Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: "Антонимы"
Открытый урок русского языка в 5 классе на тему: "Антонимы"
Данный урок предназначен для педагогов русского языка, работающих в 5 классе. Урок построен с применением игровых технологий, технологии уровневой дифференциации с применением иллюстративных картинок, творческих заданий для учащихся. Подобранные задания способствую развитию речи учащихся, обогащают их словарный запас, развивают умение работать с текстом, способствуют развитию важных мыслительных процессов- памяти, внимания, сообразительности. Урок поможет обратить внимание на необходимость бережного отношения к родному слову,воспитывает эстетический вкус учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На прошлом уроке мы говорили о синонимах - словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Русский язык богат и разнообразен. Есть такие слова, которые имеют противоположное значение - это антонимы (анти - против, онима - имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи.
Употребление антонимов , как и синонимов делает речь более богатой, выразительной , яркой.
Но необходимо помнить, что антонимические пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: умный - глупый, большой - маленький, богатый - бедный.
Антонимы - это обязательно слово одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.
При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слов. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом - высокий дом) , но и к слову благородный (низкий поступок - благородный поступок), возвышенный (низкая цель - возвышенная цель).
Мягкий хлеб - черствый, мягкий диван - жесткий, мягкий свет - резкий, мягкий климат - суровый и т.д.
Например: добрый - злой
(Добрый - относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Сделаем вывод из усвоенного: что называют антонимами ?
4.Закрепление материала
1.Посмотрите на рисунки , на которых изображены медведь, мышка - норушка, постарайтесь подобрать как можно больше пар антонимических слов, запишите их в тетрадь.
2.Прочитайте слова Ф.Кривина о русском языке и найдите антонимы.
Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой - и все это язык, язык объединяющий и разъединяющий людей.
А теперь пришел черед
Сыграть в игру "Наоборот"
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь:....... (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: ........(близко).
Скажу я слово потерял,
А ты кричи скорей ........... (нашел)
Скажу тебе с укором: трус,
Ты гордо скажешь: ............(я храбрец)
Теперь начало я скажу,
А ты ответишь :нет, ............. (конец)
Прочитайте слова Я.Козловского о русском языке и найдите антонимы.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, слово сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать
3.Внимательно присмотритесь к тому, что вас окружает, найдите слова антонимы. Посмотрите на картинки с изображением разных времен года и постарайтесь подобрать антонимы, составить предложения.
4.Самостоятельная работа по карточкам. Выполняют в тетрадях
№ 1
Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.
Больше - меньше
Дело - потеха
Легко - трудно
Посеешь - пожнешь
Летом - зимой
Свет - тьма
№ 2
Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
Чистые мысли - грязная посуда
Полезный труд - вредное безделье
Сильные мышцы - слабые руки
Вежливый привет - грубый ответ
Ясное утро - пасмурный вечер
Сладкий чай - горькое лекарство
№ 3
Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Корень учения горек, до плод его сладок.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Добрая ссора, лучше худого согласия.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Сытый голодного не разумеет.
№ 4
К словам левой колонки подберите антонимы из правой
Бодрый
Блеклый
Мокрый
Тихо
Яркий
Медленно
Грустный
Черный
Громко
Тусклый
Быстро
Сухой
Белый
Веселый
Светлый
Плохо
Хорошо
Усталый
№ 5
Заполните таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.