kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для педагогов русского языка, работающих в 5 классе.  Урок построен с применением игровых технологий, технологии уровневой дифференциации  с применением иллюстративных картинок, творческих заданий для учащихся. Подобранные задания способствую развитию речи учащихся, обогащают их словарный запас, развивают умение работать с текстом, способствуют развитию важных мыслительных процессов- памяти, внимания, сообразительности. Урок поможет обратить внимание на необходимость бережного отношения к родному слову,воспитывает эстетический вкус учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: "Антонимы" »

Открытый урок русского языка в 5 классе

по теме: "Антонимы"


Задачи урока:


Образовательные:


. познакомить учащихся с понятием "Антонимы";

. научить использовать антонимы, определять лексическое значение слова;

. расширить лексический запас учащихся;


Развивающие:


. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

. развивать сообразительность, мышление, внимание, память;

. развивать умение работать с текстом;


Воспитательные:


. воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

. создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка;

. воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;



Ход урока:


1.Проверка домашнего задания.


- Ребята сдают сочинение - миниатюру "Моя мечта" с использованием синонимов (заветная, сокровенная, заповедная; хотеть, желать, мечтать; думать, полагать, считать, мыслить, размышлять и т.д.)

- По очереди называют подобранные ими синонимы к слову говорить (сказать, воскликнуть, заметить, отозваться, откликнуться, промолвить, повторить, заявить, разговорить, болтать произносить, глаголить, вещать, объяснить, вставить, добавить, дополнить, утверждать, шептать, кричать, бубнить, ворчать, ответить и т.д.)

- дают определение синонимов (приводят примеры).

- сдают тетради на проверку

2.Запишите в тетради: число, классная работа и тему урока

Проведем игру "Угадай-ка " . Определите лексическое значение слов и запишите эти слова в тетрадь

1.Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

2.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи

3.Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.

4.Красная строка, отступ вправо в начале слова.

5.Совокупность графических знаков буквенной системы письма.

6.Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях.


Ответы: жюри, алфавит, абзац, вокзал, синоним, фонетика.


3.Объяснение нового материала


На прошлом уроке мы говорили о синонимах - словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Русский язык богат и разнообразен. Есть такие слова, которые имеют противоположное значение - это антонимы (анти - против, онима - имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи.

Употребление антонимов , как и синонимов делает речь более богатой, выразительной , яркой.

Но необходимо помнить, что антонимические пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: умный - глупый, большой - маленький, богатый - бедный.

Антонимы - это обязательно слово одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.


При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слов. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом - высокий дом) , но и к слову благородный (низкий поступок - благородный поступок), возвышенный (низкая цель - возвышенная цель).

Мягкий хлеб - черствый, мягкий диван - жесткий, мягкий свет - резкий, мягкий климат - суровый и т.д.

Например: добрый - злой

(Добрый - относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой - исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы )


Сделаем вывод из усвоенного: что называют антонимами ?


4.Закрепление материала


1.Посмотрите на рисунки , на которых изображены медведь, мышка - норушка, постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимических слов, запишите их в тетрадь.

2.Прочитайте слова Ф.Кривина о русском языке и найдите антонимы.


Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой - и все это язык, язык объединяющий и разъединяющий людей.


А теперь пришел черед

Сыграть в игру "Наоборот"

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь:....... (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь: ........(близко).

Скажу я слово потерял,

А ты кричи скорей ........... (нашел)

Скажу тебе с укором: трус,

Ты гордо скажешь: ............(я храбрец)

Теперь начало я скажу,

А ты ответишь :нет, ............. (конец)


Прочитайте слова Я.Козловского о русском языке и найдите антонимы.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, слово сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать


3.Внимательно присмотритесь к тому, что вас окружает, найдите слова антонимы. Посмотрите на картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы, составить предложения.


4.Самостоятельная работа по карточкам. Выполняют в тетрадях


1

Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.

Больше - меньше

Дело - потеха

Легко - трудно

Посеешь - пожнешь

Летом - зимой

Свет - тьма


2

Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:

Чистые мысли - грязная посуда

Полезный труд - вредное безделье

Сильные мышцы - слабые руки

Вежливый привет - грубый ответ

Ясное утро - пасмурный вечер

Сладкий чай - горькое лекарство


3

Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Корень учения горек, до плод его сладок.

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Добрая ссора, лучше худого согласия.

Правой рукой строит, а левой разрушает.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Сытый голодного не разумеет.


4

К словам левой колонки подберите антонимы из правой

Бодрый

Блеклый

Мокрый

Тихо

Яркий

Медленно

Грустный

Черный

Громко

Тусклый

Быстро

Сухой

Белый

Веселый

Светлый

Плохо

Хорошо

Усталый


5

Заполните таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.


синонимы

антонимы

Мороз



Узкий



Сырость



Честно



Доброта



Горячий



Активный




6

Подобрать синонимы и антонимы к слову отзывчивый

(равнодушный, невнимательный, бессердечный, внимательный, сердечный, душевный, чуткий).


7

Игра "Отгадай, что я".


Я антоним к слову злой,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонад,

А зовут меня ......... (прохлада).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь ......... (тишина)


5. Домашнее задание


- Написать сочинение - миниатюру на тему: "Мы в ответе за тех, кого приручаем"

-Записать в две колонки слова - антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека



Северо – Казахстанская область

Район имени Габита Мусрепова

КГУ «Березовская средняя школа»






Открытый урок русского языка

в 5 классе на тему: «Антонимы»







Подготовила: учитель русского языка

и литературы

Кубжасарова К.С.















2013 – 2014 учебный год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: "Антонимы"

Автор: Кубжасарова Кульше Сейфуллаевна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку русского языка  по теме: «Антонимы, синонимы, омонимы»"
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-sinonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "253561"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447607834"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок русского языка по теме "Слова - антонимы" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "136408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417101673"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация для урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "130404"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415894948"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства