Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Дополнение"
Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Дополнение"
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения, случаи возможного смешения подлежащего и дополнения, выраженного существительным в винительном падеже без предлога; уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога; верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Дополнение"»
Открытый урок русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 5 класс
Дата: 20.10.2015
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения, случаи возможного смешения подлежащего и дополнения, выраженного существительным в винительном падеже без предлога; уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога; верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на работу, позитивная установка.
Фронтальная работа.
Эмоциональный настрой на работу на уроке. Повторение изученного ранее материала.
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Распространенные и нераспространенные предложения)
- Что такое распространенные предложения? Нераспространенные предложения?
- Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?
- Как называют такие члены предложения? (главные).
- Сегодня мы начнем урок изучения второстепенных членов предложения. И познакомимся с одним из них. А для этого нам нужны знания вопросов падежей. Назовите их.
Если падежи не знаешь, Расскажи всем поскорей, Мы уверенно шагаем,
Значит, ум не развиваешь! Сколько знаешь падежей? Падежи на «пять» мы знаем! (Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.).
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На слайде написано предложение:
Дети читают книгу.
Работа в парах.
Каждая пара работает с карточкой, выполняя пошагово задания. На работу отводится 3 минуты и проверяем.
Второстепенные члены предложения
Порядок действий
?
1. Установите, от какого слова зависит слово «книгу». Напишите справа название части речи.
Зависит от (часть речи) _______________
2. Выясните, что обозначает это слово: предмет, признак, действие.
Запишите вывод справа в таблице.
Обозначает ________________
3. Найдите, на какой вопрос отвечает слово «книгу».
Запишите все вопросы падежей справа (кроме именительного).
Отвечает на вопрос ______________
Р.п._____________
Д.п._____________
В.п._____________
Т.п._____________
П.п._____________
4. Определите, какой частью речи выражено слово «книгу».
Выражено ___________________
Проверка.
Второстепенные члены предложения
Порядок действий
Дополнение
1. Установите, от какого слова зависит слово «книгу».
Напишите справа название части речи.
От глагола
2. Выясните, что обозначает это слово: предмет, признак, действие.
Запишите вывод справа в таблице.
Предмет, с которым связано действие или признак
3. Найдите, на какой вопрос отвечает слово «книгу».
Запишите все вопросы падежей справа (кроме именительного).
Отвечает на вопрос Что?
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому7 чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? о чем?
4. Определите, какой частью речи выражено слово «книгу».
Выражено существительным
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какие трудности при выполнении задания возникли?
- Таким образом, с каким второстепенным членом предложения мы сегодня работаем?
- Запишите дату и тему урока в тетрадь.
- Послушаем, что мы должны знать про дополнение. Что еще мы не сказали про этот член предложения?
Физминутка
Работа с раздаточным материалом (таблички-памятки про дополнение)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Таким образом, какова наша цель урока?
- Запишем предложение, выделим главные члены предложения, найдем дополнение, выделим его графически.
Пароход будит город плачущим гудком.
-Почему подлежащим является слово ПАРОХОД, а не слово ГОРОД?
- Что мы должны уметь определять в предложении?
- Итак, мы не должны путать И.п. и В.п.
5. Первичное закрепление с комментированием.
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
Упр. 182 (вместе у доски)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Обобщение полученных на уроке сведений. Оценивание. Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют письменную работу на карточках.
Работа индивидуально на карточках
1. Прочитай предложения.
2. Подчеркни главные члены предложения.
3. Подчеркни дополнение. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху ручкой.
1)Листочек оторвался от ветки.
2) В лесу ребята видели ежа.
3) На дорожках лежат листья.
4) Мы пришли с хорошим настроением.
Самооценка за урок_______, за работу на карточке ______.
(На слайде) Проверка.
1) Листочекоторвалсяот ветки.
2)В лесуребятавиделиежа.
3) На дорожкахлежатлистья.
4) Мыпришли с хорошим настроением.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
1. Что нового узнали на уроке?
2. Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
3. Как вы их преодолевали?
4. Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
5. Чью работу на уроке можно оценить?
6. Объяснение учителем домашнего задания: с. 83 упр. 185.