Открытый урок русского языка в 5 классе "Обращение"
Открытый урок русского языка в 5 классе "Обращение"
Цели урока:научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего,правильно расставлять знаки препинания в предложения с обращением, составлять предложения с обращением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста. Я надеюсь, что вы оставили своё волнение за дверями класса. А на уроке у нас будет присутствовать теплая, дружеская атмосфера. Давайте настроимся на работу: учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2. Фронтальный опрос.
-Какие члены предложения называются однородными?
-Зависят ли однородные члены друг от друга?
-С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
-Какие члены предложения могут быть однородными?
-Приведите свои примеры предложений с однородными членами.
-Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Задание: придумать предложения с данными однородными членами предложения и обобщающим словом при них. Объяснить знаки препинания.
3. Сообщение темы и целеполагание урока.
Павел, ты любишь заниматься спортом?
Маша, какой у тебя любимый сказочный герой?
Алина, чем ты занимаешься в свободное время?
Карина, есть ли у тебя дома кот или собака?
Ребята, а почему вы отвечали на мои вопросы? (Ответы детей)
Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”, научимся находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, уместно использовать обращения в речи в разных ситуациях и познакомимся с правилом расстановки знаков препинания при обращении.
4. Объяснение новой темы.
На доске записаны предложения:
Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.
Куда ты, тропинка, меня завела?
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Спой нам, ветер, про тайны лесные.
Назовите тех, к кому обращаются с речью? Танечка, тропинка, Джим, ветер.
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Но нельзя путать обращение с подлежащим. Сравните предложения:
1. Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
2. Чем вы, гости, торг ведете?
Выделите грамматические основы в каждом из предложений. Обращение не является подлежащим, оно называет того, к кому обращаются с речью.
Нераспространенное обращение состоит из одного слова.
Распространенное обращение состоит из двух и более слов.
Ну,заяц погоди!
Дорогие мама и папа! Я живу хорошо, просто замечательно.
Чего тебе надобно, старче?
Признайся, милая Золушка, тебе очень хотелось бы попасть на бал?
5. Физминутка.
6. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
Ребята, я предлагаю вам провести небольшое исследование и ответить на вопрос, где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме? Откройте учебники на странице .
Правило постановки знаков препинания в предложениях с обращением
Если обращение стоит в начале предложения, то …
Если обращение находится в конце предложения, то …
Если в середине, то …
7. Закрепление: "Задание от ..."
Обратитесь к лицам, изображенных на фото, составив предложения. Расставьте правильно Помните о том, что обращения могут стоять в начале, в конце, в середине предложения.
8.Итоги урока.
Итак, какие вопросы мы с вами рассмотрели сегодня на уроке?
Что такое обращение? Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме?
9. Домашнее задание: выучить правила, выписать из художественных произведений примеры с обращением.