string(6) "226990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440563806"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Разработка открытого урока на тему "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"" "
    ["seo_title"] => string(118) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "222409"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436269997"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по русскому языку "Междометия" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-miezhdomietiia"
    ["file_id"] => string(6) "134459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416751077"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок русского языка "Слова многозначные и однозначные""
    ["seo_title"] => string(53) "urokrusskoghoiazykaslovamnoghoznachnyieiodnoznachnyie"
    ["file_id"] => string(6) "311009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459145880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства