kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обращение". Урок "открытия" новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи»»

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи»

Автор: учитель русского языка и литературы Шаронова Ольга Витальевна

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель:

Знакомство обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Задачи:

1 Предметные:

Научить

  • находить обращение в предложении;

  • отличать обращение от подлежащего;

  • ставить знаки препинания в предложения с обращением;

  • составлять предложения с обращением;

  • выразительно читать предложения с обращением;

2 Метапредметные:

-совершенствовать логическое мышление учащихся, их аналитические способности, умение извлекать и преобразовывать необходимую информацию

- обучить приемам самоанализа, правильной монологической речи

- обогащать словарный запас учеников. Расширять их кругозор.

- развивать творческие способности и воображение

- развивать письменную и устную речь

3 Личностные:

- воспитывать у учащихся интерес к родному языку, сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний

- воспитывать культуру общения учащихся, способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию учащихся в коллективе

Формирование УУД:

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

Используемые методы: эвристическая беседа, исследовательский метод.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, дифференцированная.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор

Структура урока.

1.Организационный момент.(1 мин)

Мобилизующий этап.(Мотивация к учебной деятельности определение темы урока)

2.Целеполагание.(7 мин)

(Включение учащихся в деятельность на личностно –значимом уровне. Дети формулируют чему должны научиться).

3.Актуализация знаний.(8 мин)

4. Изучение нового материала.(10 мин)

5.Физкультминутка.(1 мин)


6.Закрепление нового материала. (7 мин)


7.Подведение итогов. Рефлексия.(3 мин)


8.Домашнее задание.(1 мин)



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

1.Организационный момент.

Мобилизующий этап.(Мотивация к учебной деятельности определение темы урока)


Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё на месте, всё в порядке: книги, ручки и тетрадки?

-Арсений , какая сегодня погода?

-Полина, какой сегодня день недели?

-Артём, ты посещаешь спортивную секцию?

-Ребята ,почему мне отвечали именно вы? Какие слова в предложениях вам помогли? Кого они называли?

-Итак, о каких словах мы сегодня узнаем на уроке?

СЛАЙД 1. ОБРАЩЕНИЕ.

Запись темы в тетради.


2.Целеполагание.

(Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Дети формулируют чему должны научиться).


Слайд 2.слова из стихотворения Пушкина «Няне».

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

-Ребята, как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна).

-Почему эти слова выделены?(Это обращение)

-как называет свою няню поэт?

-в каком падеже стоят слова подруга, голубка? (Им. П.)

-Давайте подчеркнём грамматическую основу.( ты ждёшь)

Слайд 3 подчеркнуть грамм основу ТЫ ЖДЁШЬ.

-а каким членом предложения будут слова подруга и голубка . они ведь тоже в Им. Падеже?(обращение не является членом предложения)

-имеют ли обращения голубка и подруга пояснительные слова? (да)

-Это всё обращение.

-а какие знаки препинания мы увидели?

-прочитайте выразительно этот отрывок . обратите внимание на особую интонацию.( Обращения произносятся с особой интонацией)

Итак, чему мы должны научиться ,что предстоит выяснить?

Дети высказываются.

Слайд 4. Цели:

Отличать обращение от подлежащего.

На письме выделять запятой или восклицательным знаком.

Произносить предложения с обращением с особой интонацией.

-а зачем нам это нужно? Зачем нужны вообще обращения?

Дети высказываются.




3.Актуализация знаний.


Тест . распечатан на каждого лежит заранее на партах.

1.Выбрать правильный ответ.

Слайд 5.

А) Подлежащее-это главный член предложения, который называет действие, состояние или признак.

Б) Подлежащее-это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое либо состояние.

В)Подлежащее-это второстепенный член предложения.

2.В предложении Серёжа пришёл домой и стал делать домашнее задание.

Подлежащим является :

А) задание

Б)Серёжа

В) домой

3.В предложении Серёжа, когда придёшь домой , сделай домашнее задание.

Подлежащим является :

А) задание

Б)Серёжа

В) домой

Г) нет подлежащего.

Проверяем тест , работая в парах.

Слайд 6. Правильные ответы выделяются.

Поднимите руку ,кто не ошибся ни разу. МОЛОДЦЫ! Кто ошибся один или два раза?

МОЛОДЦЫ! С заданием все справились замечательно!

4. Изучение нового материала.


  1. Исследование .Работа в группах.

  2. Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.


  1. Работа в группах:

Так как урок литературы связан тесно с языком, то вам предложены отрывки из сказок. Ваша задача найти обращения и ответить на вопросы (3 минуты)


  1. Раздаточный материал

1.Как называется сказка, из которой ваши отрывки?

2.Какое предложение содержит обращение? Поставьте знаки.

3.К кому обращаются?

4.Чем выражено обращение (словом или словосочетанием)?

1. Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".

2. Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

3. Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!" - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.

4. "Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось!»

  1. Чего тебе надобно , старче?

  2. Ветер, ветер! Ты могучты гоняешь стаи туч.

Вопросы учителя:-что же такое обращение?

-какова его роль в речи?



СТИШОК_ПОДСКАЗКА



Всем нам при обращении поможет обращение. 
Можно смело обратиться к людям, звездам или к птицам. 
На письме не забывай, запятыми выделяй!







Роль обращений в речи.

Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносятся с соответствующей интонацией.

  1. (игра)

Немного поиграем: не называя сказки и её героя, по обращению попробуйте отгадать название произведения (материал прилагается).

 

Материал к игре по сказкам Пушкина. 

  1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

«Здравствуй, красная девица, будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября.» (ласково, влюблено)

«Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи.» (благодарно)

«Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?» (заинтересованно)

«Добрый путь вам, господа, по морю, по окияну к славному царю Салтану» (приветливо)

«Полно, князь, душа моя, не печалься» (нежно, успокаивающе)

«Здравствуй, князь, ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?» (приветливо)

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!» (сварливо)

«Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха.» (умоляюще)

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, дворянкой столбовою?» (возмущённо)

«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна.» (укоризненно)

  1. «Сказка о попе и работнике его Балде».

«Поди-ка сюда, верный мой работник Балда!» (требовательно)

«Зачем ты, Балда, к нам залез?» (угрожающе)

«Балдушка, погоди ты морщить море» (умоляюще)

«Ты, бесёнок, ещё молодёнек, со мной тягаться слабёнек» (насмешливо)

«Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!» (жалеючи)

«Задам тебе, вражонок, задачу!» (строго)

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!» (укоризненно, осуждающе)

  1. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

«Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?» (вопрошающе)

«Постой, бабушка, постой немножко» (уважительно)

«Ой ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел, чуть до смерти не заел» (вкрадчиво, жалобно)

«Что, Соколко, что с тобою?» (встревоженно)

«Свет наш, солнышко! Ты ходишь круглый год по небу» (уважительно, с надеждой)

Вывод:

Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносятся с соответствующей интонацией.



-Какими знаками выделяется?

- В данных отрывках мы увидели что обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.И всегда выделяется знаками.

СЛАЙД6. Со схемами

1.О,_______.

2._____,О ,_______.

3._____,О.

4.О!____.



Сообщени заранее подготовленного ученика « Звательный падеж в русском языке»



В «Сказке о рыбаке и рыбке» нам встретилось слово «старче» (старик).

Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.

 Звательный падеж существовал в церковнославянском языке на правах 7-го падежа, которого уже нет в современном русском языке. Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы. 

Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” и т. д. Она применима только в разговорной речи. (слайд

СЛАЙД.

АЛГОРИТМ.

СЛОВО или сочетание слов-НАЗЫВАЕТ-ЗВАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ-НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ-НА ПИСЬМЕ ВЫДЕЛЯЕМ , или !-МОЖЕТ ИМЕТЬ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА.



5.Физкультминутка



Дождь! Дождь! Лей сильней, 
Чтобы было веселей. 
Гром! Гром! Прогреми, 
Нас развесели. 
Град! Град! 
Сыпь на нас 
Мы все спрячемся сейчас!


- Обратили внимание, что и в словах физминутки встретились обращения. Назовите их. Ученики находят и называют обращения.

6.Закрепление нового материала.



  1. Самостоятельная работа .упрю156 стр.124.Перестроить предложения так , чтобы подлежащие стали обращением. Записать пары предложений. Сравнить их интонацию.

Результатом этого этапа будет самоконтроль, каждый делает вывод, что он уже умеет

2. Речевой этикет- (слайд 21)

Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях, работа в группах

Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы,

но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы

Перед вами этикетные формулы-просьбы

1.Пожалуйста.

2.Будьте так любезны.

3.Будьте добры.

4.Если вас не затруднит.

5.Сделайте одолжение.

6.Не мог бы ты сейчас.

7.Не выполнишь ли ты мою просьбу.

8.Вы не могли бы сказать.

Ситуации:

1.Попросите своих родителей о покупке …

2.Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).

3.Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.

4.Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

5.

6.

Защита работ (один человек от группы).

Какие предложения вы использовали для создания ситуаций?

Комплименты (слайд) в музыкальном сопровождении (Б.Окуджава)

- Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

  • Посмотрите, кто сидит рядом с вами.

  • Как вы обращаетесь друг к другу?

  • Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

  • Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.

  • Кто желает прочесть обращение к однокласснику? ( зачитывается одно!)

7.Подведение итогов.Рефлексия.



Итоги.

-Какие цели ставили?

-Достигли их?


(Осознание учащимися своей учебной деятельности.Самооценка деятельности своей и всего класса.)

Рефлексия деятельности.

Телеграмма(слайд)

  • А теперь оцените свою деятельность на уроке.

На слайде записаны глаголы:

  • старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

  • Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке...

На выполнение работы отводится 2 минуты. ( если вы всё поняли, вам всё понравилось, вы довольны собой и окружающими, то выбирайте лист, на котором будете писать, красного цвета, а если испытывали дискомфорт, волнение, непонимание – голубой)

-Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?

-Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?

8.Домашнее задание.


СЛАЙД .Выписать из сказок Пушкина 4 предложения с обращениями.

Использованная литература:

  1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Е.А.Быстровой. Москва: Русское слово,2013.

  2. Л.И.Мальцева. Русский язык. 5 класс. Тематические тесты по программе М.М.Разумовской. Ростов-на-Дону, 2011

  3. Литература. 5 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч./авт-сост. В.Я.Коровина – М.: Просвещение, 2006.



-






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шаронова Ольга Витальевна

Дата: 17.09.2020

Номер свидетельства: 557723


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства