Открытый урок по русскому языку в 9 классе учителя МБОУ СОШ № 12 Шевченко Т.Т. на тему: « Простое осложненное предложение».
Цель урока : повторение пунктуации простого осложненного предложения. Умение различать причастные, деепричастные обороты, видеть структуру предложения.
Оборудование: таблицы, карточки, варианты ГИА.
Грамматика повелевает даже царями.
Ж.-Б. Мольер.
Эпиграф урока напоминает, что мы просто обязаны учить грамматику. И сегодня продолжаем повторять пунктуацию простого предложения. А сейчас напишем « немой диктант». Он будет состоять из одних глаголов.
Учитель молча входит в класс, подходит к столу, открывает журнал, смотрит в него, улыбается, поднимает голову.
- Посмотрим, что получилось. Ученик на доске выписывает глаголы столбиком.
- Образуй от этих глаголов деепричастие. Что это такое? Как образовать? ( входя, подходя, открывая, смотря, улыбаясь).
- Выдели суффиксы. Вид деепричастий ( несовершенный).
- Приведи пример деепричастия совершенного вида.
Релаксация. Отдохнем. Вспомним жаркое лето, речку. Так хочется искупаться. Но что это за звук? Читаем стихотворение Роберта Саути « Ладорский водопад».
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Простое осложненное предложение». »
Открытый урок по русскому языку в 9 классе учителя МБОУ СОШ № 12 Шевченко Т.Т. на тему: « Простое осложненное предложение».
Цель урока : повторение пунктуации простого осложненного предложения. Умение различать причастные, деепричастные обороты, видеть структуру предложения.
Оборудование: таблицы, карточки, варианты ГИА.
Грамматика повелевает даже царями.
Ж.-Б. Мольер.
Эпиграф урока напоминает, что мы просто обязаны учить грамматику. И сегодня продолжаем повторять пунктуацию простого предложения. А сейчас напишем « немой диктант». Он будет состоять из одних глаголов.
Учитель молча входит в класс, подходит к столу, открывает журнал, смотрит в него, улыбается , поднимает голову.
- Посмотрим, что получилось. Ученик на доске выписывает глаголы столбиком.
- Образуй от этих глаголов деепричастие. Что это такое? Как образовать? ( входя, подходя, открывая, смотря, улыбаясь).
- Выдели суффиксы. Вид деепричастий ( несовершенный).
- Приведи пример деепричастия совершенного вида.
Релаксация. Отдохнем. Вспомним жаркое лето, речку. Так хочется искупаться. Но что это за звук? Читаем стихотворение Роберта Саути « Ладорский водопад».
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед убегая в свободном задоре-
Так падают воды в сверкающем быстром Ладоре.
Строчки стихотворения напоминают водопад. В начале 20 века было модно писать стихи, строчки которых имели определенную форму, связанную с содержанием, « фигурные» стихотворения. У В. Брюсова есть ст. в форме треугольника. Разновидность- акростих.
-Какую часть речи использовал автор, в основном, в своем стихотворении?
- Почему не из одних деепричастий состоит предложение? ( Оно обозначает добавочное действие при основном глаголе).
- А теперь продолжим нашу работу на доске. Образуйте от записанных деепричастий оборот. Что такое деепричастный оборот? ( Входя в класс, подходя к столу, приветливо улыбаясь)
- С полученными д. оборотами составьте предложения. ( Входя в класс, не забудь подороваться. Подходя к своей парте, не толкай соседа).
- Расскажите о знаках препинания при д. обороте.
- Составьте схемы предложений.
- Выберите грамматически правильное продолжение предложений:
1. Обдумав план сочинения,
А. Композиция не должна быть нарушена.
Б. Требуется знание художественного произведения.
В. Я стал подбирать эпиграф.
2. Анализируя творчество А.С. Пушкина,
А. Литературоведов ждет много открытий.
Б. Обнаруживается много жанров и направлений.
В. Невольно поражаешься разносторонности его таланта.
-Посмотрим схему.
Простое предложение может быть
Распространено Осложнено
Чем чем
Второстепенных членов 1. Однородными членами,
Предложения ( 2. Обособленными оборотами (
опр. причастными, деепричастными,
доп. сравнительными, уточняющими)
обст. 3. Словами, не являющимися
членами предложения( вводные
слова, обращения)
- Над какой частью схемы мы сегодня работали? Чтобы не ошибиться в пунктограмме, нужно видеть структуру предложения. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. ( Записать, разобрать).